17 июля 2019 года, 18:31 (UTC+9:00) t в Якутске: 19 (21:00)

Общий объём расходов федерального бюджета в 2019 году вырастет на 256,5 млрд рублей

Согласно представленному плану исполнения федерального бюджета на 2019 год с учётом внесённых 29 мая поправок, часть доходов — около 60 миллиардов рублей — государство в конце года намерено передать в качестве компенсации за потерянную возможность нарастить прибыль нефтедобывающим компаниям, которые в марте заключили договор с правительством о сдерживании цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ).

 

Такой подход в Госдуме считают неэффективным. Глава комитета палаты по бюджету и налогам Андрей Макаров сказал, что не дело кабинета министров заботиться о показателях доходности нефтяных компаний, и порекомендовал не рассуждать о рыночных механизмах, а проявить твёрдость в вопросах стоимости бензина и дизтоплива на российских заправках.

 

Нужны другие механизмы стимулирования

 

Полемика относительно перевода части прибыли госбюджета нефтяным компаниям в качестве компенсации их потерь от сдерживания цен на топливном российском рынке на заседании бюджетного комитета 10 июня случилась не вдруг. Из доходов изымают почти 60 миллиардов рублей, и Андрей Макаров как человек, умеющий считать бюджетные деньги с поправкой на то, каким образом они влияют на положение людей, решил подробнее остановиться на щекотливой теме. И прежде всего для нефтяных компаний. Ведь несмотря на высокую маржинальность рынка, они продолжают рассуждать о потерях, что выглядит странно.

 

«Хочу напомнить по прошлому году, как это было. Сначала загнали цены на максимально высокий уровень, а потом сказали, что ждут поддержки. Но поддержку цен тех, которые разогнали, а не тех, которые были до этого. Мы принципиально не согласны с таким подходом, когда начинаем говорить, что должны обеспечить им доходность или какую-то компенсацию», — пояснил Макаров.

 

В связи с этим депутат предложил сравнить доходность отечественных и зарубежных нефтяных компаний, которые при равных условиях могли бы обеспечить совершенно другие цены на рынке ГСМ. Их влияние в этой сфере из-за соображений национальной безопасности, конечно, ограничено, но для объективности следует учитывать и этот факт.

 

Негативную оценку Макарова заслужил и тот факт, что сегодня в ряде СМИ искусственно нагнетается ситуация за счёт «проплаченных экспертов», высказывающихся в пользу очередного соглашения нефтяников с Правительством на основании якобы имеющихся рисков повышения цен на ГСМ.

 

«Это очень болезненная тема для каждого, и на этой волне «народного негодования» мы снова начинаем заключать соглашение о том, чтобы цены не росли. В целом механизм выглядит вполне корректным: когда цены на внешних рынках высокие, государство им (нефтяным компаниям. — Прим. ред.) платит компенсации, когда низкие — они платят. Только мы никак не можем дойти до того момента, когда они будут платить государству», — подчеркнул парламентарий. 

 

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов подтвердил опасения главы бюджетного комитета: в настоящее время Правительство действительно готовит предложения по заключению следующего соглашения с нефтяными компаниями. И у Кабмина здесь своя логика.

 

«Наша основная задача заключается в том, чтобы цены на топливо не менялись, были прогнозируемыми и приемлемыми для рынка, — отметил глава Минфина. — Поэтому мы договорились с нефтяниками, что будем контролировать эти цены, и у нас есть механизм и понимание, как это делать».

 

Однако Андрей Макаров предложил рассмотреть правительству иные механизмы влияния на формирование топливных цен на внутреннем рынке. «Может быть, стоит употребить власть, а не только рассуждать о рыночных механизмах. Потому что до реальных рыночных механизмов как-то дело не доходит. Это общие рассуждения, которые, к сожалению, пока не очень помогают», — резюмировал он, добавив, что тема будет продолжена на пленарном заседании 18 июня.

 

Поправки социальные, нужно принимать

 

Тем не менее, комитет по бюджету и налогам одобрил внесённые на рассмотрение Госдумы правительственные поправки в закон о бюджете на текущий год и трёхлетку. Андрей Макаров объяснил поддержку тем, что в целом изменения носят социальный характер и полезны для развития страны.

 

«Законопроект будет рассмотрен в первом чтении 18 июня, а 25 июня документ в соответствии с Бюджетным кодексом рассмотрят уже во втором чтении», — пояснил депутат. Такая оперативность утверждения поправок, по словам Макарова, объясняется не какими-то фундаментальными изменениями в закон, а необходимостью внесения точечных настроек по тем вопросам и проблемам, «которые появляются в ходе исполнения бюджета».

 

«В первую очередь изменения касаются мер по реализации послания президента. К примеру, оказание государственной помощи в размере 450 тысяч рублей на погашение ипотечного кредита семьям, в которых родился третий ребёнок после 1 января 2019 года. На эти цели предусмотрено пять миллиардов рублей. Огромные средства — около 36 миллиардов рублей — выделяются на достройку проблемных домов в части помощи обманутым дольщикам», — привёл цифры глава комитета.

 

Макаров также добавил, что 4,3 миллиарда рублей кабмин выделяет на софинансирование региональных социальных доплат к пенсиям.

 

Он отметил, что представленный правительством законопроект решает многие из задач по реализации нацпроектов. «Но основные вопросы и проблемы нам предстоит решать в ходе подготовки уже следующего трёхлетнего бюджета», — резюмировал депутат.

 

Антон Силуанов особо подчеркнул — поправками предлагается оказать дополнительную поддержку регионам, увеличить расходы на транспортную инфраструктуру.

 

«Все задачи имеют ресурсное обеспечение, мы их учли в предлагаемых поправках. Они позволят нам более эффективно реализовывать задачи, которые были поставлены в указах и послании президента. Надеемся, что мы сможем найти поддержку этих поправок со стороны депутатов Госдумы», — сказал министр.

 

Председатель Счётной палаты Алексей Кудрин, в свою очередь, указал, что в целом его ведомство согласно с прогнозом доходов и уточнением расходов. «Мы в своём заключении привели ряд замечаний. Остаются зоны риска в получении дивидендов, но это близко к ожидаемым цифрам. Это не мешает рассмотрению бюджета в первом чтении. Мы считаем прогноз доходов в целом удовлетворительным», — отметил главный аудитор.

 

Какие изменения в бюджет страны предусматривает законопроект

 

Общий объём расходов федерального бюджета в 2019 году вырастет на 256,5 миллиарда рублей и составит чуть больше 18,29 триллиона рублей. При этом поступление нефтегазовых доходов уменьшается на 58,7 миллиарда рублей, а ненефтегазовых доходов увеличивается на 264,3 миллиарда рублей.

 

Профицит федерального бюджета в 2019 году снизится и составит 1,881 триллиона рублей, или 1,7 процента к ВВП, что обусловлено снижением поступления нефтегазовых доходов. Ненефтегазовый дефицит в 2019 году составит 6,358 триллиона рублей (или 5,8 процента к ВВП). По отношению к ВВП ненефтегазовый дефицит снизится на 0,2 процента по сравнению с уровнем, учтённым при формировании бюджета. Это снизит зависимость страны от нефтегазовой отрасли.

 

Объём бюджетных средств на реализацию госпрограмм в 2019 году увеличится:

 

«Развитие здравоохранения» — на 13,3 миллиарда рублей, до 519,3 миллиарда.

 

«Образование» — на три миллиарда рублей, до 202,7 миллиарда.

 

«Социальная поддержка граждан» — на 4,7 миллиарда рублей, до 1,380 триллиона.

 

«Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» — на 6,7 миллиарда рублей, до 698,5 миллиарда.

 

«Обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны» — на 2,5 миллиарда рублей.

 

Валерий Филоненко, Парламентская газета

Фото из открытых источников

Опубликовано: 13 июня, 2019 - 15:33
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице