18 июля 2019 года, 21:47 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (03:00)

Ил Тумэн в Амге провел круглый стол по вопросам развития сельских образовательных организаций

Развитие сельских образовательных организаций в Республике Саха (Якутия) обсудили 5 июля 2019 года на круглом столе, организованном Госсобранием (Ил Тумэн) в селе Амга.

 

Участниками круглого стола стали народные депутаты Якутии, председатели улусных советов депутатов, начальники улусных управлений образования, директора образовательных организаций Амгинского улуса. Модераторами выступили председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по делам молодежи, физической культуре и спорту Михаил Гуляев, председатель постоянного комитета по селу и аграрной политике Андрей Находкин, председатель Амгинского улусного совета депутатов Софья Александрова.

 

«Мы сегодня собрались, чтобы еще раз сверить свои позиции в рамках приоритетов, обозначенных в масштабах страны и республики. Хотим услышать представителей местной власти, ваши вопросы, и понять, в каком направлении двигаться, какие корректировки, ресурсы и возможности необходимы, имеются, и что мы можем еще сделать для решения данного вопроса», - подчеркнул спикер парламента Якутии Петр Гоголев.

 

Он отметил, что Госсобрание (Ил Тумэн) уделяет большое внимание развитию сельских территорий: «Мы рассматриваем село как модель комфортной жизни человека. Только так мы сможем обеспечить качество жизни. Сегодня в стране и нашей республике идет реализация национальных проектов. Так, в рамках национального проекта «Образование» мы реализуем 10 региональных проектов. По каждому из них у нас есть целевые показатели».

 

«Мы всегда уделяли большое внимание региональным особенностям образования. Согласно республиканскому закону «О государственной поддержке образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах», сельская школа – один из определяющих факторов обеспечения устойчивой жизнедеятельности села, основа системы непрерывного образования в сельской местности», - сказал председатель Ил Тумэна.

 

Он подчеркнул, что в республике действует ряд уникальных законов, в том числе – «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования», который позволяет реализовать гражданский образовательный заказ через создаваемые общественные советы в муниципальных районах и образовательных учреждениях; «Об экологическом образовании и просвещении», «О кочевых школах» и ряд других. Закон «О статусе многодетной семьи в Республике Саха (Якутия)», в частности, позволяет расширить число сельских семей, получающих социальную поддержку, улучшить положение школьников.

 

По его словам, с 2019 года начата реализация национального проекта «Образование», республика работает по 10 региональным проектам. В рамках регионального проекта «Современная школа» в общеобразовательных организациях Якутии, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, к концу 2021 года предусмотрено создание 2 176 новых мест (13 школ, в том числе вместо 9 аварийных). К концу 2024 года во всех общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) будет обеспечена возможность изучать предметную область «Технология» на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе детских технопарков «Кванториум».

 

«В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» к концу 2024 года охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием должен составить 80%. «Учитель будущего» - это во многом ключевой для всей системы образования проект. Эти проекты касаются не только учебного процесса, они необходимы для воспитания полноценной личности, которая смогла бы полностью реализовать себя, получить материальные и духовные качества в максимально полном объеме и передать их последующему поколению», - сказал Петр Гоголев.

 

По его словам, целевые показатели созвучны с посланием Президента РФ, синхронизированы стратегическим указом Главы РС (Я) о приоритетах развития образования. «Надо сказать, что новые вызовы, которые прозвучали и на которые мы должны ответить, достаточно серьезны для выполнения в условиях Республики Саха (Якутия). И только объединившись, вместе, мы сможем сделать серьезный вклад для их достижения к 2050 году», - подчеркнул спикер Ил Тумэна.

 

Он отметил, что сегодня всех беспокоят вопросы совершенствования сети учреждений социальной сферы: «Данный вопрос находится на очень серьезном контроле Государственного Собрания (Ил Тумэн). Михаил Гуляев в общих чертах обозначил, какие решения в каких формах мы принимали, какую позицию выработали. Эта позиция позволила сегодня несколько изменить подходы, добиться дальнейшего совершенствования сети учреждений. Мы сегодня об этом должны высказаться, обсудить, поскольку уже идет процесс формирования бюджета будущих лет. Во вторник пройдет расширенное заседание Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн), где будут обсуждены общие подходы формирования бюджета, какие изменения произойдут в госпрограммах, как реализуются национальные проекты и т.д. Все эти вопросы взаимосвязаны».

 

Петр Гоголев сообщил, что вопросы по поводу оптимизации и стандартизации социальной сети появились в рамках рабочих поездок парламентариев в районы республики и встреч народных депутатов Якутии со своими избирателями.

 

Он отметил оперативную работу коллег, председателей парламентских комитетов социального блока, которые смогли организовать данную работу и выразить позицию, которая сегодня услышана руководством республики. «Хотим сегодня услышать позицию участников круглого стола, чтобы довести ее до правительства республики и органов исполнительной власти», - сказал спикер Ил Тумэна.

 

Он сообщил, что в парламенте создана временная комиссия под руководством председателя постоянного комитета Госсобрания по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосии Габышевой, которой поручено обеспечить взаимодействие с правительством, представительными органами муниципальной власти республики.

 

«Параллельно идет обсуждение вопросов, связанных с сохранением малокомплектных школ на Дальнем Востоке и в Арктической зоне. Данный вопрос поднимался нами на федеральном уровне и был услышан руководством страны. Сегодня Госдума ФС РФ рассматривает вопрос о сохранении малокомплектных школ в арктических территориях страны, которые являются стратегическими зонами РФ. Основной подход – сохранить и при необходимости увеличить количество малокомплектных школ. Школы – это сердцевина, основа всего. Об этом мы всегда помним и на этом стоим», - подчеркнул Петр Гоголев.

 

Он также рассказал, что при парламенте Якутии совместно с правительством региона создана межведомственная комиссия, которая разрабатывает проект закона республики «О дополнительных гарантиях граждан на образование».

 

В завершение выступления Петр Гоголев призвал коллег, народных депутатов республики и депутатов районных советов активно включиться в процесс обсуждения, совершенствования и развития сети учреждений социальной сферы, сформировав предложения от населения по избирательным округам. Все вопросы будут рассмотрены на профильных комитетах Госсобрания (Ил Тумэн).

 

В заключение он еще раз повторил, что школа на селе – это основа жизнедеятельности населенного пункта, фактор его перспективного устойчивого развития. Поэтому к вопросам их реорганизации необходимо подходить с особым вниманием и просчитывать все возможные последствия. «И тут без конструктивной работы и желания взаимодействовать с обеих сторон, как со стороны правительства, так и со стороны муниципальных образований, общего приемлемого решения не найти», - сказал председатель Госсобрания (Ил Тумэн).

 

На круглом столе выступили глава Амгинского улуса Николай Архипов, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по селу и аграрной политике Андрей Находкин, заместитель министра образования и науки Владимир Тихонов, начальник управления образования Амгинского улуса Юрий Шишигин, глава Сатагайского наслега Семен Давыдов. В формате «свободного микрофона» выступили народные депутаты Якутии Алексей Еремеев, Юрий Баишев, Елена Голомарева, председатель Амгинского улусного совета депутатов Софья Александрова, заместитель министра финансов Октябрина Никонова, начальник управления образования Верхневилюйского улуса Спиридон Борбуев.

 

Обсуждение темы круглого стола прошло очень бурно, участники круглого стола подчеркнули, что вопрос очень болезненный и близкий для всего населения республики, отметили необходимость изменения подходов применительно к регионам Дальнего Востока  и Арктической зоны.

 

Также было отмечено особое значение образования, реализуемого в условиях сельской местности Якутии, как ключевого фактора развития территории. Они также отметили важнейшую роль сельской школы в модернизации, сохранении и развитии сельских территорий, в улучшении качества жизни сельского населения, безотлагательность решения проблем внедрения нового федерального государственного стандарта общего образования, мер социальной поддержки педагогических работников, создания современной инфраструктуры образовательных организаций, трудового воспитания подрастающего поколения.

 

Кроме этого, участники круглого стола обратили внимание на то, что население республики обеспокоено предстоящим внедрением нового федерального государственного стандарта общего образования, сокращением количества образовательных организаций и штатной численности работников сельских образовательных организаций.

 

По итогам обсуждения проект рекомендаций в адрес Госсобрания (Ил Тумэн), правительства, министерства образования и науки, органов местного самоуправления и образовательных организаций был принят за основу.

 

Так, согласно проекту, парламенту Якутии рекомендовано продолжить работу по совершенствованию законодательства в области образования, рассмотреть возможность разработки законопроекта о внесении изменений в республиканский закон «Об учителе». Народным депутатам Якутии предлагается вести в избирательных округах активную разъяснительную работу среди населения.

 

Правительству Якутии рекомендовано обеспечить обсуждение вопросов по совершенствованию сети учреждений социальной сферы, в том числе – общего образования, в каждом муниципальном образовании с участием населения, обеспечить участие народных депутатов республики, депутатов представительных органов муниципальных образований в работе межведомственных комиссий исполнительных органов государственной власти.

 

Кроме этого, кабинету министров предложено рассмотреть возможность установления норматива финансового обеспечения оказания муниципальных услуг в сфере образования по реализации образовательных программ для сельских образовательных организаций или введение повышенного норматива для сельских образовательных организаций.

 

Министерству образования и науки рекомендовано ввести раннюю практикоориентированную профориентационную работу в деятельность образовательных организаций, активизировать работу по подготовке методических пособий и предусмотреть финансовые средства для подготовки и издания учебников и пособий для общеобразовательных организаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

 

Также предлагается совершенствовать программы повышения квалификации и переподготовки сельских педагогов к инновационной деятельности, продолжить обобщение практики сельских образовательных организаций в развитии образования в сельской местности, предусмотреть и реализовать мероприятия по обновлению и закреплению педагогических кадров на селе предусматривая экономическую и социальную поддержки молодых специалистов.

 

Председателям улусных советов депутатов рекомендовано поддерживать, создавать условия режима благоприятствования, стимулировать инициативы сельских образовательных организаций в поиске и реализации путей развития образования в сельской местности, вести плановую работу по закреплению молодых учителей в сельских школах, осуществлять кадровую поддержку сельских образовательных организаций.

 

Им также предложено содействовать формированию современной информационной образовательной среды в сельских образовательных организациях, рассмотреть вопрос создания межмуниципальных (муниципальных) образовательных ресурсных центров, перед принятием решения об оптимизации, реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, в обязательном порядке проводить публичное обсуждение данного предложения с участием жителей сельского поселения, в том числе работников образовательной организации, родителей учащихся, представителей органов местного самоуправления поселения.

 

Образовательным учреждениям рекомендовано проявлять инициативу и самостоятельность, искать и апробировать вариативные модели организации образования, осваивать и внедрять новые перспективные технологии обучения, воспитания и социализации сельских детей, взаимодействовать с социальным окружением школы, с властью, бизнесом, производственной сферой села, с односельчанами, привлекая их к образовательной деятельности и участвуя в социальной жизни села.

 

Кроме этого, предлагается постоянно повышать квалификацию, проходить переподготовку педагогических кадров в разных вариантах и на различных уровнях, устанавливать контакты, включаться в сетевое сотрудничество с образовательными, научными и иными учреждениями, с общественными организациями.

 

«Прошу подготовить и внести предложения в проект рекомендаций круглого стола в течение недели. На следующей неделе, во вторник, мы встречаемся с финансово-экономическим блоком правительства, где обсудим основные параметры госбюджета в свете изменения госпрограмм. Думаю, также рассмотрим и данный вопрос, по итогам обсуждения выстроим дальнейшую работу», - сказал Петр Гоголев.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 5 июля, 2019 - 17:02
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице