17 декабря 2018 года, 13:01 (UTC+9:00) t в Якутске: -26.1 (09:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

30 миллиардов рублей на развитие детского здравоохранения

30 миллиардов рублей на развитие детского здравоохранения
48 процентов детских больниц нуждаются в модернизации, а в целом ряде регионов их просто нет и надо строить заново. О приоритетных проектах Правительства в социальной сфере изданию рассказала руководитель Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации, заместитель председателя палаты регионов Галина Карелова.
 
 
                               Задачи решаются эффетивнее
 
- Галина Николаевна, проектный подход — относительно новая тема для социальной сферы. Что он даёт?
- Он позволяет обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие и преодолеть бюрократические барьеры в решении наиболее острых проблем развития, повысить эффективность управления. В социальной сфере мы концентрируем финансовые, организационные, трудовые и интеллектуальные ресурсы на решении актуальных задач. Повышение уровня социального обслуживания, медицинской помощи, образования в числе приоритетных. Обратите внимание, большое число стратегических проектов, реализуемых сегодня в стране, имеют социальную направленность.
 
На Втором Форуме социальных инноваций регионов, прошедшем летом 2017 года, эта тема звучала очень активно. Поэтому, вынося ее на Совет, мы ставили две задачи. Первая — посмотреть, насколько регионы продвинулись. Вторая - понять, что мешает применению такого механизма в регионах.
 
Напомню, что старт системному внедрению проектного управления в масштабах страны дало выступление Президента РФ Владимира Путина в 2016 году. Сегодня на федеральном уровне реализуется 37 приоритетных проектов: семь — в здравоохранении, пять - сфере образования, в ЖКХ - проекты ипотеки, арендного жилья, поддержки занятости. Ещё одной новацией стал перевод на проектное управление госпрограмм развития образования и развития здравоохранения. Это уже более серьёзный уровень при использовании такого инструмента. Его применение базируется на передовом отраслевом и региональном опыте.
 
- Какие регионы вы можете отметить?
- Успешные практики уже есть во многих субъектах РФ. По нашей рекомендации Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов обобщает лучший опыт. Созданный им Фонд поддержки в апреле определит первый пул инновационных проектов, которые получат финансовую и методическую помощь. Среди активно работающих в этом направлении регионов — Свердловская область, Республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ, где уже два года ведется такая работа, а Белгородская область работает так уже семь лет.
 
В январе Правительство РФ утвердило план мероприятий по развитию проектной деятельности на 2018 год. Так что системное внедрение этого механизма предусматривается в масштабе всей страны. Появились и его институты — соответствующий департамент в аппарате Правительства, проектные офисы в федеральных органах исполнительной власти и у участников проектов.
 
Кабмин уже планирует дать оценку зрелости проектной деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти. Принцип выбора проектов, технология принятия решений, позволяющих достигнуть результата, их реализация, наличие (и, конечно, обучение) квалифицированных кадров, выстраивание системы мотивации — всё это будет принято во внимание.
 
 
                                                                  Избежать риск дублирования
 
- Поскольку все министерства и ведомства так или иначе занимаются социальными проблемами, не возникнет ли дублирования в их решениях?
- Риск, конечно, такой был. Поначалу предлагалось вычленить все, что касается, например, темы здравоохранения, из всех министерств и создать такой глобальный проект в масштабах страны. Сейчас принят прагматичный подход: есть острые проблемы, которые стоят перед регионами, их решение и становится целью проектов.
 
Приведу пример. Недавно на заседании Совета по региональному здравоохранению мы обсуждали вопрос о приведении в порядок детских поликлиник и поликлинических отделений детских больниц. Этот крупный проект инициировал Президент РФ. На три года на его финансирование выделяется 30 миллиардов рублей. Валентина Ивановна Матвиенко обратилась к президенту с просьбой включить в этот проект и детские больницы. 48 процентов больниц нуждаются в модернизации, а в целом ряде регионов их просто нет и надо строить заново. Надеемся, что в рамках Десятилетия детства все детские медицинские учреждения будут приведены в порядок.
 
- Если «пройти» по отраслям, на что нацелены проекты наших основных социальных ведомств?
- У многих проектов буквально говорящие названия. Например, в Министерстве образования это «Создание современной образовательной среды для школьников», «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда». Реализуются также проекты, направленные на доступность дополнительного образования для детей и подготовку рабочих кадров для передовых технологий. Эти проекты получают очень интересное развитие. Например, стали регулярно проводиться всероссийские открытые уроки по профориентации. При этом используется цифровая инфраструктура всех российских школ. Так, 8 февраля в таком уроке в режиме онлайн участвовали все регионы, 18,5 тысячи школ и 1,5 миллиона детей. Эти уроки смотрят не только школьники и педагоги, но и родители.
 
Или проект, касающийся вузов. В его рамках в регионах создаются университетские центры инновационного технологического и социального развития. Их задача — обеспечить реализацию технологических и социальных проектов. Таким образом, эти «пространства инноваций» должны позитивно влиять на изменения городской и в целом региональной среды. На базе 51 вуза будут созданы университетские центры в 39 субъектах РФ.
 
В системе здравоохранения один из первых проектов был направлен на снижение младенческой смертности. С начала его реализации построены, введены в действие и уже активно работают 84 перинатальных центра. Другие приоритетные проекты — развитие санитарной авиации, маркировка лекарственных препаратов и электронное здравоохранение. Недавно утверждены еще три направления: создание новой модели медицинской организации по первичной медико-санитарной помощи, формирование здорового образа жизни и обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.
 
Результаты налицо. В стране резко снизилась младенческая смертность. В 34 субъектах благодаря использованию санитарной авиации, в том числе там, где ее не было, стала доступнее экстренная медицинская помощь для жителей отдаленных мест. В Чукотском автономном округе, например, почти на 70 процентов увеличилось число вылетов. А в целом в прошлом году совершено более шести тысяч дополнительных вылетов и эвакуировано 8367 пациентов. Это достаточно наглядные итоги.
 
- Вы назвали два министерства. А наше главное социальное ведомство — Минтруд?
- Минтруд является ответственным соисполнителем двух приоритетных проектов — реформы контрольно-надзорной деятельности, а также внедрения системы предупреждения и профилактики ее коррупционных проявлений. Ещё министерство участвует в реализации приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости».
 
Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) — это тоже совместный плод проектного подхода Минтруда и Пенсионного фонда РФ, который и её оператор, и основной проводник. Все базы данных, все меры социальной поддержки консолидированы в этой системе.
 
Еще один проект с участием Минтруда — это федеральный реестр инвалидов. Каждый из них теперь может получить всю информацию о своих правах, возможностях, о том, куда идти и что делать в случае необходимости. Если мы сделаем то же самое для других льготных категорий, то это станет великим продвижением в соцзащите. По поручению Президента РФ началась реализация проекта по внедрению системы долговременного ухода. Ею вместе с Минтрудом занимается Агентство стратегических инициатив.
 
 
                                                                         Кампанейщина не нужна
 
- Помимо концентрации и экономии финансовых ресурсов и времени, в чем еще вы видите достоинства проектного подхода?
- Это работа на конкретный результат. А она всегда эффективнее. Регулируется качество решений и риски. Улучшается межведомственное сотрудничество. Ответственность не размывается, а возлагается на конкретных исполнителей по каждому направлению. Наконец, в процесс вовлекаются не только федеральные, но региональные и муниципальные органы власти. И, что самое, может быть, важное - и граждане.
 
Каким образом? В ноябре 2016 года стартовал приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». За год было благоустроено более 15 тысяч дворовых территорий, полторы тысячи общественных территорий и более ста мест массового отдыха населения. Вся эта работа идет при самом активном участии граждан, становится предметом внимания и направлением деятельности общественных, волонтёрских и некоммерческих организаций, групп граждан — они видят прямую связь между качеством жизни и окружающим городским пространством и используют возможность влиять на это.
 
Или другой пример. Проект по защите населения от фальсифицированных и недоброкачественных контрафактных лекарственных препаратов. В декабре прошлого года принят соответствующий закон. И хотя обязательная маркировка всех лекарств вводится только с 1 января 2020 года, уже год идет эксперимент по маркировке и мониторингу за оборотом отдельных препаратов. Действует мобильное приложение для проверки легальности лекарства, а значит, любой пользователь может высказать свою оценку и выразить свое мнение. И граждане пользуются этой возможностью.
 
- Какие задачи вы считаете актуальными в связи с внедрением проектного подхода? Какие проблемы требуют решения?
- На Совете одной из таких проблем называлось чрезмерное увлечение проектными офисами. Кампанейщина здесь совсем не нужна. Но в то же время все сошлись в том, что следует расширять практику управления проектами, в том числе за счёт инициативного бюджетирования. Желателен, по мнению большинства участников нашего заседания, и более гибкий механизм бюджетного финансирования, который бы предоставлял возможность перераспределения средств между проектами и программами в течение финансового года.
 
Многие также ставили вопрос о разработке стандарта деятельности органов исполнительной власти по организации проектного управления. Среди рекомендаций создание единого информационного ресурса, позволяющего обеспечивать взаимодействие всех участников проектной деятельности. Опыт пока только нарабатывается. Уверена, мы не раз и не два будем возвращаться к этой теме.
 
Одна из серьёзных задач — обеспечить оптимальное участие субъектов в проектах. Для Совета Федерации, как для палаты регионов, это чрезвычайно важно. У всех субъектов разные бюджетные возможности, свои инфраструктурные особенности, которые должны быть учтены, чтобы каждый рубль федеральных субсидий мог максимально эффективно сработать.
 
Собственно, цель сегодняшних изменений в социальной сфере, в том числе и благодаря внедрению проектного подхода, — устранение межрегиональных диспропорций в качестве и доступности социальных услуг, в социальной защищенности граждан. На это же направлена и инициатива Совета Федерации по внедрению «стандарта благополучия» — единого набора социальных услуг, гарантированного для каждого гражданина России вне зависимости от региона проживания. Сочетание этих двух инструментов способно приблизить нас к поставленной цели.
 
Источник: «Парламентская газета» ФС РФ
 
Опубликовано: 8.03.2018 12:01 (UTC +9:00)
Просмотров: 415
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице