24 марта 2017 года, 05:11 (UTC+9:00) t в Якутске:

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

10 июля 2002 года 35-З № 401-II
  
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОБРАНИИ (ИЛ ТУМЭН)РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
 
 
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 10 июля 2002 З № 402-II
 
(в ред. Конституционных законов РС(Я)
от 23 января 2003 1-З № 1-III, от 11 июня 2003 19-З № 39-III,
от 16 октября 2003 76-З № 151-III, от 30 марта 2005 213-З № 431-III,
от 29 июня 2006 351-З № 713-III, от 22 апреля 2009 671-З № 231-IV,
от 26 мая 2010 825-З № 541-IV, от 06 октября 2010 854-З № 593-IV,
от 16 июня 2011 946-З № 801-IV, от 29 марта 2012 1035-З № 987-IV,
от 08 июня 2012 1075-З № 1037-IV, от 15 декабря 2012 1127-З № 1175-IV,
от 21 февраля 2013 1155-З № 1219-IV,
с изм., внесенными решением Верховного суда РС(Я)
от 19 июля 2005 № 3-38/05)
 
 
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 1.
1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) - парламент республики - является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
Государственное Собрание (Ил Тумэн) - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Республики Саха (Якутия).
2. Государственное Собрание (Ил Тумэн) обладает правами юридического лица, самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности, имеет гербовую печать.
3. Государственное Собрание (Ил Тумэн) является правопреемником Верховного Совета Республики Саха (Якутия). Законы Республики Саха (Якутия) и иные нормативные правовые акты, принятые Верховным Советом Республики Саха (Якутия), действуют в части, не противоречащей законам Республики Саха (Якутия) и иным нормативным правовым актам, принятым Государственным Собранием (Ил Тумэн), а также федеральным законам.
4. Образование, формирование и деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн) регулируются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия), федеральным и республиканским законодательством, настоящим конституционным законом и Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Статья 2.
1. Выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Народным депутатом Республики Саха (Якутия) может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательным правом.
3. Порядок и организация выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия) устанавливаются законом Республики Саха (Якутия).
 
Статья 3.
1. Полномочия народного депутата Республики Саха (Якутия) подтверждаются на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн).
2. Статус народного депутата Республики Саха (Якутия) определяется законом Республики Саха (Якутия).
3. С началом первого заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) нового созыва полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) прежнего созыва прекращаются.
 
Статья 4.
1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
2. Формами работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) являются пленарные заседания, заседания и расширенные заседания Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн), деятельность постоянных комитетов, комиссий, депутатских объединений, а также парламентские слушания, «правительственные часы», депутатские запросы, встречи, отчеты перед избирателями и другое.
3. Пленарные заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) являются основной формой работы. Пленарные заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Саха (Якутия), законами Республики Саха (Якутия), а также Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн). Порядок созыва и проведения заседаний Государственного Собрания (Ил Тумэн) определяется Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Пленарное заседание Государственного Собрания (Ил Тумэн) правомочно, если на нем присутствует большинство от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Заседания и расширенные заседания Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) созываются Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) в целях предварительного рассмотрения проектов законов Республики Саха (Якутия) и постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн), а также рассмотрения проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок созыва и проведения заседаний Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) определяется Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн).
4. На первое пленарное заседание вновь избранное Государственное Собрание (Ил Тумэн) созывается Главой Республики Саха (Якутия) не позднее тридцати дней после установления итогов выборов народных депутатов. Первое заседание Государственного Собрания (Ил Тумэн) открывает и ведет до избрания Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) старший по возрасту народный депутат.
5. Внеочередные заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) созываются по инициативе Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), Главы Республики Саха (Якутия), в случае невозможности исполнения обязанностей Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) - по инициативе заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), исполняющего обязанности Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), а также по инициативе народных депутатов Республики Саха (Якутия) в количестве не менее одной трети от числа избранных народных депутатов Республики Саха (Якутия).
 
Статья 5.
1. На профессиональной постоянной основе с отрывом от основной трудовой деятельности работают не более 19 народных депутатов Республики Саха (Якутия), избранных на следующие государственные должности: Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн), первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), два заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), постоянный представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) в Федеральном Собрании Российской Федерации, председатели постоянных комитетов (подкомитетов), комиссий Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Государственное Собрание (Ил Тумэн) может избрать первого заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) и заместителей Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.
2. Не менее чем одному народному депутату Республики Саха (Якутия), избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании (Ил Тумэн), и каждому народному депутату Республики Саха (Якутия), избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
3. Народным депутатам Республики Саха (Якутия), избранным в составе списков кандидатов, указанных в части 2 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в Государственном Собрании (Ил Тумэн).
4. Персональный состав народных депутатов Республики Саха (Якутия), работающих на профессиональной постоянной основе с отрывом от основной трудовой деятельности, определяется Государственным Собранием (Ил Тумэн) в соответствии с Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Глава II. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ПОСТОЯННЫЕ КОМИТЕТЫ,
КОМИССИИ
 
Статья 6.
1. Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) и его заместители, работающие на постоянной основе, избираются тайным голосованием на первом заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) из числа народных депутатов Республики Саха (Якутия). 
2. Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн), его заместители считаются избранными, если за каждого в отдельности проголосовало более половины от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
 
Статья 7.
1. Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) и его заместители подотчетны Государственному Собранию (Ил Тумэн). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей может быть по инициативе не менее чем одной трети от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия) выражено недоверие Председателю Государственного Собрания (Ил Тумэн) или его заместителям двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
2. Решение о недоверии влечет за собой немедленное прекращение полномочий Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) или его заместителей.
 
Статья 8.
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн):
1) руководит деятельностью Государственного Собрания (Ил Тумэн);
2) координирует работу постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания (Ил Тумэн);
3) председательствует на заседаниях и расширенных заседаниях Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по должности;
4) обеспечивает исполнение сметы расходов Государственного Собрания (Ил Тумэн);
5) осуществляет взаимодействие Государственного Собрания (Ил Тумэн) с Главой Республики Саха (Якутия), Правительством Республики Саха (Якутия), другими органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6) подписывает постановления, принятые Государственным Собранием (Ил Тумэн);
7) представляет Государственное Собрание (Ил Тумэн) по его поручению во взаимоотношениях Республики Саха (Якутия) с Российской Федерацией, ее субъектами, а также с иностранными государствами;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Саха (Якутия).
 
Статья 9.
Заместители Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) исполняют обязанности Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) в случаях его отсутствия, невозможности осуществления им своих обязанностей или по его поручению, а также иные обязанности в соответствии с Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Статья 10.
1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) утверждает состав Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн). В состав Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) входят:
1) Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн);
2) заместители Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн);
3) утратил силу. - Конституционный закон РС(Я) от 21.02.2013 1155-З № 1219-IV;
4) председатели постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания (Ил Тумэн);
5) заместители председателей постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания (Ил Тумэн);
6) руководители (уполномоченные представители) депутатских групп и фракций Государственного Собрания (Ил Тумэн).
2. Совет Государственного Собрания (Ил Тумэн):
1) осуществляет предварительное рассмотрение проектов законов Республики Саха (Якутия) и постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн);
2) на расширенном заседании рассматривает проекты федеральных законов, законодательных инициатив и обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Решение заседания Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) и подписывается председательствующим на заседании Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн).
4. Решение расширенного заседания Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) принимается большинством голосов от числа избранных народных депутатов Республики Саха (Якутия) и оформляется постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Статья 11.
1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) из числа народных депутатов Республики Саха (Якутия) образует постоянные комитеты, комиссии.
2. Постоянные комитеты, комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн):
1) осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов;
2) организуют парламентские слушания;
3) осуществляют контроль за соблюдением и исполнением законов;
4) дают заключения на соответствующие разделы проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) и вносят к ним предложения;
5) выполняют поручения Государственного Собрания (Ил Тумэн) и Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), связанные с подготовкой вопросов, выносимых на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн), а также с осуществлением контрольных функций Государственного Собрания (Ил Тумэн);
6) обращаются с предложениями в Государственное Собрание (Ил Тумэн) или к Председателю Государственного Собрания (Ил Тумэн) о вынесении на обсуждение населения наиболее важных вопросов, затрагивающих интересы населения;
7) заслушивают сообщения государственных органов и организаций по вопросам, относящимся к ведению постоянного комитета, комиссии.
Решения постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания (Ил Тумэн) рассматриваются исполнительными органами власти и органами местного самоуправления в сроки, установленные федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).
3. Председатель постоянного комитета, комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн):
1) организует работу постоянного комитета, комиссии;
2) созывает заседания постоянного комитета, комиссии и организует подготовку вопросов, выносимых на рассмотрение заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн);
3) председательствует на заседаниях постоянного комитета, комиссии;
4) представляет решения постоянного комитета, комиссии на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) или поручает представлять данное решение кому-либо из членов постоянного комитета, комиссии;
5) направляет членам постоянного комитета, комиссии материалы и документы, связанные с их деятельностью;
6) приглашает для участия в работе заседаний постоянного комитета, комиссии представителей государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц предприятий и организаций, ученых, специалистов;
7) представляет постоянный комитет, комиссию в отношениях с государственными и общественными органами, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, расположенными на территории Республики Саха (Якутия);
8) организует работу по исполнению решений постоянного комитета, комиссии;
9) информирует членов постоянного комитета, комиссии о выполнении решений постоянного комитета, комиссии, о результатах рассмотрения рекомендаций постоянного комитета, комиссии, а также о деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн);
10) руководит работой специалистов постоянного комитета, комиссии.
Председатель постоянного комитета, комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) несет персональную ответственность за работу постоянного комитета, комиссии. В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей он может быть освобожден от обязанностей председателя постоянного комитета, комиссии на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн), если за это решение проголосовало более половины от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
 
Статья 12.
Народные депутаты Республики Саха (Якутия) вправе объединяться в депутатские группы и фракции. Порядок образования, полномочия и процедура регистрации депутатских групп и фракций определяются Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Статья 13.
1. Расходы на обеспечение деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) утверждаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) и предусматриваются отдельной строкой в государственном бюджете Республики Саха (Якутия).
2. Для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн), постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания (Ил Тумэн), народных депутатов Республики Саха (Якутия) создается аппарат.
Руководитель аппарата утверждается Государственным Собранием (Ил Тумэн) большинством голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия) по представлению Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн).
3. Работники аппарата являются государственными служащими, исполняют обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств республиканского бюджета.
4. Для технического обеспечения деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) в штатное расписание включаются должности, не относящиеся к государственным должностям государственной службы.
5. Официальным периодическим изданием Государственного Собрания (Ил Тумэн) является парламентская газета «Ил Тумэн».
Деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн) освещается в государственных средствах массовой информации.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) издает сборники законов Республики Саха (Якутия) и постановлений, принимаемых Государственным Собранием (Ил Тумэн).
 
Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
 
Статья 14.
К ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн) относятся:
1) принятие Конституции Республики Саха (Якутия), ее изменений и дополнений;
2) законодательное регулирование по предметам ведения Республики Саха (Якутия) и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий Республики Саха (Якутия);
3) заслушивание посланий Главы Республики Саха (Якутия);
3.1) заслушивание ежегодного отчета Главы Республики Саха (Якутия) о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием (Ил Тумэн);
4) заслушивание посланий Конституционного суда Республики Саха (Якутия);
5) принятие решений по основным вопросам внутренней, внешней, экономической, социальной и культурной политики Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством;
6) утверждение государственных программ социально - экономического развития Республики Саха (Якутия), представленных Главой Республики Саха (Якутия);
7) утверждение государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и отчета о его исполнении; установление порядка деятельности республиканских внебюджетных фондов и утверждение отчетов о расходовании их средств; осуществление контроля за исполнением государственного бюджета Республики Саха (Якутия), внебюджетными фондами и Государственным фондом драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия);
8) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Саха (Якутия), в том числе долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных организаций;
9) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Саха (Якутия);
10) установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ведению Республики Саха (Якутия), а также порядка их взимания;
11) выражение недоверия Главе Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством;
12) установление системы исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия);
13) дача согласия Главе Республики Саха (Якутия) на назначение на должность Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителей и отдельных министров Республики Саха (Якутия);
14) согласование назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;
15) назначение на должность Председателя Конституционного суда Республики Саха (Якутия), его заместителей и судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия);
16) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия);
17) назначение половины состава Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия);
18) заслушивание отчета Правительства Республики Саха (Якутия);
19) выражение недоверия Правительству Республики Саха (Якутия);
20) установление и изменение административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), установление порядка его изменения;
21) установление порядка проведения выборов Главы Республики Саха (Якутия) и народных депутатов Республики Саха (Якутия), назначение даты выборов Главы Республики Саха (Якутия) и народных депутатов Республики Саха (Якутия), образование избирательных округов по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия), в том числе утверждение схемы избирательных округов, установление порядка отзыва Главы Республики Саха (Якутия), назначение голосования по отзыву Главы Республики Саха (Якутия);
22) установление порядка назначения и проведения республиканского референдума, а также его назначение;
23) осуществление права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
24) избрание мировых судей;
25) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Саха (Якутия);
26) утверждение соглашения об изменении границ Республики Саха (Якутия);
27) приостановление действия законов Республики Саха (Якутия);
28) обращение к Главе Республики Саха (Якутия) с предложением об изменении либо отмене правовых актов Главы Республики Саха (Якутия) и иных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия);
29) учреждение государственных наград Республики Саха (Якутия) и почетных званий Республики Саха (Якутия);
30) толкование законов Республики Саха (Якутия);
31) принятие решений по вопросам местного самоуправления в соответствии с законодательством;
32) оказание организационно-методической помощи представительным органам местного самоуправления;
33) иные вопросы, отнесенные законодательством к ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Статья 15.
Законом Республики Саха (Якутия):
1) утверждается государственный бюджет Республики Саха (Якутия) и отчет о его исполнении;
2) устанавливается система исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия);
3) устанавливаются основы организации и деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн);
4) устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью, в том числе республиканскими долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных организаций;
5) утверждаются бюджеты республиканских государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
6) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Республики Саха (Якутия), а также порядок их взимания;
7) утверждаются государственные программы социально - экономического развития Республики Саха (Якутия);
8) определяются вопросы приватизации объектов республиканской собственности в соответствии с законодательством;
9) устанавливается порядок назначения и проведения референдума;
10) устанавливается порядок проведения выборов Главы Республики Саха (Якутия), народных депутатов Республики Саха (Якутия);
10.1) устанавливается порядок отзыва Главы Республики Саха (Якутия);
11) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Республики Саха (Якутия), в пределах полномочий определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
12) распускается представительный орган местного самоуправления и назначаются новые выборы в случаях, установленных законодательством;
13) устанавливаются вопросы организации органов местного самоуправления в соответствии с законодательством;
14) устанавливаются административно-территориальное устройство и порядок его изменения;
15) устанавливается административная ответственность за нарушение Конституции и законов Республики Саха (Якутия), а также иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия);
16) утверждаются заключение и расторжение договоров Республики Саха (Якутия);
17) учреждаются государственные награды Республики Саха (Якутия) и награды Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
18) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Саха (Якутия) к ведению и полномочиям Республики Саха (Якутия).
 
Статья 16.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн):
1) определяется порядок деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн);
2) оформляется решение Государственного Собрания (Ил Тумэн) о принятии либо об отклонении проекта закона Республики Саха (Якутия), о принятии закона Республики Саха (Якутия);
3) оформляется решение Государственного Собрания (Ил Тумэн) об избрании представителя в Совете Федерации от Государственного Собрания (Ил Тумэн) и дача согласия на назначение представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия);
4) оформляется осуществление права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
5) оформляется решение о досрочном прекращении полномочий Главы Республики Саха (Якутия) по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
6) оформляется решение о недоверии Главе Республики Саха (Якутия), а также решение о недоверии Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), его заместителям и отдельным министрам Республики Саха (Якутия), в назначении на должность которых Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимало участие в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия);
7) назначается половина состава Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия);
8) подтверждаются полномочия вновь избранных народных депутатов Республики Саха (Якутия);
9) назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия), осуществляющий свою деятельность в соответствии с законом Республики Саха (Якутия);
10) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Саха (Якутия);
11) назначается дата выборов Главы Республики Саха (Якутия) и народных депутатов Республики Саха (Якутия);
12) назначаются внеочередные выборы Главы Республики Саха (Якутия) в случае досрочного прекращения его полномочий;
12.1) назначается голосование по отзыву Главы Республики Саха (Якутия);
13) назначается республиканский референдум в случаях, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия);
14) утверждается соглашение об изменении границ Республики Саха (Якутия);
15) предупреждается представительный орган местного самоуправления о возможности принятия мер в соответствии с федеральным законом;
16) утратил силу.
17) назначаются на должность Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), его заместители и судьи Конституционного суда Республики Саха (Якутия);
18) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Саха (Якутия) к ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Статья 17.
1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) в пределах и формах, установленных Конституцией и законами Республики Саха (Якутия):
1) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Саха (Якутия), исполнением государственного бюджета Республики Саха (Якутия), исполнением бюджетов республиканских внебюджетных фондов, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Республики Саха (Якутия);
2) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).
2. В целях осуществления парламентского контроля за исполнением законов Республики Саха (Якутия) и постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн), сохранностью государственной собственности Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн) создает Контрольный комитет.
Правовой статус, порядок организации и деятельности Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) определяются законом Республики Саха (Якутия).
 
Глава IV. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
 
Статья 18.
1. Необходимым условием внесения проекта закона Республики Саха (Якутия) в Государственное Собрание (Ил Тумэн) в порядке реализации права законодательной инициативы является представление:
1) пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
2) текста законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего данный законопроект;
3) перечня актов республиканского законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта;
4) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
5) решения представительного органа местного самоуправления с указанием представителя этого органа, который будет представлять данный законопроект на заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) (если законопроект внесен представительным органом местного самоуправления).
2. Проекты законов Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия), о внесении изменений и дополнений в закон Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия), а также об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) рассматриваются Государственным Собранием (Ил Тумэн) по представлению Главы Республики Саха (Якутия).
Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Саха (Якутия), другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), рассматриваются Государственным Собранием (Ил Тумэн) по представлению Главы Республики Саха (Якутия) либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Государственное Собрание (Ил Тумэн) в течение двадцати дней с момента получения законопроекта.
3. В случае, если представленный проект закона Республики Саха (Якутия) не отвечает вышеперечисленным требованиям, он возвращается Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) его инициатору для выполнения установленных требований к законопроекту.
4. После приведения проекта закона Республики Саха (Якутия) в соответствие с требованиями настоящей статьи он может быть внесен в Государственное Собрание (Ил Тумэн) повторно.
 
Статья 19.
Проект закона Республики Саха (Якутия) и проект постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн), носящие нормативный характер, включаются в повестку дня заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн), если они поступили в Государственное Собрание (Ил Тумэн), как правило, не позднее чем за месяц до дня его заседания, за исключением случая созыва внеочередного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Статья 20.
1. Субъекты права законодательной инициативы, выступившие инициаторами проекта закона Республики Саха (Якутия), вместе с текстом законопроекта вносят в Государственное Собрание (Ил Тумэн) предложения о своих полномочных представителях (докладчиках) по данному законопроекту.
2. Субъект права законодательной инициативы вправе в любое время заменить своего полномочного представителя (докладчика) по данному законопроекту Республики Саха (Якутия), письменно или устно уведомив об этом Государственное Собрание (Ил Тумэн).
3. Субъекты права законодательной инициативы имеют право присутствовать и высказывать свои предложения как на заседаниях постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания (Ил Тумэн), так и на заседаниях Государственного Собрания (Ил Тумэн) при обсуждении и принятии проектов законов Республики Саха (Якутия).
 
Статья 21.
1. Конституция Республики Саха (Якутия), конституционные законы Республики Саха (Якутия) о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
2. Конституционными законами Республики Саха (Якутия) являются законы о порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия), о Главе Республики Саха (Якутия), о Государственном Собрании (Ил Тумэн), о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве, о Правительстве Республики Саха (Якутия), о системе исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
Конституционные законы Республики Саха (Якутия) принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Саха (Якутия). По проектам конституционных законов Республики Саха (Якутия), указанным в настоящей части, проводятся публичные слушания. Порядок проведения публичных слушаний устанавливается Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн).
3. Конституционные законы Республики Саха (Якутия), указанные в части 2 настоящей статьи, и законы Республики Саха (Якутия) принимаются большинством голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
4. Принятый закон Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней направляется для подписания и обнародования Главе Республики Саха (Якутия). Если Глава Республики Саха (Якутия) в течение четырнадцати дней с момента поступления закона Республики Саха (Якутия) не отклонит его, то данный закон подлежит обнародованию Главой Республики Саха (Якутия) и вступает в силу со дня его официального опубликования, если в самом законе не указан иной порядок вступления его в силу. Если Глава Республики Саха (Якутия) в течение четырнадцати дней с момента поступления закона Республики Саха (Якутия) отклонит его, то данный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия). Закон Республики Саха (Якутия), одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой Республики Саха (Якутия) и подлежит обнародованию в течение трех дней.
Закон Республики Саха (Якутия) или постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн), затрагивающие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) о выражении недоверия Главе Республики Саха (Якутия), об одобрении в ранее принятой редакции закона Республики Саха (Якутия), отклоненного Главой Республики Саха (Якутия), принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн), носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от числа избранных народных депутатов Республики Саха (Якутия), если иное не установлено федеральным законом и принятыми в соответствии с ним законом Республики Саха (Якутия) и Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн).
6. Проект закона Республики Саха (Якутия) рассматривается Государственным Собранием (Ил Тумэн) не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии или об отклонении проекта закона Республики Саха (Якутия) либо о принятии закона Республики Саха (Якутия) оформляется постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн).
7. Порядок обсуждения проектов законов Республики Саха (Якутия) и принятия по ним решений, а также порядок обсуждения проектов постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) и принятия по ним решений устанавливаются Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Глава V. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ
(ИЛ ТУМЭН) С ГЛАВОЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
 
Статья 22.
1. В соответствии с конституционным принципом разделения и равновесия законодательной, исполнительной, судебной властей Государственное Собрание (Ил Тумэн), Глава Республики Саха (Якутия) и Правительство Республики Саха (Якутия) осуществляют свои полномочия самостоятельно.
2. Государственное Собрание (Ил Тумэн), Глава Республики Саха (Якутия) и Правительство Республики Саха (Якутия) взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития в формах, установленных федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).
3. Проекты законов Республики Саха (Якутия) и постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн), носящие нормативный характер и подлежащие рассмотрению Государственным Собранием (Ил Тумэн), направляются Главе Республики Саха (Якутия) и в Правительство Республики Саха (Якутия) после их регистрации в Государственном Собрании (Ил Тумэн) в тот же день.
4. Правовые акты Главы Республики Саха (Якутия), нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) направляются в Государственное Собрание (Ил Тумэн) в семидневный срок после их принятия.
5. Государственное Собрание (Ил Тумэн) вправе обратиться к Главе Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия) и в другие органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) с предложением о внесении изменений и дополнений в принятые ими нормативные правовые акты либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии указанных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации.
6. Глава Республики Саха (Якутия) вправе обратиться в Государственное Собрание (Ил Тумэн) с предложением о внесении изменений и дополнений в законы Республики Саха (Якутия) и постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) либо об их отмене.
 
Статья 23.
Глава Республики Саха (Якутия), Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) и их полномочные представители вправе:
1) участвовать на заседаниях Государственного Собрания (Ил Тумэн), его постоянных комитетов, комиссий;
2) давать заключения на проекты законов Республики Саха (Якутия);
3) выступать с докладами по вопросам повестки заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн);
4) выступать до начала голосования по проектам законов Республики Саха (Якутия) и по проектам постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Статья 24.
Народные депутаты Республики Саха (Якутия) вправе участвовать на заседаниях Правительства Республики Саха (Якутия), выступать по повестке его заседаний, а также вносить предложения к проектам постановлений Правительства Республики Саха (Якутия).
В зале заседания Правительства Республики Саха (Якутия) народным депутатам Республики Саха (Якутия) отводятся специальные места.
 
Статья 25.
1. Споры между Государственным Собранием (Ил Тумэн) и Главой Республики Саха (Якутия), Правительством Республики Саха (Якутия), возникающие по вопросам осуществления их полномочий, разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, а в случае недостижения согласия - в судебном порядке.
2. Споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), а также между Государственным Собранием (Ил Тумэн) и исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) могут разрешаться в Конституционном Суде Российской Федерации.
 
Глава VI. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Статья 26.
1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) в пределах своих полномочий вступает во взаимоотношения с органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также в соответствии с Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия).
2. Государственное Собрание (Ил Тумэн) имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.
3. Государственное Собрание (Ил Тумэн) вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации и другие суды Российской Федерации по принятым нормативным правовым актам органов государственной власти Российской Федерации, а также для разрешения иных споров в соответствии с законодательством.
 
Глава VII. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ПОСТАНОВЛЕНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
ЗА ПРИНЯТЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
 
Статья 27.
1. Конституция и законы Республики Саха (Якутия), постановления, принятые Государственным Собранием (Ил Тумэн) в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на всей территории Республики Саха (Якутия).
2. Неисполнение или нарушение Конституции и законов Республики Саха (Якутия), а также постановлений, принятых Государственным Собранием (Ил Тумэн), влечет административную и иные виды ответственности в соответствии с федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).
 
Статья 28.
1. Полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) самороспуска Государственного Собрания (Ил Тумэн), решение о котором принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия);
2) роспуска Государственного Собрания (Ил Тумэн) Главой Республики Саха (Якутия) по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи;
3) вступления в силу решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) о неправомочности данного состава народных депутатов Республики Саха (Якутия), в том числе в связи со сложением народными депутатами Республики Саха (Якутия) своих полномочий;
4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
2. Глава Республики Саха (Якутия) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) в случае принятия Конституции Республики Саха (Якутия), закона Республики Саха (Якутия), постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн), противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Конституции Республики Саха (Якутия), если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Государственное Собрание (Ил Тумэн) не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Глава Республики Саха (Якутия) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранное в правомочном составе Государственное Собрание (Ил Тумэн) в течение трех месяцев подряд не проводило заседание.
Глава Республики Саха (Якутия) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранного в правомочном составе Государственного Собрания (Ил Тумэн) в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводило заседание.
Глава Республики Саха (Якутия) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.
Решение Главы Республики Саха (Якутия) о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) принимается в форме указа.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) Глава Республики Саха (Якутия) назначает внеочередные выборы Государственного Собрания (Ил Тумэн). Голосование должно быть проведено не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Глава VIII. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 29.
До начала работы вновь избранного Государственного Собрания (Ил Тумэн) законы и другие нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия), отнесенные в соответствии со статьей 53 Конституции Республики Саха (Якутия) к ведению Государственного Собрания (Ил Тумэн), после рассмотрения их Палатой Представителей и Палатой Республики принимаются на совместном заседании палат Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Статья 30.
1. Настоящий конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего конституционного закона признать утратившим силу Закон Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 1994 года З № 9-I «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)».
 
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
 
Последнее изменение: 27.05.2016 16:34
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице