30 апреля 2017 года, 19:59 (UTC+9:00) t в Якутске: +7.8 (18:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Александр Жирков выступил на заседании Общественного совета VIII Международного форума «Экология»

Александр Жирков выступил на заседании Общественного совета VIII Международного форума «Экология»
Александр Жирков выступил на заседании Общественного совета VIII Международного форума «Экология»
20-21 марта в Москве в рамках проведения Года экологии в России состоялся VIII Международный форум «Экология».
 
Под председательством первого заместителя председателя комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Николая Валуева на Международном форуме состоялось первое заседание Общественного совета АНО «Общественный форум «Экология». В мероприятии принял участие председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии Александр Жирков.
 
Выступая с докладом об актуальных подходах в сфере нормативного правового регулирования экологии и природопользования на примере Республики Саха (Якутия), Александр Жирков отметил, что опыт Якутии по систематизации подходов, инициативы и предложения для включения в итоговую резолюцию VIII Международного форума «Экология» соответствуют разделу «экологически устойчивое развитие России» и отвечают основным положениям, целям и задачам Совета. По его мнению, хозяйственное освоение территории Якутии будет становиться всё более интенсивным. «В этой связи мы намерены добиться гармонизации экономического роста и вопросов охраны окружающей среды на основе баланса интересов власти, бизнеса и общества», – подчеркнул докладчик.
 
Александр Жирков сообщил, что в настоящее время формируется долгосрочная комплексная Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года, в которой будут определены новые центры развития и связанные с их развитием задачи. Сегодня на территории республики реализуется Концепция развития природоохранного законодательства Республики Саха (Якутия), утверждённая парламентом Якутии в 2011 году. В Концепции обозначено, что одним из основных направлений развития республиканского природоохранного законодательства является систематизация природоохранного законодательства и повышение его эффективности.
 
Первый этап Концепции, рассчитанный на 2011–2016 годы, завершился разработкой и принятием в 2016 году Экологической доктрины Республики Саха (Якутия). По словам председателя Ил Тумэна, Экологическая доктрина Якутии принята в целях перехода к новой модели экологически устойчивого развития, развивает положения Экологической доктрины Российской Федерации и Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Всего два субъекта Российской Федерации – Республика Саха (Якутия) и город Москва – имеют свои региональные экологические доктрины.
 
Спикер Госсобрания (Ил Тумэн) отметил, что Экологическая доктрина Якутии базируется на ряде жёстких принципов: предотвращения техногенных нарушений, влекущих необратимые негативные последствия; недопустимости потери природой способности к самовосстановлению при промышленном развитии, установлении презумпции экологической опасности планируемой экономической деятельности и обязательности оценки намечаемого воздействия на окружающую среду и т.д.
 
Александр Жирков рассказал участникам мероприятия об основных задачах Доктрины. Во-первых, Доктрина принята в целях совершенствования экологической и природоохранной законодательной базы. Во-вторых, призвана усилить государственный, муниципальный, ведомственный, общественный и производственный экологический контроль, включая экспертизу проектов и технологий. Доктрина должна способствовать формированию «зелёной экономики», при которой природные ресурсы осваиваются с соблюдением высоких экологических стандартов, полного возмещения и ликвидации вреда, наносимого хозяйственной деятельностью. Третья задача Экологической доктрины Якутии – формирование целостной системы условий, стимулов и механизмов для развития технологий ресурсо- и природосбережения, формирование «зелёной» инфраструктуры (энергоэффективного и рационального природопользования), реализация комплексных программ охраны окружающей среды для каждого предприятия и муниципального образования. В-четвёртых, Доктрина будет способствовать созданию и развитию новых особо охраняемых природных территорий различного уровня и режима, сохранению и восстановлению популяций краснокнижных, редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания.
 
Пятая задача – решение проблем с отходами. «В Якутии ежегодно образуется в среднем 252 млн. тонн отходов. При этом перерабатываются лишь отдельные виды отходов всего четырьмя предприятиями в Якутске и Алдане. Поэтому первостепенной задачей стала масштабная очистка всей территории республики от накопившихся многолетних отходов, в том числе очистка Арктической зоны Республики Саха (Якутия) от металлолома, которого там уже накопилось 5 млн. тонн и другого мусора. Сегодня в Якутии нет ни одного специализированного предприятия по комплексной переработке отходов. Основная часть отходов I и II классов опасности не обезвреживается. Абсолютное большинство объектов размещения отходов в населённых пунктах не соответствуют требованиям законодательства. Ежегодно увеличивается число несанкционированных объектов размещения отходов. В 80% городских и сельских поселений отсутствует генеральная схема очистки территорий населённых пунктов. Поэтому Доктрина предполагает разработку отдельной региональной программы по обращению с отходами», – пояснил Жирков.
 
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) подчеркнул, что Экологическая доктрина Республики Саха (Якутия) является системой социально-экономических, природно-экологических и правовых принципов и положений, сочетающих инновационные подходы к освоению природных ресурсов и менталитет северных народов с особым и трепетным отношением к экосфере, одухотворением природы и вековыми практиками жизнедеятельности.
 
По словам докладчика, на втором этапе реализации Концепции развития природоохранного законодательства Республики Саха (Якутия) на 2016 – 2020 годы начался процесс создания законодательных и институциональных мер, конкретных механизмов и инструментов государственного регулирования, применение которых направлено на  реализацию Экологической доктрины. В том числе началось создание единой системы природоохранного законодательства. Александр Жирков отметил, что эта задача решается путём кодификации законодательства – разработки Экологического кодекса Якутии. К слову, такие кодексы сегодня уже созданы в Татарстане и Башкортостане.
 
«Сегодня природоохранное законодательство Республики Саха (Якутия) состоит из почти двух десятков законов в сфере охраны окружающей среды и ряда законов республики, регулирующих отношения в сфере природных ресурсов и природопользования. В их числе, например, региональные законы «Об экологическом мониторинге Республики Саха (Якутия)», «О радиационной безопасности населения и окружающей среды Республики Саха (Якутия)», «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)», «Об экологическом образовании и просвещении». Важным является закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». «Работа по созданию Экологического кодекса нашей республики уже началась», – сообщил Жирков.
 
Также спикер парламента Якутии заявил о работе по конкретизации положений экологической доктрины во всех действующих государственных программах республики, в частности, таких как «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы», «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012–2020 годы», «Развитие лесного хозяйства на 2012–2019 годы», «Развитие промышленности Республики Саха (Якутия) на 2017–2021 годы» и других. «Таким образом, мы выстраиваем нормативную правовую платформу обеспечения устойчивого экологически благополучного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», – подчеркнул Александр Жирков и добавил, что подход Якутии в нормативном правовом регулировании вопросов экологии и природопользования, связанный с разработкой экологической доктрины и «дорожной арты» по её реализации, может быть полезен другим субъектам Российской Федерации.
 
Кроме того, Александр Жирков озвучил предложения для включения в итоговую резолюцию VIII Международного форума «Экология». Так, предложил ускорить разработку и принятие федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации»; рассмотреть вопрос о включении в состав Арктической зоны Российской Федерации 13-и муниципальных районов Республики Саха (Якутия), а также рассмотреть возможность разработки и принятия Экологической доктрины Арктической зоны РФ, при этом использовать за основу текст Экологической доктрины Республики Саха (Якутия).
 
В ходе заседания Общественного совета АНО «Общественный форум «Экология» члены Совета утвердили структуру и направления итоговой резолюции, призванной объединить конструктивные предложения участников форума. Принято решение направить итоговую резолюцию в органы государственной власти Российской Федерации.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице