21 мая 2019 года, 02:54 (UTC+9:00) t в Якутске: -1 (03:00)

Отчет о работе А.К.Акимова за осеннюю сессию 2013 года

 Отчет о работе
члена Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству, региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера
А.К.Акимова за осеннюю сессию 2013 года
 
 
Введение
 
Ключевым событием завершившейся сессии Совета Федерации стало 20-летие Конституции Российской Федерации. Общий вектор законотворческой работы палаты был направлен на последовательное укрепление российской государственности, рост благосостояния граждан, достижение стабильности в стране, повышение уровня гражданской ответственности и патриотизма.
 
Практически все одобренные палатой федеральные законы непосредственно направлены на реализацию положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года и указов главы государства от 7 мая 2012 года. Реализованы важные инициативы в сфере демократизации политической системы страны, развития институтов гражданского общества, повышения конкурентоспособности российской экономики, модернизации социо-культурной сферы.
 
Тесное взаимодействие с Государственной Думой и Правительством позволило более четко обозначить направление совместных действий по реализации приоритетных задач в сфере законодательной деятельности, что дало возможность конструктивно построить работу по принятию Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
С учетом сложившейся экономической ситуации подход к формированию бюджета базировался на повышении эффективности бюджетных расходов при неукоснительном выполнении всех социально-экономических задач и соблюдении государственных приоритетов.
 
Реализуя свои конституционные полномочия в качестве палаты регионов, Совет Федерации продолжил работу по повышению эффективности взаимодействия с субъектами Российской Федерации. Этому способствовало и кадровое обновление палаты, которое произошло в соответствии с новым порядком формирования Совета Федерации. Состав палаты пополнился членами, непосредственно связанными с субъектами Федерации.
 
В период сессии осуществлялся постоянный мониторинг законодательства и правоприменительной практики, в том числе по вопросам снижения доходов субъектов Федерации в связи с изменением налогового законодательства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, увеличения объема фальсифицированной продукции иностранного происхождения на российском рынке, организации и проведения азартных игр и другим. Такая практика позволила оперативно вносить необходимые изменения в действующее законодательство.
 
 
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦИФРАХ
 
 
В период осенней сессии А.К.Акимовым принято участие в 7 заседаниях Совета Федерации, на которых рассмотрены и одобрены 195 федеральных законов, из них 14 федеральных законов о ратификации международных договоров и соглашений Российской Федерации с другими государствами и международными организациями. Продолжился процесс внесения точечных поправок в Конституцию Российской Федерации. На 341-м заседании Совет Федерации одобрил проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и направил его на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
 
На осенней сессии отклонены с предложением создать согласительную комиссию 3 федеральных закона. В период осенней сессии 2013 года проведено 4 заседания согласительных комиссий для преодоления возникших между Государственной Думой и Советом Федерации разногласий по 4 федеральным законам. Федеральные законы приняты Государственной Думой в редакции согласительной комиссии, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом Российской Федерации. В работе согласительных комиссий приняли участие 12 членов Совета Федерации.
 
 
2. ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
 
Комитет Совета Федерации, членом которого является А.К. Акимов, в 2013 году был ответственным при рассмотрении целого ряда важных федеральных законов.
Обзор рассмотренных в 2013 году Комитетом федеральных законов, по которым он являлся ответственным комитетом, учитывая закреплённые за ним вопросы ведения, представлен по 4 основным направлениям:
- федеративное устройство, общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- местное самоуправление;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- вопросы развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
 
2.1.    Федеративное устройство, общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации
 
1. Принятым в октябре 2013 г. Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений" (от 22 октября 2013 года № 284-ФЗ) созданы правовые предпосылки для более активной и ответственной деятельности региональных и муниципальных органов власти в сфере межнациональных отношений, они наделены новыми полномочиями в сфере межнациональных отношений.
 
Органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочием по обеспечению равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по указанным признакам; разработке и реализации региональных программ гос. поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации; осуществлению иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих в регионе; защиту прав национальных меньшинств; социальную и культурную адаптацию мигрантов; профилактику межнациональных конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия.
 
Органы местного самоуправления поселения, муниципального района и городского округа наделены полномочиями по осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных конфликтов. Установлено дополнительное основание для удаления главы муниципального образования в отставку – в случае допущения им или иным должностным лицом местного самоуправления массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии, либо ограничения прав и дискриминации по указанным признакам, если это способствовало возникновению межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
 
Ожидаемые последствия: повысится ответственность должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за действия (бездействие), способствовавшие возникновению межнациональных и межрелигиозных конфликтов, и, вследствие усиления мотивации, повысится эффективность работы по данному направлению.
 
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 2 ноября 2013 года № 303-ФЗ) создаёт условия, мотивирующие региональные отделения политических партий и местные сообщества на ведение эффективных избирательных кампаний и привлечение новых представителей, пользующихся реальной поддержкой населения на региональном и местном уровнях. Для этого увеличена доля депутатов региональных парламентов и депутатов представительных органов местного самоуправления, избираемых по мажоритарной избирательной системе (по одномандатным и многомандатным избирательным округам).
 
Федеральным законом уменьшено с 50 % до 25 % количественное требование к минимальной доле депутатских мандатов в региональном парламенте, которые должны распределяться между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
В результате законами субъектов может быть увеличено до 75 % число депутатов региональных парламентов, избираемых по одномандатным избирательным округам, от общего числа депутатов. Требование к минимальной доле депутатских мандатов, распределяемых между партийными списками, не распространяется на Москву и Санкт-Петербург, эти два субъекта Федерации вправе сами определить, какую избирательную систему применять.
 
Также отменено действовавшее требование о том, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов должны распределяться между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Теперь субъекты Федерации будут вправе своим законом в соответствии с федеральными законами могут определять условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях всех видов в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании,вида муниципального образования и других обстоятельств.
 
Ожидаемые последствия: будет активизирована работа политических партий и других избирательных объединений с населением на местном уровне.
 
3. Федеральным законом "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочием по учреждению официального Интернет-издания (за счёт средств собственного бюджета) для обнародования (официального опубликования) официальной информации, в том числе правовых актов субъекта Российской Федерации и другой важной для жителей региона информации. До принятия этого Закона органы власти субъекта для названных целей могли учреждать печатные СМИ.
Учитывая, что число пользователей Интернета продолжает расти, деятельность органов власти будет освещаться более широко.
 
4. Федеральным законом "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", направленным на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 26-П, установлены правовые основы реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Указывается, что должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в региональных органах государственной власти, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст.9) составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, который составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. 
 
Основы региональной социальной и экономической политики
 
5. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов" установлены требования к проведению процедур оценки регулирующего воздействия действующих и разрабатываемых региональных и муниципальных нормативных правовых актов.
 
При этом установлено, что целью оценки регулирующего воздействия является выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Также этим Законом установлены дополнительные гарантии защиты законных интересов предпринимателей и инвесторов, способствующие развитию конкуренции и инвестиционного климата в субъектах Федерации.
 
6. Принятым Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях повышение адресности социальной поддержки отдельных категорий граждан органы государственной власти субъектов РФ наделяются правом самостоятельно устанавливать критерии нуждаемости граждан в социальной поддержке. При реализации дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан органы государственной власти субъектов РФ также могут исходить из установленных ими критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих право реализовывать таки дополнительные меры. Закон будет способствовать достижению максимального социального эффекта от оказания социальной поддержки отдельных категорий граждан и оптимизации структуры расходов региональных бюджетов.
 
7. Федеральным законом "О внесении изменения в статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закрепляются полномочия по организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг закрепляются. Указывается, что многофункциональные центры могут быть только бюджетными учреждениями.
 
Многофункциональные центры будут консультировать граждан о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, а также составлять и выдавать заявителям документы на бумажном носителе по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг.
Этот Закон будет обеспечивать предоставление населению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
 
8. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 23.22 и 23.221 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" носит технический характер и направлен на унификацию норм общего и специального регулирования в части полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
 
9. Федеральным законом "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" приводятся в соответствие нормы общего и специального регулирования в части полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области охраны и использования водных объектов. 
 
 
2.2. Местное самоуправление
 
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оптимизирует порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Законом установлено, что:
1) координацию деятельности контролирующих органов будут осуществлять органы прокуратуры путём формирования ежегодного плана проведения совместных проверок;
 
2) деятельность одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления может быть подвержена проверке не чаще одного раза в два года.
Закон позволит исключить возможное дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора), а также возможность проведения необоснованно регулярных и частых контрольных мероприятий, что, как ожидается, повысит эффективность проверок.
 
 
2.3. Жилищно-коммунальное хозяйство
 
1. Федеральный закон "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" упорядочивает деятельность по управлению введенных в эксплуатацию многоквартирных домов и создаёт правовые основания внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги застройщику.
 
Устанавливаются единые правила управления застройщиком (управляющей организацией) многоквартирным домом с момента выдачи разрешения на ввод такого дома в эксплуатацию до момента выбора собственниками помещений в многоквартирном доме одного из установленных частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способов управления.
 
2. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливаются правовые нормы, которыми:
- продлевается срок деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – до 1 января 2018 года;
- увеличиваются в период с 2013 по 2017 год лимиты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
- уточняются требования к содержанию и реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
- увеличивается имущественный взнос Российской Федерации в Фонд – внесение дополнительных имущественных взносов, в т.ч. 481 655 193,0 тысячи рублей на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
  
2.4.   Вопросы развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
 
Федеральным законом "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливается, что порядок согласования закрытия закрывающихся населенных пунктов устанавливается Правительством Российской Федерации, а также, что граждане имеют право на жилищные субсидии, когда выезжают из населенных пунктов, которые закрываются на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
 
 
3. ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЙ КОМИТЕТА, В КОТОРЫХ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ А.К. АКИМОВ
 
 
По итогам каждого проведенного мероприятия были приняты рекомендации, содержащие детальный анализ проблем в конкретной сфере и конкретные предложения по их решению.
 
В период осенней сессии 2013 года А.К. Акимов принял участие в следующих мероприятиях:
1. парламентские слушания Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера "Вопросы целевого использования средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (совместно со Счетной палатой Российской Федерации), 13 ноября 2013 года;
 
2. расширенное заседание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему "О развитии местного самоуправления в Пензенской области" в рамках проведения Дней Пензенской области в Совете Федерации 19-20 ноября 2013 года, 19 ноября 2013 года;
 
3. семинар-совещание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "Реализация государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации": основные мероприятия и ожидаемые результаты" с участием заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.В. Бушмина, 21 ноября 2013 года;
 
4. "круглый стол" Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему "Совершенствование законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства", 22 ноября 2013 года;
 
5. расширенное заседание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему "Разработка и реализация региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры на территории Тверской области" в рамках проведения Дней Тверской области в Совете Федерации 26-27 ноября 2013 года, 26 ноября 2013 года;
 
6. парламентские слушания Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера "Правовое обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации", 29 ноября 2013 года;
 
7. совместное заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему "Национальная безопасность Российской Федерации: межнациональный и миграционный аспекты", 16 декабря 2013 года;
 
8. расширенное заседание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению  и делам Севера на тему "О государственной поддержке жителей отдельных территорий Пермского края в сфере жилищной политики" в рамках проведения Дней Пермского края в Совете Федерации 17-18 декабря 2013 года, 17 декабря 2013 года.
 
 
4. УЧАСТИЕ А.К. АКИМОВА В МЕРОПРИЯТИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ
 
В период осенней сессии 2013 года сенатор принял участие:
1. В работе «круглого стола» Комитета Государственной Думы по делам национальностей на тему «Государственная языковая политика Российской Федерации: состояние перспективы» (28 ноября, Государственная Дума);
 
2.  В парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по делам национальностей на тему «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года: задачи и перспективы» (поручение Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко) (5 декабря, Государственная Дума).
 
 
5. ОБЗОР НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ ВОПРОСОВ, РАССМОТРЕННЫХ КОМИТЕТОМ С УЧАСТИЕМ А.К.АКИМОВА  В ПЕРИОД ОСЕННЕЙ СЕССИИ 2013 ГОДА
 
5.1.  Совершенствование избирательной системы
 
Наиболее важные изменения в избирательном законодательстве коснулись регионального и муниципального уровней государственной власти. Принятым в ноябре Федеральным законом изменён порядок распределения депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в представительных органах муниципальных районов, городских округов. Изменения способствуют активизации работы политических партий и других избирательных объединений с населением на местном уровне, привлечению к политической деятельности на региональном и местном уровнях новых лидеров, представляющих интересы граждан, имеющих реальный авторитет и поддержку среди населения соответствующих территорий.
 
Повышению эффективности общественного контроля за соблюдением законодательства при проведении выборов всех уровней будет способствовать принятый Государственной Думой 13 декабря Федеральный закон, которым установлено требование о том, что ящики для голосования должны быть изготовлены из прозрачного или полупрозрачного материала.
 
5.2.  Совершенствование законодательства в сфере государственной национальной политики
 
Весьма важными являются принятые на федеральном уровне изменения в сфере государственной национальной политики:
Деятельность органов публичной власти в сфере межнациональных отношений станет более активной и ответственной в связи с принятием Федерального закона от 22 октября 2013 года № 284-ФЗ, определившим полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений и ответственность за действия (бездействие), способствовавшие возникновению межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Изменения должны усилить мотивацию должностных лиц к более эффективной работе по данному направлению.
 
5.3. Социальные гарантии, услуги населению
 
Повышение адресности социальной поддержки отдельных категорий граждан должны способствовать изменения в законодательство, которыми региональные власти наделяются правом самостоятельно устанавливать критерии нуждаемости граждан в социальной поддержке. Результатом должно стать достижение максимального социального эффекта от оказания социальной поддержки отдельных категорий граждан и оптимизация структуры расходов региональных бюджетов.
 
В целях обеспечения предоставления населению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" приняты изменения, определившие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и порядок осуществления деятельности многофункциональных центров.
 
В жилищной сфере приняты изменения, устанавливающие единые правила управления многоквартирным домом застройщиком (управляющей организацией) с момента выдачи разрешения на ввод такого дома в эксплуатацию до момента выбора собственниками помещений в многоквартирном способа управления. 
 
5.4. Совершенствование законодательства о местном самоуправлении
 
Местное самоуправление является наиболее приближенным к населению уровнем публичной власти, призванным решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Местная власть является начальным звеном, к которому жители сел и городов обращаются за решением своих бытовых проблем.
 
2013 год является особым для российского местного самоуправления.
  • Конституции Российской Федерации, заложившая основы современной модели организации местного самоуправления, отметила свое 20-летие;
  • 15 лет назад Российской Федерацией была ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления, в которой сформулированы правовые, финансовые и организационные основы деятельности местных органов власти;
  • 10 лет назад был принят базовый Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 
 
За эти годы для обеспечения реализации закрепленных названными документами принципов организации местного самоуправления проделана большая работа. Безусловно, есть положительные тенденции и примеры успешной работы. Комитет в своей работе уделяет пристальное внимание анализу реализации Федерального закона № 131-ФЗ, и проблемным вопросам, требующим корректировки законодательства.
 
Таковыми на сегодняшний день являются:
1. Задача определения компетенции органов местного самоуправления. Сохраняется необходимость четкого разграничения полномочий и ответственности между разными уровнями публичной власти. Заложенные в Федеральном законе № 131-ФЗ вопросы местного значения претерпели существенные корректировки, их количество увеличилось более чем на треть. На муниципальные органы подчас возлагаются не свойственные им функции, имеющие региональную и даже федеральную значимость. Необходимо найти баланс между объёмами полномочий и объёмами ресурсов муниципалитетов.
Отмеченный аспект неоднократно поднимался как на заседаниях Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации В.И. Матвиенко, так и на "круглых столах" проведенных Комитетом.
 
2. Вытекающая из первой - проблема финансового обеспечения реализации возложенных на органы местного самоуправления полномочий.
Налоговая и бюджетная политика в отношении муниципалитетов в основном носит выравнивающий, а не стимулирующий характер. Поступления от местных налогов составляют всего несколько процентов от доходов местных бюджетов – 4% от земельного налога и 0,5% от налога на имущество физических лиц. В большинстве муниципалитетов бюджеты формируются путем оказания финансовой помощи из региональных бюджетов.
 
При этом стоит отметить, что определенные шаги по укреплению доходной базы муниципалитетов предпринимаются. С 1 января 2013 года 100 процентов доходов от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляется в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Членами Совета Федерации инициированы поправки в Налоговый кодекс по отмене льгот по региональным и местным налогам. Разрабатывается механизм введения местного налога на недвижимость.
Комитетом в 2013 году проведен ряд мероприятий, направленных на решение проблем в части повышения бюджетной обеспеченности местных бюджетов.
 
3. Внимание в работе Комитета было уделено также вопросам государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Зачастую контрольно-надзорные полномочия органов государственного контроля (надзора) различных уровней дублируются и носят необоснованный характер.
Советом Федерации одобрен федеральный закон позволяющий оптимизировать порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и оградить органы местного самоуправления от проведения органами государственной власти порой необоснованно регулярных контрольных мероприятий.
 
4. Также Комитетом внимание уделялось вопросам по оптимизации территориальной организации местного самоуправления. В Комитет неоднократно поступали инициативы, как по укрупнению муниципалитетов, так и наоборот, по разукрупнению. Комитет придерживается позиции сохранения доступности представителей муниципальной власти для граждан.
 
5. Важным в плане совершенствования порядка формирования органов местного самоуправления является внесенные в 2013 году изменения, касающиеся исключения действующего требования о распределении не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов, между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями. Определять условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях всех видов в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств будут субъекты Российской Федерации. 
 
6. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  
Приоритетные направления деятельности в ближайшей перспективе обусловлены задачами, обозначенными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года,
а также потребностями в принятии законодательных решений по наиболее актуальным вопросам и задачам в социальной, экономической и других сферах жизни регионов, которые ставят перед своими представителями - членами Совета Федерации органы государственной власти субъектов Федерации.
 
Наиболее важными является вопросы совершенствования общих принципов организации местного самоуправления, обеспечение финансовой состоятельной местной власти, как уровня власти наиболее приближенного к населению и призванного решать его каждодневные, бытовые проблемы.
 
Работа по совершенствованию законодательства предстоит также в сфере избирательного законодательства по вопросам развития политической конкуренции, совершенствования политических институтов, создания условий для их открытости и эффективности.
Актуальным является совершенствование механизмов обеспечения общественного обсуждения законодательных инициатив с участием некоммерческих организаций, общественных советов и других институтов гражданского общества.
Предстоит продумать и внести предложения по совершенствованию процесса предоставления земельных участков под застройку и определению мер ответственности за их использование.
В сфере ЖКХ остаётся ещё много нерешённых проблем, по решению которых предстоит продолжить работу.
 
Перспективными и важными направлениями законодательной деятельности, курируемыми заместителем председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.К.Акимовым на 2014 год являются следующие вопросы подкомитета по делам Севера и малочисленных народов:
1) государственная политика социального и экономического развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
2) государственная политика в Арктике;
3) регулирование трудовых ресурсов, государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
4) устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, защита их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, поддержка общин и традиционной хозяйственной деятельности этих народов;
5) использование природных ресурсов, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности как основы жизни и деятельности народов, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) пенсионное и социальное обеспечение населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
7) государственное регулирование использования Северного морского пути;
8) рассмотрение иных вопросов по поручению председателя Комитета.
 
 
 
Информация предоставлена помощником члена Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
от Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Дата последнего изменения: 23 марта 2016, 14:12
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице