20 августа 2018 года, 02:49 (UTC+9:00) t в Якутске: +15 (00:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Алексей Еремеев: Законодательство республики создает все условия для деятельности Конституционного суда Якутии

Алексей Еремеев: Законодательство республики создает все условия для деятельности Конституционного суда Якутии
Выступление
председателя постоянного комитета Ил Тумэна
по государственному строительству и законодательству
А.И. Еремеева
на круглом столе в Совете Федерации Федерального Собрания РФ:
«Исполнение решений органов конституционной юстиции:
состояние законодательства и перспективы его развития»
 
14 декабря 2017 года
 
 
Добрый день, уважаемые участники круглого стола!
 
 
Принятая 25 лет назад (4 апреля 1992 года) Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) является основным законом республики, обладающим высшей юридической силой, устанавливающим основы правового статуса Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации и личности, их права и обязанности.
 
Судебная власть в Республике Саха (Якутия) имеет своим назначением защиту основ конституционного строя Республики Саха (Якутия), прав и свобод граждан, прав и интересов юридических лиц.
 
Исключительность и важность роли Конституционного суда Республики Саха (Якутия) нашли свое отражение в Конституции республики.
 
Так, в силу статьи 53 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Конституционный суд Республики Саха (Якутия) наряду с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Главой Республики Саха (Якутия) является высшим органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
 
В статье 87 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) закреплено, что Конституционный суд Республики Саха (Якутия) - высший орган судебной власти по защите конституционного строя Республики Саха (Якутия). Конституционный суд республики обладает правом законодательной инициативы (статья 62).
 
Конституция республики установила всего три субъекта права конституционной инициативы и один из них – Конституционный суд Республики Саха (Якутия) (статья 125).
 
Все решения и заключения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по вопросам, отнесенным к его ведению, являются окончательными, вступают в силу с момента их провозглашения и обязательны на всей территории Республики Саха (Якутия) (статья 89).
 
Полномочия, организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия) определяются Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) и Конституционным законом Республики Саха (Якутия) от 15.06.2002 16-з №363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве».
 
В дополнение к статье 89 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Конституционным законом устанавливается, что решения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) обязательны на всей территории Республики Саха (Якутия) для законодательного (представительного) органа, высшего должностного лица республики (высшего исполнительного органа), судебных органов, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (статья 5).
 
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) 7 раз пользовался своим правом законодательной инициативы. Один раз вносил изменение в Закон Республики Саха (Якутия) 859-З № 603-IV  «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия)». Четыре раза вносил изменения в Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» и два раза вносил изменения в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)».
 
С 2016 года Конституционный суд Республики Саха (Якутия) состоит их пяти судей. В Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) 15.06.2016 года в целях оптимизации состава Конституционного суда Республики Саха (Якутия) было внесено изменение, уменьшившее количество судей с семи до пяти. Соответствующее изменение было внесено в Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» 25.10.2016 года.
 
Также в Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» было внесено изменение, установившее, что Конституционный суд Республики Саха (Якутия) правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии большинства от установленного числа судей. Ранее кворум составлял не менее пяти судей.
 
Таким образом, законодательство Республики Саха (Якутия) в полном объеме установило права и полномочия Конституционного суда республики, созданы все условия для ее деятельности и постоянного функционирования.
 
С начала своего формирования 1992 года Конституционный суд Республики Саха (Якутия) вынес всего 140 постановлений, 27 определений.
 
С момента вступления в силу решений Конституционного суда республики правовая позиция Конституционного суда Республики Саха (Якутия), изложенная в мотивировочной части постановления или определения, подлежит обязательному учету парламентом республики, исполнительными и правоприменительными органами Республики Саха (Якутия).
 
Исходя из анализа, принятых Конституционным судом республики  решений, следует, что заявители, в основном, обращаются за толкованием норм в сфере социального обеспечения, земельных отношений. Поскольку Республика Саха (Якутия) является регионом со своей спецификой немало обращений и о толковании положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
 
Например, из последних обращений можно выделить запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Федорова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), заявитель просил разъяснить, вправе ли Государственное Собрание (Ил Тумэн) выражать недоверие Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителям и отдельным министрам Республики Саха (Якутия), в назначении на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие, и какими могут быть конституционно-правовые последствия принятия Государственным Собранием (Ил Тумэн) такого решения.
 
В своем постановлении от 30.06.2015 № 3-П Конституционный суд РС(Я) совершенно правильно исходил из того, что конституционно-правовой смысл положений пунктов 13 и 17 статьи 56 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) может и должен быть выявлен с учетом преследуемых конституционным законодателем и заложенных в этих положениях целей во взаимосвязи с другими положениями конституционного законодательства Республики Саха (Якутия), закрепляющими статусные полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Главы Республики Саха (Якутия), а также регулирующими статус Правительства Республики Саха (Якутия), как органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и конституционно-институциональных элементов, образующих единую систему государственной власти Республики Саха (Якутия) (статья 49 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
 
Как указано в постановлении реализация процедуры выражения недоверия Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отдельным членам Правительства Республики Саха (Якутия) не предполагает императивной обязанности Главы Республики Саха (Якутия) принять решение об отставке соответствующих членов Правительства Республики Саха (Якутия).
 
Конституционный механизм парламентской ответственности исполнительной власти Республики Саха (Якутия) непосредственно не содержит в качестве его составного элемента полномочия парламента республики принимать решение об отставке отдельных членов Правительства Республики Саха (Якутия), либо применять к ним меры дисциплинарной ответственности, так как такие полномочия являются конституционно-правовыми прерогативами всенародно избранного Главы Республики Саха (Якутия), имеющего конституционный статус высшего должностного лица, возглавляющего исполнительную власть Республики Саха (Якутия).
 
Вызывающим дискуссию и, однозначно, интересным, является дело по рассмотрению жалобы гражданина И.И. Антипина на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями статьи 9.10 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.
В жалобе гражданина И.И. Антипина оспаривалась конституционность статьи 9.10 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, на основании которой было возбуждено дело об административном правонарушении, в части, устанавливающей административную ответственность за несанкционированный выезд транспортного средства на лед, где ледовые переправы не оборудованы. Заявитель посчитал, что применение положения статьи 9.10 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях нарушает его конституционные права, предусмотренные статей 17 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), а именно право на свободу передвижения, а также право на отдых, закрепленное в статье 21Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
 
Конституционный суд РС(Я) своим постановлением от 26.12.2014 №12-П признал положение статьи 9.10 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, не противоречащим Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку установленное регулирование основано на объективных критериях, учитывает специфику дорожно-транспортной обстановки на территории Республики Саха (Якутия) в осенний, зимний и весенний периоды и по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства направлено на защиту таких конституционно значимых ценностей, как жизнь и здоровье лиц, находящихся на территории Республики Саха (Якутия), на предотвращение причинения вреда их здоровью и не предполагает вмешательство в сферу правового регулирования, не отнесенного Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) к полномочиям Республики Саха (Якутия).
 
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принимая в учет правовую позицию Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по указанной норме, а также в целях совершенствования правового регулирования рассматриваемых отношений изложил в новой редакции статью 9.10 Кодекса. 
 
Новая редакция статьи 9.10 направлена на уточнение порядка и условий выхода (выезда) на лед в местах, не оборудованных для этих целей, и учитывает природно-климатические особенности и условия Республики Саха (Якутия).
 
А именно устанавливается, что наложение административного штрафа следует при выезде транспортного средства на лед в период введенных ограничений, установленных нормативным правовым актом органа государственной власти Республики Саха (Якутия) или органа местного самоуправления.
 
Завершая свое выступление, хочу сказать, что законодательство Республики Саха (Якутия) старается быть более гибким, уточнять и предусмотреть все случаи применения правовых норм. Поскольку Республики Саха (Якутия) является регионом со своей спецификой и особенностями, обращения о толковании положений отдельных правовых норм неизбежны. В свою очередь, парламент республики, ставит в прерогативу деятельность, направленную на исключение обращений в связи с неопределенностью тех или иных норм. И только общая работа, эффективное и тесное сотрудничество всех органов государственной власти с активным привлечением институтов гражданского общества призваны обеспечить верховенство Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) на всей территории республики.   
 
Опубликовано: 16.12.2017 06:52 (UTC +9:00)
Просмотров: 758
Подпишитесь на наши новости
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице