18 июня 2019 года, 11:03 (UTC+9:00) t в Якутске: 22 (09:00)

«Час эксперта» в Ил Тумэне: "Конституция РФ о правах коренных малочисленных народов Севера: намерения и реальность"

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Якутии 27 марта состоялось мероприятие «Час эксперта» с участием доктора юридических наук, профессора НИУ Высшей школы экономики (Москва) Владимира Кряжкова на тему "Конституция РФ о правах коренных малочисленных народов Севера: намерения и реальность".

 

Открывая встречу, председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев представил гостя: «Владимир Алексеевич Кряжков – доктор юридических наук, профессор факультета права Высшей школы экономики, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова. Более 20 лет он посвятил работе советником Конституционного суда Российской Федерации, занимался вопросами конституционного права, защиты прав коренных малочисленных народов Севера».

 

Спикер парламента отметил, презентация монографии В.А.Кряжкова «Коренные малочисленные народы Севера в российском праве» состоялась в Якутске, в Госсобрании (Ил Тумэн) республики. «Это фундаментальный труд, охватывающий все аспекты жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. По цитируемости Владимир Алексеевич входит в ТОП-10 российских ученых-конституционалистов», - подчеркнул Петр Гоголев.

 

«Этой встречей мы запускаем апробацию нового проекта «Час эксперта», который зародился в шестом созыве Госсобрания (Ил Тумэн), по обсуждению актуальных направлений законотворческой деятельности», - сказал председатель якутского парламента.

 

Владимир Кряжков в своем выступлении особое внимание уделил статье 69 Конституции РФ, которая гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

Отметив, что его всегда интересовала история появления этой статьи, Владимир Алексеевич сказал, что до ноября 1993 года ни в одном проекте Конституции ее не было: «Я долго пытался найти ее автора, но мне это так и не удалось. Она появилась только в том проекте Основного Закона, который был опубликован 2 ноября 1993 года, в разделе «Федеративное устройство». Это было, с одной стороны, неожиданно, а с другой – закономерно».

 

Кряжков напомнил участникам мероприятия о двух важных документах: Уставе об управлении инородцев от 1822 года и Положении об инородцах 1894 года: «Это были основательные документы. Например, Устав состоял из 400 статей, это был своеобразный кодекс, который регулировал разные стороны жизнедеятельности народов, населяющих Россию».

 

По его словам, появление статьи 69 Конституции, безусловно, накладывало определенные обязательства на государство. «В СССР и до СССР коренные малочисленные народы Севера никак не упоминались в нормативных правовых актах. Были народы Севера, народности Севера, малые народы Севера. Первые упоминания без географической привязки появились в 90-ых годах. Важно, что в Конституции речь идет именно о народах, а не народностях. Подчеркивается, что эти народы являются коренными, то есть указана связь с местом их исконного проживания», - считает Кряжков.

 

Подчеркнув, что в статье дана отсылочная норма, норма-ориентир, эксперт сказал: «Это повод для размышления: что такое общепризнанные нормы и принципы международного права? Как вы думаете, о каких международных правовых документах идет речь? О Конвенции Международной организации труда №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, принятой в 1989 году, или Декларации ООН о правах коренных народов от 2007 года?».

 

Он напомнил, что СССР принимал участие в разработке Конвенции 169, но так и не ратифицировал ее. Депутат от Якутии Андрей Васильевич Кривошапкин поднимал вопрос об ее ратификации, вопрос даже был включен в повестку сессии Верховного Совета, но решение не принято до сих пор.

 

Декларация ООН, по словам Кряжкова, по сути, установила современный стандарт прав коренных народов. «Наше государство не ратифицировало конвенцию, осторожно отнеслось и к декларации», - сказал ученый-конституционалист.

 

Говоря о действующем законодательстве, которое касается коренных малочисленных народов Севера, он отметил его декларативность. «Очень много вопросов. Возьмем, например, закон о традиционных охоте и рыболовстве. Что такое свободная охота, приоритетное природопользование, а что такое – «для личного потребления»? Если человек по состоянию здоровья или по возрасту не может сам добыть дичь, значит, он не должен употреблять ее в пищу?», - спрашивает эксперт.

 

В качестве примера Кряжков привел инцидент на Таймыре, где к уголовной ответственности был привлечен глава родовой общины, который делегировал право отстрела диких оленей в пределах выделенной квоты для общины нескольким физическим лицам. «Его привлекли к ответственности за организацию незаконной охоты. Но он оказался человеком настырным, обратился в Конституционный суд РФ. Дело будет рассматриваться 16 апреля. Это первое подобное дело в истории Конституционного суда России, и будет иметь большое значение», - информировал Владимир Алексеевич.

 

Эксперт считает, что необходимо совершенствовать законодательство, касающееся коренных народов, - как федеральное, так и региональное. «Законов много, они «рыхлые», не системные. Пришла пора не наращивать их, а систематизировать. Это может быть один большой закон или кодекс, не важно. Главное – это должен быть качественный документ, усовершенствованный», - сказал Владимир Кряжков.

 

Вице-спикер якутского парламента Виктор Губарев поблагодарил эксперта от имени народных депутатов республики, сотрудников аппарата Госсобрания (Ил Тумэн) за интересную лекцию и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество при работе над региональным законодательством в области прав коренных малочисленных народов Севера.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 27 марта, 2019 - 18:00
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице