26 сентября 2017 года, 23:45 (UTC+9:00) t в Якутске: +6.9 (21:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Елена Голомарева: Законопроект не соответствует закрепленным Конституцией Российской Федерации принципам

Елена Голомарева: Законопроект не соответствует закрепленным Конституцией Российской Федерации принципам
На официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов 31 мая 2017 года опубликован  проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»,  имеющий актуальное значение для нашей республики. В связи с этим, мы попросили Председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елену Голомареву ответить на наши вопросы.
 
- Елена Христофоровна,  законопроект предлагает внести существенные изменения, дополнения в действующий федеральный закон.  Насколько целесообразна корректировка этого закона?
 
- Территории традиционного природопользования решают вопросы  народосбережения, защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, сохранения территорий для будущих поколений, традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов, традиционного хозяйствования. Федеральный закон в действующей редакции актуален и полезен сегодня как никогда, это самый гуманный,  самый работающий на коренные малочисленные народы. Поэтому мы считаем, что этот закон нельзя  кроить, нельзя изменять заложенные в нем идеи.  В Республике Саха (Якутия) создано 59 территорий традиционного природопользования местного значения, и это мы считаем большим достижением в защите прав и интересов коренных малочисленных народов, наш опыт был бы полезен для других регионов.
 
- Какова ваша позиция по данному законопроекту?
 
- Разработанный и размещенный на сайте для обсуждения проект закона - антинародный, агрессивный по отношению к аборигенам, он ухудшает положение, которое закреплено действующим законом и не соответствует закрепленным Конституцией Российской Федерации принципам.  Действующий федеральный закон подвергается не корректировке, а фактически  заменяется совершенно иным законом. Так, изменяются само понятие территорий традиционного природопользования, принципы, на которых был построен закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», предмет правового регулирования, цели, поставленные законодателем.
 
Недавно Президент РФ Путин В.В. сказал, обращаясь ко всем руководителям регионов, что мы должны быть честными перед своим народом. Мы говорим честно и откровенно: законопроект несет угрозу и сеет недоверие к намерениям  авторов  данного документа.
 
- Какие меры народные депутаты будут принимать для отстаивания интересов  жителей нашей республики?
 
- Мы обратились к руководителю Федерального агентства по делам национальностей  Игорю  Баринову и направили для рассмотрения заключение постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
 
Далее  предлагаем ознакомиться с текстом заключения постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики попроекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 
Заключение
 
постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», а также отдельные законодательные акты Российской Федерации», размещенный на http://regulation.gov.ru/projects#npa=66793
 
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», а также отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает положения о внесении изменений в семь федеральных законов, содержащих нормы о территорияхтрадиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
 
Анализ законопроекта показывает, что Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» подвергается не корректировке, а фактически  заменяется совершенно иным законом. Так, изменяются само понятие территорий традиционного природопользования, принципы, на которых был построен закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», предмет правового регулирования, цели, поставленные законодателем. Если прежде закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» базировался на презумпции уязвимости коренных малочисленных народов и необходимости повышенной защиты их прав и интересов, то предлагаемые положения позволяют в этом усомниться. Так, Федеральный закон о ТТП является конкретизацией Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», который закрепил право КМН на пользование землей. ФЗ О ТТП является гарантией прав и законных интересов КМН на пользование землей и иными природными ресурсами в границах соответствующих территорий, то есть ТТП. Федеральный закон о ТТП является документом, заключившим в себя идею защиты ТТП от промышленного освоения и закрепления ТТП за коренными малочисленными народами, содержавшихся в постановлении Верховного Совета СССР «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» от 27 ноября 1989 года, Указе Президента РФ от 22 апреля 1992 года «О неотложных мерах по защите мет проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера», Федеральном законе от 19 июня 1996 года «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». Постановлением Верховного Совета было рекомендовано осуществить в 1990 году закрепление территорий традиционного природопользования, не подлежащих отчуждению под промышленное освоение, за коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока (пункт 11), Указом Президента РФ предписано органам исполнительной власти в целях обеспечения законных прав и интересов малочисленных народов Севера, сохранения и развития традиционных форм их хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям, а также создания дополнительных механизмов по обеспечению экологической безопасности в районах промышленного освоения Севера определить в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера территории традиционного природопользования, которые являются неотъемлемым достоянием этих народов и без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием, по ФЗ «Об основах государственного регулирования …» одним из составляющих государственного регулирования развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера являлось определение порядка закрепления за коренными малочисленными народами Севера территорий традиционного проживания, хозяйственной деятельности и природопользования (статья 11). Законопроект допуская детальность хозяйствующих субъектов на ТТП, не учитывает уязвимость и трудность восстановления природы на ТТП и вступает в противоречие с идеей создания ТТП.
 
С точки зрения юридической техники, статья 1 законопроекта подготовлена без какого-либо учета правил юридико-технического оформления законопроектов. Например, предлагается «новая редакция» статей 5, 8, 11, 12. Между тем новой редакцией статьи закона является уточнение существующих формулировок, но не изменение содержания статьи закона.
 
Имея в виду, что содержательно предлагаемые изменения в закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» носят принципиальный характер, следовало бы избрать иную форму изменения правового регулирования.
 
Однако в таком случае следовало было обосновать необходимость вмешательства в правовое регулирование отношений, возникающих по поводу территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, указать на аргументы в пользу осуществления вмешательства, оценить положение дел и т.д.
 
Без достаточной и веской аргументации проектируемый закон снижает уровень защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, выводя территории традиционного природопользования из категории особо охраняемых территорий. Такое исключение противоречит целям защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов. В соответствии с Федеральным законом о территориях традиционного природопользования его целями являются защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов, сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия (статья 4).
 
Законопроект устанавливает не соответствующее природе традиционного природопользования правило, согласно которому коренные малочисленные народы обязаны заключать соглашения с органами государственной власти об использовании территорий традиционного природопользования.
 
Из закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»  исчезает понятие правового режима территорий традиционного природопользования. Вместо него законопроект определяет условия использования территорий традиционного природопользования, допускающие в границах территорий традиционного природопользования экономическую и иную хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов. Данное изменение противоречит ЗК РФ (часть 4 статьи 97), в соответствии с которым «в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков».
 
Согласно Федеральному закону о ТТП территории традиционного природопользования образуются для ведения коренными малочисленными народами для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни (преамбула Закона о ТТП) и создаются на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей (ст. 6,7,8). Законопроектом усложняется порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов. В то же время законопроектом закладывается неопределенность в правовое регулирование порядка образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Таким образом изменение в части порядка образования ТТП противоречит нормам международного права, в частности Декларации о правах коренных народов.
 
Таким образом, предлагаемый законопроект вместо совершенствования законодательства в сфере защиты прав и интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока направлен на ухудшение существующей ситуации.
 
На наш взгляд опубликованный для общественного обсуждения законопроект не может быть принят к рассмотрению, а концепцию необходимо переработать в свете защиты конституционных прав малочисленных народов Севера на исконную среду обитания и традиционный образ жизни на основе законодательной и правоприменительной практики субъектов Российской Федерации.
Опубликовано: 27.06.2017 14:22 (UTC +9:00)
Просмотров: 282
Подпишитесь на наши новости
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице