16 сентября 2019 года, 10:14 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (09:00)

Каким быть закону об Арктике?

26 июня 2015 года в Якутске состоялось совместное заседание президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации с главами субъектов и председателями законодательных органов субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, а также с Парламентской Ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье». Обсуждена концепция федерального закона «Об особых условиях социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации».
 
Республика Саха (Якутия) в очередной раз стала местом проведения крупного мероприятия, имеющего федеральное значение. Заседание президиума прошло под руководством председателя Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслава Анатольевича Штырова. В нем приняли участие Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, главы регионов и руководители законодательных органов субъектов Российской Федерации, промышленники и представители научной общественности.
 
Мы обсудили концепцию нового законопроекта «Об особых условиях социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Вопрос разработки базового закона для развития и жизнедеятельности Арктики, ставится на федеральном уровне с 90-х годов. Валентина Ивановна Матвиенко в своем выступлении отметила, что до сих пор нет базового системообразующего документа. Она считает, и прошедшее наше собрание в этом солидарно с ней, что уже пора от слов переходить к делу, пора разрабатывать и принимать специальный закон о комплексном развитии Арктики.
 
Представители Республики Саха (Якутия) акцентировали внимание участников заседания на состоянии федерального законодательства об Арктике, на нормах, которые должен содержать закон.
 
Первое, приступая к разработке федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», мы должны исходить из целесообразности и необходимости создания новой системы российского арктического законодательства. Арктика сегодня в законодательстве целостно как объект регулирования не представлена. Создававшаяся десятилетиями, начиная с 20-х годов прошлого века, советская система арктического (северного) законодательства, основанная на плановой схеме регулирования процессов в экономике, в настоящее время основательно разрушена. Лишь небольшая часть принятых в те времена положений сохранилась в действующих сегодня правовых актах, регулирующих отдельные аспекты арктической сферы. Поэтому надо признать – на сегодня специального арктического законодательства в Российской Федерации на деле не существует. Таким образом, закон об Арктической зоне Российской Федерации концептуально и по содержанию изначально должен разрабатываться как базовый для создаваемой в Российской Федерации новой системы арктического законодательства. Мы считаем, что это непременно потребует внесения определенных, возможно существенных, изменений в федеральное законодательство, включая налоговое, земельное, водное законодательство, о недрах, охране окружающей среды, в блок социальных законов и другие.
 
Второй важный момент. Накануне заседания Экспертного Совета по Арктике и Антарктике состоялось Общее Собрание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». На нем ключевым вопросом рассмотрен еще один важнейший вопрос – это законопроект «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Он уже находится на вполне зрелых стадиях подготовки. Это уже не просто абрис или наметки будущего закона, а в основных своих частях разработанный вариант законопроекта. Этот законопроект – об установлении особых условий для Дальнего Востока и Байкальского региона. Именно в той же парадигме, то есть в установлении особых условий в Арктической зоне страны – в этом смысл и цель закона, который требуется Арктике. Арктический закон содержательно будет значительно отличаться от такого же базового по отношению к Дальнему Востоку и Байкальскому региону законопроекта. Просто в Арктике более жесткие условия и более сложные, там потребуются несколько иные подходы и инструментарии. Однако в обоих законах много общего. Оба законопроекта основываются на соответствующей стратегии развития и государственных программах. Оба законопроекта востребованы особыми условиями жизнедеятельности в этих макрорегионах, не учитывая которые поднять эти громадные территории абсолютно невозможно.
 
Главная цель, ради которой разрабатываются эти законопроекты – выровнять условия для развития двух крупнейших макрорегионов, занимающих большую часть территории Российской Федерации. В этих целях законопроекты устанавливают комплекс мер стимулирования экономики и стимулирования населения с целью превращения этих территорий в привлекательные для жизни. Как для бизнеса, так и для населения. Именно это и определяет, что базовым законом по Арктике будут закладываться основы правового регулирования очень сложной задачи – создания и развития целостного экономического территориально-производственного комплекса. В советский период страна создавала крупные территориально-производственные комплексы, охватывающие целые регионы. Эти комплексы характеризовались определённым экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией. Создавались производственные связи между предприятиями внутри таких экономических районов. Сегодня отношение к макрорегиону тоже может быть как к экономическому району, внутри которого также должно быть хозяйственное единство, налаженность производственных связей, развитая транспортная и энергетическая инфраструктура, и многое другое, что дает работу десяткам тысяч людей, поднимает уровень жизни всего местного населения.
 
Третий важный момент, что же должно содержаться в законе. Основные содержательные моменты будущего закона можно свести к нескольким направлениям. Это установление специальных и привлекательных для бизнеса и населения правовых режимов ведения хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности, налоговых, бюджетных и межбюджетных, земельных отношений. Система социальных обязательств и гарантий населению, включая механизмы поддержки коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Меры государственной поддержки, включая механизмы тарифной политики поддержки северного завоза в районы с ограниченной транспортной доступностью. Система специальных преференций и стимулов для субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне. Вопросы экологического регулирования, включая нормативы качества окружающей среды и механизмы экологического и этно-экологического мониторинга, государственного экологического контроля, рекультивации и восстановления земель, экологического страхования. Эти нормы обязательно должны быть включены.
 
И наконец, понятие Арктическая зона пока еще не устойчиво. Прежде всего, из-за споров о территориях, включаемых в эту зону и споров о критериях, на основе которых должны быть определены эти территории. Как известно, существуют разные подходы к определению Арктической зоны, учитывающие физико-географические, природно-климатические, социально-экономические и медико-биологические факторы. Выйти к единому, интегральному критерию все же возможно, взяв за основу методики целостность природно-хозяйственных и территориальных факторов.
 
В сам закон эти критерии прописывать нет необходимости. На наш взгляд, прописав критерии в закон, мы тут же столкнемся с бесконечными попытками внесения изменений в эту часть закона. В последующем закон неминуемо будет нарастать, как в старые добрые времена «приравненными к ним местностями». Будет разумно на основе согласованных критериев в закон включить исчерпывающий перечень территорий, составляющих Арктическую зону и закрыть этим законодательную сторону. В этом вопросе важен не критерий, а важно определение территории Арктической зоны как объекта приложения закона об Арктике. Территория макрорегиона обязательно должна быть прописана в законе и не должна содержать какую-либо отсылочную норму.
 
В широком измерении, обсуждаемый законопроект об Арктике – это один из значимых элементов более обширного вопроса совершенствования государственного стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Требуется разработка нового или существенное обновление Государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны, которая должна выстроить здесь целостный территориальный, хозяйственный и производственный комплекс.
 
Арктическая политика государства как составная часть региональной политики должна предоставить выбор механизмов, инструментов своей реализации в зависимости от территории, природно-климатических условий, размещения ресурсов, уровня социально-экономического развития. Возможно с новым разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов и органами муниципального уровня. Это должно быть заложено в будущем законе об особых условиях социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
 
 
Статья Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова
в «Парламентской газете на Дальнем Востоке»
№ 4-5 (372-373) июнь-июль 2015 г.

Опубликовано: 9 июля, 2015 - 12:28
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице