18 июля 2019 года, 21:33 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (03:00)

Олег Мельниченко: При реализации федеральных проектов необходимо обратить внимание на макрорегиональную специфику Арктики

В Госсобрании (Ил Тумэн) Якутии 14 июня 2019 года состоялось совещание по вопросам реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на примере Республики Саха (Якутия)».

 

Совещание прошло в рамках выездного заседания Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ с участием членов комитета верхней палаты российского парламента по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в Якутске.

 

Все государственные документы, касающиеся развития арктической зоны, предусматривают необходимость обновления, модернизации жилищного фонда и развития жилищного строительства, в том числе в рамках реализации национальных проектов, подчеркнул актуальность темы, приступая к обсуждению, председатель комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко.

 

Российская Арктика – это не только территория с экстремальными климатическими условиями, но и наиболее обжитая часть северных широт. Сегодня стоит задача остановить отрицательный демографический процесс, в том числе – отток трудовых высококвалифицированных кадров. Решение этой задачи состоит в создании комфортных условий проживания людей на данной территории, подчеркнул он. 

 

В 2008 году был создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, за счет которого за эти годы был расселен значительный объем аварийного фонда в стране. Сегодня же, по словам председателя комитета СФ, перед государством стоит задача сформировать постоянно действующую систему по ликвидации аварийного и строительству нового, современного жилья.

 

На реализацию федерального проекта планируется выделить 507 млрд рублей и расселить не менее 530 тысяч человек. Перед регионами, входящими в территорию арктической зоны, поставлена не менее высокая задача – с 2019 по 2024 годы переселить порядка 140 тысяч человек. Во всех регионах страны на сегодняшний день утверждены программы переселения.

 

Олег Мельниченко также сообщил, что Совет Федерации в скором времени планирует рассмотреть законопроект о новых механизмах переселения граждан из аварийного жилья. Законопроектом предусматривается применение регионами дополнительных финансовых механизмов, субсидий, возмещение процентов по ипотечным кредитам, предоставление помещений манёвренного фонда и многих других подходов. 25 июня 2019 года комитет Совфеда будет проводить расширенное заседание по обсуждению данного законопроекта

 

«Чтобы успешно решать все задачи федерального проекта, считаю необходимым обратить внимание на макрорегиональную специфику, географические особенности, транспортную логистику, дефицит региональных кадров, и на «северный завоз», от которого полностью меняются стартовые ценовые условия в арктической зоне. Есть смысл рассматривать вопрос о равномерности объемов распределения финансовой поддержки в течение всего периода действия федерального проекта. Вопрос надо обсудить сегодня», - подытожил особенность реализации проекта на примере Якутии Мельниченко.

 

Он положительно отозвался об увеличении объемов господдержки за счет средств федерального бюджета по сравнению с предыдущими годами.

 

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии Петр Гоголев остановился на двух основных моментах по реализации данного федерального проекта в регионе. В первую очередь, он указал на большую разницу между расчётной стоимостью строительства в проекте и фактической стоимостью одного квадратного метра жилья в республике. Во-вторых, он подчеркнул, что парламент Якутии возьмет под особый контроль реализацию проекта, как и других национальных программ.

 

Петр Гоголев поблагодарил членов Совета Федерации за плодотворную работу и выразил уверенность, что такой настрой со временем принесет результаты и решит наболевшие проблемы региона по ликвидации аварийного жилья.

 

Председатель правительства РС(Я) Владимир Солодов подчеркнул, что рассмотрение данного вопроса на примере Якутии не случайно. В силу климатических условий жилищный вопрос имеет для якутян особое значение. Он отметил, что в республике очень много жилья, непригодного для проживания – 1 млн 142 тыс. кв. м. и переселение в рамках нового федерального проекта затронет более 61 тыс. человек.

 

Но несмотря на такие большие объемы, в целом в республике сложился весьма «зрелый» строительный рынок, который превышает объемы других регионов. Поэтому мы с полным основанием беремся за эту важную задачу и уверен, что внимание со стороны федеральных властей позволит решить задачу сокращения аварийного жилья к 2024 году, подчеркнул он.

 

Министр строительства РС (Я) Павел Аргунов, в свою очередь, рассказал о целях и задачах реализации программы по переселению из аварийного жилья в Якутии. Он сообщил, что в срок до 1 сентября 2025 года в 36 муниципальных районах, городских округах республики планируется ликвидировать порядка 20% от общего объема аварийного жилого фонда по стране. Это 3 586 жилых многоквартирных домов, где проживает 61 тысяча человек. Согласно действующей редакции программы, для переселения граждан Якутии необходимо 93 млрд 483 млн рублей. Дополнительная потребность в государственной поддержке составляет 26 млрд 760 млн рублей.

 

Высокую стоимость квадратного метра жилья в северных районах докладчик объяснил сложной логистикой. Зачастую затраты на доставку строительных материалов в арктические и северные районы составляют половину стоимости жилья. В целях своевременного исполнения программы по арктическим районам, учитывая географические особенности и другие факторы, оказывающие влияние на стоимость строительства жилья в многоквартирном доме, он предложил изменить способ переселения жилых помещений, находящихся в собственности у граждан, включенных в программу, на выплату возмещения. А также предложил продлить срок реализации федерального проекта в арктических районах Якутии от 2 до 3 лет.

 

Предложения представителей региона поддержал председатель комиссии Общественной платы РФ по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и дорогам, президент Ассоциации экономического взаимодействия «Союз городов Заполярья и Крайнего Севера» Игорь Шпектор. «Не согласен с цифрами по объему аварийного жилья, представленными в докладе министра. На самом деле их еще больше. Якутск имеет гораздо больше домов, признанных аварийными. Мэры городов вынуждены занижать количество аварийного жилья, потому что любая жалоба, приходящая от жителей таких домов, чревата прокурорским реагированием», - говорит он. Игорь Шпектор призвал региональные власти представить настоящие цифры, чтобы руководство страны могло оценить реальные масштабы для реализации федерального проекта.

 

Он также обратил внимание на возможность разделения страны по географическим особенностям при установке цен за квадратный метр жилья, отметив, что существующая сегодня небольшая разница стоимости жилья, к примеру, между Курском, Смоленском и Якутском, является невозможной. Также эксперт порекомендовал участников совещания обратить внимание на вопросы развития индивидуального жилищного строительства и решения мусорного вопроса в рамках рассматриваемой темы. 

 

В обсуждении темы также активное участие приняли заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков, директор Департамента стратегических проектов Министерства строительства и ЖКХ РФ Михаил Гилев, заместитель генерального директора Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин, заместитель председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Ксенофонтов.

 

При формировании принципа действия системы по ликвидации аварийного жилья участники совещания в числе прочего отметили двоякость подходов.

 

«Государство с точки зрения расселения человека руководствуется принципом безопасности, предоставляя комфортные условия проживания, но оно не обязано предоставлять новое жилье в собственность, если не обеспечена преемственность собственности. Так, если мы руководствуемся парадигмой о том, что будем всем давать в собственность жилье, то идем по одному пути, если мы руководствуемся обеспечением безопасности человека, переселяя его в арендный жилой фонд, то возникает другая парадигма с точки зрения подходов строительства жилья», - говорит Олег Мельниченко.

 

Михаил Гилев подтвердил, что в процессе разработки проекта вопрос строительства арендного жилья рассматривался. Он не исключил появления такой возможности. В любом случае у регионов должны быть разные инструменты по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, считает он.

 

Среди предложений по эффективному решению данного вопроса в арктических регионах был рассмотрен также вариант выкупа жилья на вторичном рынке. «Главный акцент нужно сделать на выкупе вторички, особенно на Севере», - считает Игорь Шпектор.

 

Павел Ксенофонтов подтвердил, что трудности логистики сильно влияют на фактическую стоимость жилья в Якутии. Он сообщил, что Минстрой республики утвердил 11 ценовых зон по группам районов в зависимости от их географического расположения, транспортного обеспечения, районных коэффициентов к заработной плате, и направил пакет документов в Минстрой России. Парламентарий попросил представителей федерального министерства, присутствующих на совещании, рассмотреть данный документ.

 

Народный депутат республики сообщил, что все вопросы, поднятые в ходе обсуждения, актуальны для Якутии и отражены в тезисах профильного комитета парламента региона. В частности, это разница стоимости квадратного метра по федеральной программе и реальной рыночной стоимости, большее количество аварийного жилья, чем это отражено в официальной статистике проекта, наличие жилых помещений, так называемых «бараков» и «комнатушек», не соответствующих рекомендуемым стандартным площадям 1, 2, 3-комнатных квартир в 28, 44 и 56 квадратных метров. Кроме того, необходимы средства на снос аварийного жилья и утилизацию отходов, которые образуются при данном процессе.

 

По итогам обсуждения был принят проект решения, в рамках которого участники совещания, учитывая предложения, прозвучавшие в выступлениях, порекомендовали Правительству РФ:

 

- при формировании проекта федерального бюджета на последующие годы исходить из приоритетности увеличения размера федеральных субсидий на поддержку региональных программ переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, реализующихся в рамках федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", субъектов Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны;

 

- рассмотреть вопрос о применении фактической стоимости одного квадратного метра жилого помещения при расчете лимитов финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляемой субъектам Российской Федерации, территории которых входят в Арктическую зону;

 

- рассмотреть вопрос о возможности перераспределения объема финансирования федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" равномерно в течение всего срока действия федерального проекта;

 

Министерству строительства и ЖКХ РФ:

 

- при проведении конкурсных отборов проектов для предоставления субсидий в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов РФ было рекомендовано предусмотреть для субъектов РФ, территории которых входят в состав Арктической зоны, выделение отдельных лимитов и проведение отдельного конкурсного отбора;

 

- проработать вопрос о подготовке предложения об увеличении для Республики Саха (Якутия) объемов финансирования мероприятий федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" с учетом установления возможности расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в полном объеме 1142,6 тыс. кв. метров;

 

- рассмотреть вопрос об организации обучающих мероприятий для профильных специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит реализация мероприятий, предусмотренных федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", с применением технологий дистанционного обучения либо с размещением соответствующих обучающих материалов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Органам государственной власти субъектов РФ, территории которых входят в состав Арктической зоны рекомендовано:

 

- оказывать содействие органам местного самоуправления в повышении квалификации специалистов органов местного самоуправления, принимающих участие в реализации мероприятий, предусмотренных федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", в том числе организовывать обучающие мероприятия с применением технологий дистанционного обучения;

 

- обеспечить информационное сопровождение в средствах массовой информации хода реализации федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и обратную связь с гражданами, изучение общественного мнения о федеральном проекте (включая мониторинг социальных сетей и проведение социологических исследований), распространение лучших практик их реализации в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а также проведение иных мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации федерального проекта и уровня информированности о них граждан.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 15 июня, 2019 - 05:55
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице