14 ноября 2019 года, 16:33 (UTC+9:00) t в Якутске: -24 (09:00)

Открытый парламент: Обсужден проект госбюджета Якутии на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов

Госсобрание (Ил Тумэн) Якутии провело 6 ноября публичные слушания по проекту республиканского закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

 

Слушания состоялись в республиканском медиа-центре ОАО «РИИХ Сахамедиа» в рамках дискуссионной площадки «Открытый парламент». Ведущим был генеральный директор холдинга Алексей Чертков.

 

В мероприятиях приняли участие председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев, председатель правительства Якутии Владимир Солодов, председатель Федерации профсоюзов Николай Дегтярев, председатель постоянного комитета парламента по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев, народные депутаты республики, члены кабинета министров, эксперты, представители Счетной палаты РС(Я), общественности, СМИ, а также студенты Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова.

 

Петр Гоголев отметил, что новый формат работы – дискуссионная площадка «Открытый парламент» - был введен Госсобранием (Ил Тумэн) шестого созыва. «Мы в прошлом году также начали с обсуждения проекта госбюджета республики. Опыт оказался удачным, и мы решили продолжить эту работу. Мы планируем в течение всего созыва придерживаться принципа открытости», -  подчеркнул он и отметил высокое представительство кабинета министров на данных публичных слушаниях, что также свидетельствует об открытости и исполнительных органов власти.

 

Задачей публичных слушаний спикер назвал выявление общественного и экспертного мнения по внесенному Главой Якутии Айсеном Николаевым законопроекту: определить, насколько проект бюджета решает насущные проблемы общества, обеспечивает повышение качества жизни жителей республики, учитывает потребности в финансировании реализации национальных проектов России на территории республики, исполнения национальных целей, определенных указами Президента РФ, и стратегических целей, определенных указами главы республики.

 

«Проект бюджета внесен в Госсобрание (Ил Тумэн). У народных депутатов республики есть определенные вопросы, нас беспокоят некоторые цифры. Мы видим, что по сравнению с 2018 годом, например, по налоговым доходам есть увеличение, а по неналоговым доходам – снижение. Во время последнего пленарного заседания парламента, в ходе корректировки бюджета, мы говорили о недополученных доходах. Это нужно обсуждать, об этом нужно говорить», - сказал председатель Ил Тумэна.

 

Председатель правительства Якутии Владимир Солодов отметил, что публичные слушания по проекту бюджета проходят в режиме нулевого чтения: «Это важный и правильный формат. Чем более мы будем открытыми к нашим гражданам и к журналистам, которые транслируют запросы населения, тем более будет понятна политика, и тем большую поддержку мы будем иметь». Он назвал символичным проведение слушаний с использованием всех средств информации в таком интерактивном формате в Год консолидации, объявленный Главой Якутии Айсеном Николаевым.

 

Глава кабинета министров указал на ряд моментов. Во-первых, он обратил внимание на то, что проект бюджета был сформирован, исходя из непростой экономической ситуации. «При благоприятной в целом конъюнктуре, которая складывается с точки зрения экономического роста, есть один очень значимый фактор, оказывающий давление на поступление средств в бюджет республики. Это конъюнктура на мировом алмазном рынке. Мы уже констатируем сокращение продаж у системообразующей компании Якутии «АЛРОСА» за 2019 год примерно на уровне 35%. Это не может не оказывать влияние на поступления в наш бюджет. Поэтому проект бюджета сложный, мы его формируем в таких сдержанных условиях», - сказал Владимир Солодов.

 

«Мы исходим из безусловного исполнения стратегических указов главы республики, сохранения всех социальных обязательств: доступности медицины, образования, индексации реальных доходов работников бюджетной сферы на уровне планируемой инфляции. Мы будем продолжать сохранение доступности коммунальных услуг населению, а также заниматься повышением размера заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, которые подпадают под «майские указы» главы государства, и иным категориям бюджетников», - сказал премьер-министр.

 

Особый акцент, по его словам, в 2020 году будет сделан на разработку проектно-сметной документации, поскольку именно наличие готовой ПСД позволяет активнее участвовать в федеральных программах и получать софинансирование из федерального бюджета.

 

Владимир Солодов подчеркнул, что бюджет-2020 сохраняет социальную направленность. В общей сложности 145 млрд рублей составляют социальные расходы, это 80% расходов госбюджета республики.

 

С информацией о прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы выступила министр экономики Якутии Майя Данилова. По ее словам, темп прироста валового регионального продукта Якутии по оценке на 2019 год составит 4,8% и будет связан с увеличением валовой добавленной стоимости предприятий добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств и сельского хозяйства. На период до 2024 года реальный рост ВРП будет сохраняться в пределах 4-5% ежегодно.

 

«Значительный вклад в экономический рост вносят предприятия промышленного производства. Возрастет и объем несырьевого сектора. В структуре промышленности на добычу полезных ископаемых приходится 88,1%, обеспечение электрической энергией, газом и паром – 7,3%, обрабатывающие производства – 4,0%, водоснабжение, водоотведение – 0,6%. В 2018 году вклад нефтегазового сектора в промышленность (42,2%) превысил вклад алмазодобывающей отрасли (32,8%)», - отметила Майя Данилова.

 

Она сообщила, что на 2019 год индекс промышленного производства оценивается в 107,3% к 2018 году. В 2024 году индекс промышленного производства составит 133,9% к уровню 2019 года по базовому варианту и 112,2% – по консервативному. В конце прогнозируемого периода в структуре промышленности добыча полезных ископаемых будет занимать 87,7%, обеспечение электрической энергией, газом и паром – 7,4%, обрабатывающие производства – 4,3%, водоснабжение и водоотведение – 0,6%.

 

«Объем инвестиций в основной капитал на 2019 год оценивается в 421,5 млрд рублей, или 100,5% в сопоставимых ценах к 2018 году. На период до 2024 года в связи с завершением высокой инвестиционной стадии проектов ПАО «Газпром» инвестиции будут снижаться в пределах 75 – 90%», - сказала министр экономики.

 

По ее словам, с вовлечением в промышленную эксплуатацию нефтегазовых месторождений в Западной Якутии открываются возможности для создания перерабатывающих производств, в том числе рассматривается проектирование нефтеперерабатывающего завода с глубиной переработки до 95% и выходом светлых нефтепродуктов до 83% на территории Олекминского и Алданского районов, комплекса по переработке природного газа с перспективой экспорта.

 

«Действующие и новые механизмы стимулирования инвестиций будут направлены на обеспечение темпов роста несырьевого экспортно-ориентированного сектора выше 10% ежегодно. Будут сформированы акселерационные механизмы стимулирования экспорта путем развития Центра поддержки экспорта», - сказала Майя Данилова. По ее словам, доля несырьевых отраслей в структуре ВРП увеличится с 9,5% в 2018 году до 11,2% в 2024 году. С учетом реализации национального проекта по повышению производительности труда и поддержки занятости в базовых несырьевых отраслях экономики к 2024 году производительность труда в этих отраслях должна увеличиться в 1,3 раза. Развитие несырьевого сектора обеспечит создание новых рабочих мест и трудоустройство не менее 10 тыс. человек дополнительно.

 

В качестве перспективных планов министр экономики назвала начало работы ювелирно-гранильного центра ООО «Сэйбиэм», строительство круглогодичного тепличного комплекса ООО «Саюри» и высокотехнологичной Жатайской судоверфи, реализацию инвестпроектов по развитию лесопромышленного комплекса на базе ООО ЛПК «Алмас» созданию круглогодичного детского центра отдыха и оздоровления «Полярная звезда», расширение границ ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы».

 

Для трансформации отраслевого профиля драйверов роста в соответствии со Стратегией-2032 года будут создаваться условия для реализации проектов креативной экономики. Основой станет первый дальневосточный ИТ-Парк, призванный обеспечивать максимально благоприятные условия для стартапов и развивающихся ИТ-компаний. Резиденты высокотехнологичного парка получат сервисы на уровне национальных стандартов и будут интегрированы в национальную и международную инновационную экосистему. Ключевыми станут образовательные площадки – инкубатор и акселератор В8, а также расширение обучения и развертывание «воронки» стартапов на муниципальный уровень.

 

Перед Инновационным инжиниринговым центром поставлены задачи по запуску в течение двух лет не менее 7 проектов по удовлетворению продуктово-технологических потребностей крупных добывающих компаний, ведущих деятельность на территории Якутии и выход, как минимум, одного из проектов на денежный контракт с крупной добывающей компанией.

 

Планируется также создание Центра развития кино и креативных индустрий, Фонда поддержки креативных индустрий и талантов и Парка будущих поколений.

 

«Индекс производства продукции сельского хозяйства оценивается с ростом на 8% к 2024 году в сравнении с 2019 годом. На период до 2024 года индекс производства сельхозпродукции будет ежегодно увеличиваться в пределах 1,5%. К 2024 году прогнозируется увеличение объемов производства молока на 2,6%, мяса скота и птицы – на 3,6% к 2019 году», - сказала Майя Данилова.

 

К 2024 году уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией, при реализации всех мероприятий, прогнозируется на уровне: мясом, мясопродуктами собственного производства 30% (в 2019 году – 26,5%); молочной продукцией - 61% (58,8%); картофелем - 66% (64,4%), овощами - 51% (45,5%).

 

Увеличится производство рыбы и рыбной продукции на 19,9%, молока, кроме сырого, – на 13,1%; кондитерских изделий – на 7,7%, безалкогольных напитков – на 21,6%. Одним из перспективных направлений отрасли обозначено производство продукции из дикорастущего сырья и пчеловодства.

 

«Рост реальной заработной платы составит 12,6% в 2024 году к 2019 году (в РФ – 12,8%). В целях повышения реального содержания зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений, будет реализована Концепция совершенствования системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы на 2019-2024 годы с учетом доведенных параметров бюджета», - сказала министр экономики.

 

По ее словам, фонд оплаты труда работников предприятий и организаций в 2019 году оценивается в размере 321,9 млрд рублей с ростом на 8,5% к предыдущему году, в 2020 году – 341,2 млрд рублей с ростом к предыдущему году на 6%, в 2021 году – 361,6 млрд рублей с ростом 6%, в 2022 году – 381,2 млрд рублей с ростом на 5,4 %, в 2023 году – 399,8 млрд рублей с ростом на 4,9 %, в 2024 году – 421,6 млрд рублей с ростом на 5,5% к 2023 году и в 1,3 раза к 2019 году.

 

«Рост реальных располагаемых денежных доходов в 2019 году по оценке составит 102,4%, а в 2024 году – 115% к 2019 году», - сказала Данилова.

 

Рынок труда, по ее словам, будет развиваться в условиях демографических ограничений и объективно сложившейся экономической ситуации. В прогнозируемый период доля населения в трудоспособном возрасте с 58,1% в 2018 году незначительно сократится к 2024 году до 57,7%, что окажет влияние на рост демографической нагрузки с 734,5 нетрудоспособного на 1000 лиц трудоспособного возраста в 2018 году до 748,3 в 2024 году.

 

Среднегодовая численность занятых в экономике будет увеличиваться и прогнозируется в 2024 году на уровне 510,8 тыс. человек против 508,2 тыс. человек в 2019 году. Уровень безработицы по оценке 2019 года составит 6,9% рабочей силы, а в 2024 году снизится до 6%. Среднесписочная численность работников в 2024 году увеличится до 372,9 тыс. человек. Наибольший рост численности прогнозируется по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» и «Строительство».

 

«Комплекс мероприятий по созданию новых рабочих мест, улучшению инвестиционного климата, развитию предпринимательства, легализации бизнеса, совершенствованию адресной поддержки населения будут способствовать сокращению уровня бедности населения Республики Саха (Якутия) с 18,2% по оценке на 2019 год до 10,2% в 2024 году», - сказала Майя Данилова.

 

Как сообщил министр финансов Валерий Жондоров, за основу формирования предельных базовых бюджетных ассигнований госбюджета на 2020 и 2021 годы приняты объемы, утвержденные законом «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», на 2022 год – на уровне 2021 года.

 

Основные параметры госбюджета Якутии составят: по доходам – 179 млрд 333 млн рублей в 2020 году, 187 млрд 242 млн рублей в 2021 году и 175 млрд 872 млн рублей в 2022 году; по расходам – 180 млрд 331 млн рублей, 188 млрд 240 млн рублей и 176 млрд 871 млн рублей соответственно. Дефицит планируется на уровне 998 млн рублей на три года.

 

Прогнозируемый объём государственного долга республики и объём рыночных заимствований в 2020-2022 годах будет находиться в рамках ограничений, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

 

Валерий Жондоров сообщил, что параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сформированы по 26 государственным программам, направленным на достижение шести стратегических целей и непрограммной части.

 

«Одной из ключевых задач правительства Якутии на ближайшие годы является эффективная реализация национальных проектов согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Из 78 федеральных проектов Республика Саха (Якутия) реализует 52 региональных проекта», – сказал министр.

 

При этом он подчеркнул, что темпы реализации национальных проектов сохранятся. Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение региональных проектов, направленных на реализацию национальных (федеральных) проектов в государственном бюджете республики, запланированы в 2020 году в сумме 17 млрд 301 млн рублей, в 2021 году – 18 млрд 861 млн рублей, в 2022 году – 8 млрд 242 млн рублей.

 

Объём бюджетных ассигнований Дорожного фонда Якутии на 2020 год составит 6 млрд 865 млн рублей, на 2021 год – 8 млрд 521 млн рублей, на 2022 год – 8 млрд 572 млн рублей.

 

Валерий Жондоров обратил внимание на увеличение объёма Инвестиционной программы Якутии. «Объём Инвестиционной программы составит порядка 22 млрд в 2020 году, 24 млрд рублей – в 2021 году», – сообщил министр.

 

Среди приоритетов он назвал республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», строительство объектов в рамках региональных проектов, направленных на достижение федеральных проектов, реализацию мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Республики Саха (Якутия), строительство объектов социальной сферы по соглашениям государственно-частного партнёрства и обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Объемы федеральных трансфертов учтены в соответствии с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

 

В качестве экспертов выступили профессор, член Общественного совета при Минфине Якутии, доктор экономических наук Туйара Гаврильева, советник ректора СВФУ, кандидат экономических наук Валентина Кондратьева, директор Якутского филиала АО «Россельхозбанк», народный депутат республики V созыва Василий Тимофеев, директор Финансово-экономического института СВФУ, кандидат экономических наук Анна Набережная.

 

Туйара Гаврильева назвала бюджет программным – более 94% расходов распределяется по республиканским госпрограммам, которых 26. Расходы на реализацию ряда программ в 2021 и 2022 годах сокращаются, при этом расходы на содержание персонала не меняются. Она указала на высокий уровень госдолга республики, который до 2022 года практически не меняется, на необходимость учета общественного мнения при выборе инвестиционных проектов и т.д.

 

«Вводятся новые месторождения, открываются новые рабочие места, но если посмотреть на структуру занятости населения в этой сфере, то в 2020 году она растет всего на 200 человек. Мы много говорим о стройках, инвестиционной составляющей, но численность занятых в строительстве падает. На это стоит обратить внимание», - сказала Валентина Кондратьева.

 

Представители муниципальных образований приняли участие в публичных слушаний по видеоконференцсвязи. В ходе «Открытого парламента» прозвучали вопросы из Мирнинского, Булунского, Амгинского, Момского районов. Так, заместитель главы Мирнинского района Георгий Башарин сказал, что с 1 января 2020 года изменяется принцип зачисления штрафов в уровни бюджетной системы РФ. Так как уполномоченными органами являются органы госвласти, то все штрафы будут поступать или в федеральный, или в республиканский бюджеты. При этом органы муниципальной власти осуществляют ряд высокозатратных полномочий, например, по содержанию и ремонту автомобильных дорог. В связи с этим мирнинцы предлагают передать на уровень муниципалитетов штрафов в области дорожного движения, которые стали бы источников муниципальных дорожных фондов.

 

Эксперт Василий Тимофеев предложил пересмотреть налоговые преференции для предприятий нефтегазовой отрасли, заняться активным трудоустройством местного населения в эти компании, потому что основной контингент на данный момент – это вахтовики. Отметив, что наблюдается тенденция к снижению расходной части бюджета по большинству госпрограмм (на 9-12%), эксперт указал на то, что есть одна отрасль, по которой очень снижение – на 33%, это сельское хозяйство.

 

Анна Набережная считает, что нужно добиваться внесения изменений в методику оценки уровня бедности, включения туда имущественного комплекса, например. Этой же темы касался и вопрос главы Булунского улуса Игоря Кудряшова: как решат проблему, связанную с бедностью населения, национальные проекты.

 

Студент юридического факультета СВФУ Армен Казарян задал вопрос о компенсациях для обманутых дольщиков. Председатель районного совета депутатов Сунтарского улуса Ульяна Попова спросила о методике расчета оплаты проезда в отпуск. Сколько будет составлять субсидия и закупочная цена за 1 литр молока в 2020 году и какие меры господдержки для личных подсобных хозяйств будут предприняты в целях сохранения поголовья скота и лошадей, поинтересовалась председатель районного совета депутатов Амгинского улуса Софья Александрова. Также вопросы задали народный депутат Якутии Валерий Лютый, глава Момского улуса Иван Павлов, председатель Нюрбинского районного совета депутатов Сергей Евсеев, председатель Молодежного парламента при Госсобрании (Ил Тумэн) Алексей Иннокентьев и другие.

 

Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев обратил внимание на два вопроса. Речь идет о субсидировании коммунальных объектов и финансировании госпрограммы по развитию Арктики.

 

Председатель Госсобрания Петр Гоголев предупредил членов правительства, что при обсуждении законопроекта о госбюджете на пленарном заседании парламента народными депутатами республики будут заданы острые вопросы. Говоря об Инвестпрограмме, спикер попросил обратить внимание на строительство, ремонт или реконструкцию объектов, посвященных Победе в Великой Отечественной войне. Он также предложил кабинету министров раскрыть информацию о той работе, которая ведется по участию республики в федеральных программах. Петр Гоголев также подчеркнул, что парламент будет добиваться увеличения субсидии и цены на молоко, увеличения объемов финансирования программы «Дороги Арктики». Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) поблагодарил всех организаторов и участников публичных слушаний за конструктивный разговор.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 6 ноября, 2019 - 20:25
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице