13 ноября 2019 года, 23:44 (UTC+9:00) t в Якутске: -24 (03:00)

Доклад Прокопьева В.М. на тему «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)»

Уважаемые участники 1-го Нефтегазового форума!

 

Парламент республики уделяет особое внимание на решение вопросов охраны окружающей среды, так в 2016 году утверждена Экологическая доктрина Республики Саха (Якутия), которая представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение экологической безопасности с учётом природно-климатических особенностей Республики Саха (Якутия). Целью Экологической доктрины является обеспечение на территории Якутии экологической безопасности как основы стратегического развития Республики Саха (Якутия). Суть основного принципа Экологической доктрины республики – в обеспечении устойчивого состояния окружающей среды и её дальнейшего саморегулируемого развития, полное соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

 

В доктрине особое  внимание уделено вопросам природопользования  с учетом природно-климатических условий Якутии, взаимодействию республики, органов местного самоуправления с недропользователями в области экологической ответственности.

 

Каждый из Вас осуществляет деятельность на определенной территории, так или иначе, затрагивая интересы местного населения, внося изменения в окружающую природную среду. Возникают и спорные моменты, недопонимания с обеих сторон. Порой муниципальные образования даже не владеют информацией о том, какой недропользователь ведет свою деятельность на их территории. В комитет до настоящего времени поступают такие обращения. Для их урегулирования 3 июля 2018 года принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)», которым установлены основы правового регулирования взаимодействия недропользователей и органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, общин коренных малочисленных народов Севера и граждан.

 

Статьей 15 Закона РФ «О недрах» задачей государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации. Закон республики раскрывает данную задачу, вводится понятие ответственного недропользования и устанавливается норма поведения социально ответственных недропользователей, определяются направления деятельности социальной ответственности недропользователя в сферах социально-экономического развития соответствующей территории и охраны окружающей среды и экологической безопасности.

 

Законом устанавливается, что недропользователи, придерживающиеся принципов ответственного недропользования, подписывают соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития с и (или) Правительством Республики Саха (Якутия), муниципальными образованиями, с сообществами коренных малочисленных народов Севера, разрабатывают и реализовывают свою экологическую декларацию, ежегодно отчитывается перед населением о результатах воздействия на окружающую среду и мерах, направленных на сохранение окружающей среды и развитие соответствующих территорий. Законом устанавливается, что заключение Соглашения может быть инициировано недропользователем или органами исполнительной власти, муниципальных образований, организациями коренных малочисленных народов. Закон представляет юридическую базу для заключения таких Соглашений.

 

Закон устанавливает осуществление государственного и общественного мониторинга недропользователей по исполнению требований законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) об охране окружающей среды и выполнения обязательств соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития. Закон также предусматривает составление рейтинга недропользователей по результатам мониторинга. В настоящее время Правительством республики разрабатываются подзаконные акты для реализации Закона и, начиная с 2020 года, Закон на практике будет работать в полную силу.

 

Отмечу, что в действительности, недропользователь приходит на территории, извлекает прибыль, а в силу норм налогового законодательства регион и муниципалитеты не получают от этого своей выгоды. Львиная доля налогов на добычу полезных ископаемых поступает в федеральный бюджет, а субъекты Российской Федерации, на территориях которых ведется основная добыча природных ресурсов, остаются дотационными регионами. Недропользователь должен принимать посильное участие в развитие территорий, на которых они ведут свою деятельность и нередко извлекают сверхдоходы.

 

Кроме того, не секрет, что компании на сохранение экологии направляют далеко не достаточные суммы. Примеров можно привести много.

 

Считаем, что недропользователь, в первую очередь сам должен быть заинтересован в заключении соглашения, выполнении условий для включения в его рейтинг ответственных недропользователей. Это, в свою очередь позволит ему получить дополнительные налоговые льготы, что положительно скажется на его финансовой деятельности.

 

Добывающая промышленность республики формирует сейчас порядка 50 процентов валового регионального продукта. Присутствие добывающих предприятий на территории республики должно  положительно влиять и на занятость, на развитие местной инфраструктуры и решение местных вопросов.

 

Между тем, в настоящее время подписано около 40 соглашений с хозяйствующими субъектами. Надо отметить, при отдельных положительных примерах построения конструктивных отношений с хозяйствующими субъектами социально ответственных инициатив от недропользователей поступает все же, мягко скажем, на недостаточном уровне.

 

Уважаемые участники форума, недропользователи, предлагаю каждому из вас детально ознакомиться и руководствоваться в своей деятельности принципами Экологической доктрины Республики Саха (Якутия) и Законом Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)». Эти два документа должны стать настольной книгой каждого недропользователя.

 

Немного остановлюсь на кадровом обеспечении экологических служб. Считаю, что экологические службы компаний, действующих на территории республики, должны возглавлять представители местного населения, знающие особенности своего родного края и болеющие за его сохранность. Производственные экологи должны напрямую подчиняться генеральному директору компании или даже Совету директоров, а не руководителям структурных подразделений. Возможно включение руководителей экологических служб в Совет директоров компаний.

 

Вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности деятельности компаний должны быть в приоритете. От этого будет зависеть, в первую очередь, бесперебойная деятельность компании на территории республики. А для этого необходимо сформировать сильную экологическую службу, которой бы руководил представитель местного населения.

 

Еще раз подчеркну, что каждый из Вас должен быть сам заинтересован в заключении Соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития, целью которого является организация взаимодействия недропользователя и органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, общин коренных малочисленных народов Севера, для создания и функционирования рационального и безопасного недропользования, а также выполнение социальных обязательств недропользователем.

 

Нефтегазовая отрасль имеет свою славную историю, и вы как недропользователи, приходящие на конкретные территории, обязаны заключать соглашение с соответствующим муниципальным образованием и оговаривать в нем свое участие в социальном, экономическом развитии, в том числе о соблюдении требований экологической безопасности, включая соблюдение на территории республики требований Экологической доктрины Якутии.

 

Благодарю за внимание и выражаю надежду на взаимное сотрудничество.

 

Опубликовано: 29 августа, 2019 - 16:53
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице