20 октября 2017 года, 03:08 (UTC+9:00) t в Якутске: -10.9 (00:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Оперятся ли «Птенцы»: в Якутии намерены закупать малые самолёты по госпрограмме

Оперятся ли «Птенцы»: в Якутии намерены закупать малые самолёты по госпрограмме
Парк малых самолётов Якутии в четыре тысячи раз меньше, чем в северных регионах других стран.
 
В программу развития транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) будет внесена новая задача – развитие малой (коммерческой) авиации. Проект соответствующего указа предполагается подготовить и представить на рассмотрение главы региона до 1 октября нынешнего года. В нем будет оговорено дополнительное финансирование авиационного блока программы. Такое решение принял Совет Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
 
Закопёрщиком выступил председатель парламентского комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Виктор Федоров. Его инициативу можно назвать революционной. До сих пор о необходимости что-то делать с малой авиацией в Якутии говорили очень много, но никто не упоминал о том, что одним из сдерживающих факторов является… региональная подпрограмма развития авиации, рассчитанная на 2012-2019 годы. Если в этот документ внесут новый пункт, из него придётся удалить целый раздел, авторы которого доказывают, что в нынешних условиях покупать малые воздушные суда - затея бессмысленная и заведомо убыточная.
 
Они пишут: «Высокая капиталоёмкость приобретения самолётов малых типоразмеров и «дорогие» кредитные предложения являются основным сдерживающим фактором по их массовому внедрению в транспортный комплекс республики путём осуществления прямой закупки. Более того, отличительные условия эксплуатации самолётов малых типоразмеров не позволяют в полной мере обеспечить необходимый производительный годовой налёт для ежемесячных лизинговых платежей, в связи с чем к данным типам воздушных судов не подходит стандартная схема финансового лизинга».
 
То есть покупать невыгодно. Да и не у кого: «Отечественная авиационная промышленность не выпускает современные типы воздушных судов для обеспечения полётов с подготовленных посадочных площадок и грунтовых аэродромов в экст­ремальных условиях Севера и Арктики. А ближайшие зарубежные аналоги уступают по лётно-техническим параметрам, не сертифицированы к полётам на Крайнем Севере, требуют ангарного хранения, наличия искусственных взлётно-посадочных полос».
 
Авторы программы развития транспорта доказывают, что в нынешних условиях покупать малые воздушные суда - затея бессмысленная и заведомо убыточная
 
Планируя закупки воздушных судов на ближайшие годы, власти региона исходили именно из этого. За семь лет при наличии денег предполагается приобрести 43 машины, в том числе лишь три - малых. План по ним уже выполнен. Республика в порядке эксперимента закупила две четырёхместных австрийских «Тундры-Даймонд» и один шестиместный «Пилатус» швейцарского производства.
 
Три самолёта погоды сделать не могут. Так ведь ещё вопрос, как они летают.
 
- На Аляске средний налёт малой авиации летом доходит до 400 часов в месяц, а зимой - до ста. Для сравнения: наши «Пилатус» и «Тундры-Даймонд» летают по 200 часов… в год, – отметил Виктор Федоров.
 
Он объяснил, почему в схожих климатических условиях самолёты эксплуатируются с такой разной интенсивностью. На Аляске не экспериментируют, а используют испытанные временем «зарубежные аналоги». Они прекрасно чувствуют себя в высоких широтах, сертифицированы, способны садиться на поляны. На них уже много лет летает весь канадский и американский север, где тоже бывают 50-градусные морозы, а бетонированные ВПП построены далеко не у каждой деревушки.
 
- Парк малой авиации на Аляске составляют 12 тысяч самолётов! - подчеркнул депутат.
 
Аналогичный парк в Якутии – всего три воздушных судна, закупленных по госпрограмме, и около 30 – принадлежащих частным лицам.
 
Конечно, даже не на развитие, а на становление малой авиации в нашей стране серьёзно давит забюрократизированность. К частнику, владеющему одним самолётиком "Птенец", предъявляются едва ли не такие же требования, как к крупной авиакомпании. Однако работа по либерализации законодательства идёт, в том числе благодаря парламенту Якутии, предлагающему разрешить в этой сфере «все, что не запрещено».
 
- Буквально несколько дней назад получили письмо за подписью замминистра транспорта РФ о том, что изменения в федеральные авиационные правила, инициированные нами, находятся на стадии утверждения, – сообщил Виктор Федоров.
 
Эту хорошую новость дополняет ещё одна: по словам заместителя главы Минвостокразвития Артура Ниязметова, выпуск воздушных судов для местных перевозок планируют наладить на Дальнем Востоке.
 
- Сегодня здесь есть площадки и компетенции для размещения производства новых моделей самолётов. Например, в ТОР «Комсомольск», – рассказал он.
 
Разрабатываются и подходящие модели. Под контролем Минпромторга ведётся проектирование малых самолётов вместимостью до девяти человек. Презентация первой машины пройдёт на авиасалоне МАКС-2017, а её сертификацию предполагается завершить через полтора года. Возможно, в скором времени уже не придётся искать нужные модели за рубежом.
 
Между тем в сравнении с 1989 годом мобильность населения Якутии на местных авиалиниях сократилась в пять раз, а на внутриулусных - в 25! Внутриулусные перевозки - это как раз тот сектор, который призвана обслуживать малая авиация. Сейчас во многих сёлах люди ждут рейс по месяцу и более, как праздник.
 
Авиаторы пытаются найти достойную замену Ан-2, но выбирать особо не из чего. Однако в случае с самолётами малых типоразмеров речь идёт не только о замене, но и об ином принципе организации авиасообщения. Как считает Виктор Федоров, при более современном законодательстве (а дело идёт к этому) подобную технику можно будет использовать даже в качестве воздушного такси. И вновь он приводит в пример Аляску:
 
- Там действует 271 авиакомпания, из них только пять крупных, остальные являются частными.
 
Понятно, что там другая культура, другие деньги и несравнимо более богатый опыт применения лёгких самолётов. Но хорошо уже то, что на этот опыт наконец-то обратили внимание. В регионе при поддержке Минтранса России разработано технико-экономическое обоснование полётов на самолётах Сеssna 206HD - тех самых, которые массово эксплуатируются по другую сторону Берингова пролива. Вдруг выяснилось, что использование этих аппаратов позволит вдвое (!) снизить стоимость авиабилетов на внутриулусных перевозках.
 
Малая авиация принесла бы большую пользу всем не обременённым обилием дорог регионам Дальнего Востока. А Якутии с её разбросанными на трёх миллионах квадратных километров сёлами – тем более.
 
Все это только проект. Под него потребуются новые правила, деньги, энтузиасты, лётчики и многое другое, чего сейчас нет. А пока действующая региональная подпрограмма развития авиации констатирует: если ничего не менять, летать будет не на чем и не на что. В 2011 году, когда был составлен этот документ, количество авиапассажиров в регионе превышало полтора миллиона человек. Согласно базовому варианту подпрограммы к 2019 году их число «достигнет»… 1,3 миллиона.
 
 
Фото: Андрей Оглезнев
 
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице