15 ноября 2019 года, 06:14 (UTC+9:00) t в Якутске: -25 (09:00)

К 110-летию российского парламентаризма

Первый Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете, заложив законодательную основу для политического развития РСФСР в составе Советского Союза и автономных республик в составе РСФСР. В сложившихся исторических реалиях автономные республики избрали путь становления как самостоятельные участники заключения нового Союзного Договора.
 
27 сентября 1990 года Верховный Совет Якутской АССР XII созыва принял Декларацию о государственном суверенитете республики в составе РСФСР и СССР – документ, сыгравший в целом определяющую роль в последующем государственном обустройстве республики. В соответствии с Декларацией Верховный Совет ЯАССР принял решение об изменении конституционного автономного статуса республики, а также её официального наименования, преобразовав Якутскую АССР сначала в Якутскую-Саха ССР, затем в Республику Саха (Якутия) в составе Российской Федерации. Декларация стала основой для разработки новой Конституции Республики Саха (Якутия), положила начало процессу новых взаимоотношений с федеральным центром в современных реалиях конституционно-правовой системы Российской Федерации.
 
Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) была принята Верховным Советом 4 апреля 1992 года (до принятия Конституции Российской Федерации в декабре 1993 года). В республике была создана новая система государственной власти: Президент, Правительство, Конституционный суд и Верховный суд, функционирующие самостоятельно, а также парламент – Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Конституция Республики Саха (Якутия) сыграла положительную роль в политической жизни Якутии 90-х годов XX века, став правовой основой государственности республики, определившей её дальнейшее развитие.
 
Действующий с декабря 1993 года новый парламент – Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выступает как правопреемник Верховного Совета Якутской-Саха ССР и является высшим представительным (законодательным) и контрольным органом государственной власти. Изначально он был сформирован как двухпалатный парламент: Палата Республики состояла из 35 депутатов от каждого административного района, города республиканского подчинения, независимо от количества избирателей; Палата Представителей состояла из 21 народного депутата по единой норме представительства. Палата Представителей осуществляла свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Палата Республики работала сессионно.
 
Депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) первого созыва (1993–1997 годы) работали в сложных условиях реформ 1990-х годов. Новый парламент республики наряду с большим количеством текущих проблем настойчиво решал сложные задачи построения демократического гражданского общества с развитой правовой системой, внедрения нового нормативно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности населения, вопросы экономической, финансовой, социальной безопасности. В первую очередь были приняты законы, регулирующие деятельность республиканских и местных органов государственной власти, механизмы реализации экономической и социальной политики.
 
Государственное Собрание (Ил Тумэн) второго созыва (1997–2002 годы) продолжило активную законотворческую работу по принятию нормативных правовых актов, отвечающих новым требованиям государственного устройства, политической, социально-экономической, культурной и духовной жизни республики. Велась работа по приведению Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и республиканского законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Принят большой пакет законов о переходе на местное самоуправление на уровне улусов (районов) и городов республиканского подчинения.
 
Государственное Собрание (Ил Тумэн) третьего созыва (2002–2008 годы) стало однопалатным, что позволило повысить динамичность законопроектной деятельности в новых условиях, обеспечить незамедлительное принятие важнейших законов и постановлений, отвечающих духу времени. При однопалатном парламенте количество депутатов не изменилось – было избрано 70 человек на срок полномочий 5 лет.
 
Выборы четвёртого созыва парламента Якутии (2008–2013 годы) проходили по смешанной системе. Половина состава народных депутатов (35 человек) были избраны в одномандатных округах, остальные – по партийным спискам. В Государственном Собрании (Ил Тумэн) четвёртого созыва действовали три фракции: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия». Депутаты четвёртого созыва Государственного Собрания (Ил Тумэн) решали задачи дальнейшей реформы общественно-политического и социально-экономического устройства республики, сохранения её социальной направленности, нормативно-правового обеспечения реализации целей и задач внутрирегионального уровня, приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации, программы демократизации государственного управления и общества. Была образована Счётная палата, утвердился порядок проведения прямых выборов Главы республики.
 
В становление парламента свою лепту внёс каждый из созывов Государственного Собрания (Ил Тумэн). В годы работы первого и второго созывов были заложены основы парламентаризма. Тогда в основе работы была персональная активность народных депутатов. В третьем созыве стали больше проявлять активность лидеры, представляющие интересы групп депутатов, начала зарождаться многопартийность, в результате которой в Государственном Собрании четвертого созыва были сформированы партийные фракции.
 
8 сентября 2013 года состоялись выборы в ныне действующий пятый созыв Государственного Собрания (Ил Тумэн). Многопартийный парламентаризм Государственного Собрания (Ил Тумэн) пятого созыва продолжает расширять сферу действия, начинает распространять своё влияние в целом на деятельность государственной власти и общества. В пределах действующего законодательства парламент по отношению к политическим партиям продолжает оставаться самостоятельным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации.
 
Сегодня парламент Якутии, занимая достойное место в системе региональной представительной и законодательной власти в Российской Федерации, нацелен на дальнейшее развитие и укрепление российского парламентаризма.
 
 
Вестник Совета Федерации № 2-3 (Апрель 2016 года)
Дата последнего изменения: 12 мая 2016, 15:39
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице