25 ноября 2017 года, 13:11 (UTC+9:00) t в Якутске: -31.3 (12:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи

Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи
Тема холодной Арктики горячеет дня ото дня. Это показала недавняя дискуссия на заседании Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, где сенаторы и эксперты обсудили вопросы построения и развития транспортно-логистической инфраструктуры Арктической зоны России.
 
Севморпуть ждет расширение
 
В 2012 году депутаты приняли ФЗ-132 о Северном морском пути. Его формализованным следствием стало создание администрации СМП. Пять лет работы показали, что хлипкость органа, по выражению директора Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранспорта РФ Виталия Клюева, не позволяет выполнять те задачи, которые стоят перед ним в этом сложном регионе страны. В министерстве считают нужным законодательно отрегулировать функции администрации в сторону их увеличения и придания им нового смысла.
 
А теперь представьте себе акваторию Севморпути. В неё входит водное пространство, прилегающее к северному побережью России с охватом внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны нашей страны. С востока оно ограничивается линией разделения морских территорий с США и параллелью мыса Дежнёва в Беринговом проливе, с запада — меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
 
Более того, нынешняя акватория СМП может и, скорее всего, в ближайшее время будет расширена, причём на совершенно законном основании. Для этого достаточно привести в соответствие внутреннее российское регулирование с международным Полярным кодексом, вступившим в действие с начала 2017 года, поведал собравшимся Клюев.
 
Российским законодателям следует лишь повторить в своём правовом акте означенную в данном кодексе акваторию СМП. Реально это означает её сдвиг на западе до середины Баренцева моря (до Канина мыса), а на востоке — с включением северной части Берингова моря. Там полгода стоит лед, а это критерий для отнесения вод к СМП. Такой шаг даст возможность России расширить своё присутствие в северных широтах.
 
«Мы должны рассматривать Северный морской путь не только как часть российской акватории, но и как целостный объект управления администрации СМП, — отреагировал на это председатель Совета, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров.
 
Администрация Севморпути как главный координатор
 
К управлению Севморпутём есть разные подходы. В Минтрансе полагают, что транспортную составляющую лучше оставить в том виде, как она есть, при этом значительно усилив функции связующего звена в формате администрации СМП, которая могла бы стать координатором не только морского транспорта, но и всей транспортно-логистической структуры Арктической зоны РФ. То есть включая все виды транспорта — морской, железнодорожный, речных внутренних перевозок, авиационный. Естественно, при условии наличия грузов и пассажиропотока.
 
Администрация СМП при таком подходе должна регулировать судоходство в данной акватории, обеспечивать все необходимые логистические функции по организации движения судов, гидрометеорологии, навигационно-гидрографической части, координации ледокольной и лоцманской деятельности, а также организации аварийно-спасательной готовности и реагирования. Предлагается также возложить на неё координацию, развитие и эксплуатацию инфраструктурных проектов портовой деятельности.
 
Сегодня осуществление этой работы затрудняется целым рядом проблем, требующих технического и законодательного решения. Слабость самой администрации СМП — одна из них. Другая — недостаточное оснащение арктической акватории с точки зрения связи (как наземных видов, так и средств связи спутникового и космического базирования). В госпрограмму развития Арктики Минтранс предложил проект разработки защищённой информационной инфраструктуры для макрорегиона, прежде всего для транспорта, хотя она может использоваться и для других целей. Денег, правда, на него пока нет.
 
Поддержали в верхней палате и инициативы Минтранса, направленные на упрощение попадания под российский флаг судов, осуществляющих перевозки по СМП. Парламентарии ещё в 2000-х годах поднимали вопрос об изменении отечественного регистра. Последним шагом Минюста в этом направлении стало утверждение правил госрегистрации судов. Теперь корабли под российским флагом регистрируются за одни сутки. Идея в том, чтобы первая перевозка любого груза, добытого в акватории РФ и погруженного на судно в акватории Севморпути, осуществлялась под российским флагом. «Все пряники выданы, остались небольшие кнуты», — прокомментировал предложение представитель Минтранса.
 
«Управлять будет Атомфлот»
 
Усиление роли администрации СМП — вопрос не только сложный, но и тонкий. Начнётся перетягивание одеяла на себя, кто над кем будет, где географически расположить штаб управления и т. д. Есть и другие оргмоменты. Раньше Севморпуть сам владел всеми судами и ледоколами, а теперь они принадлежат разным компаниям. К тому же надо смотреть и в завтрашний день.
 
«Мало выйти на советский уровень завоза грузов. Сегодня только ямальский проект через порт Сабетта требует отправления каждые сутки по три корабля из Обской губы. И ещё добавится грузовая база. Это значит, танкеры должны ходить как трамваи. Если хотите, Севморпуть — канал во льдах. Вот только тогда он превратится в настоящую международную магистраль», — такой взгляд у главы Совета по Арктике и Антарктике Вячеслава Штырова.
 
Он отметил, что сенаторы не раз приходили к выводу, что действующий закон о Северном морском пути требует переработки. Его надо расширить и подготовить новую редакцию. Совет Федерации готов помочь в этом Минтрансу. Чтобы обеспечить целостность управления всем этим хозяйством, от законодателей потребуется правильно выстроить систему управления с учётом сегодняшней специфики.
 
Если Минтранс полагает, что единым координатором и организатором российских побед на Севморпути должна стать его администрация, то есть и другие позиции. О назначении Росатома инфраструктурным оператором СМП губернатор Мурманской области Марина Ковтун говорила как о свершившемся факте, хотя упомянула, что самого решения не видела, а знает об этом только из СМИ.
 
Государству нужно уточнить соцпакет для северян
 
Её симпатии на стороне такой идеи. «Безусловно, он всем этим будет управлять из офиса Атомфлота, который находится в Мурманске, — эмоционально заявила она. — Давайте не забывать о роли межвидового объединения северного флота, который базируется в Североморске и Кольском заливе. Сегодня это по факту пятый военный округ в придачу к четырём сухопутным».
 
С таким видением принципиально не согласен Вячеслав Штыров и другие его коллеги. Их довод: Атомфлот — лишь одна из структур, которая участвует в логистике, и нецелесообразно нагружать его общими функциями управления. Он порекомендовал губернатору Мурманской области лоббировать другой вопрос — о размещении в облцентре администрации СМП. Впрочем, раздались голоса о том, что штаб управления лучше разместить «посерёдке», на Ямале.
 
Северяне устали ждать
 
Руководитель секции транспортного и инфраструктурного развития Совета по Арктике и Антарктике при Совфеде сенатор Игорь Чернышенко ещё раз подчеркнул, что сейчас направление «главного удара» для парламентариев — добиться рассмотрения в Правительстве законопроекта о развитии арктической зоны «даже в нынешней паллиативной концепции, когда речь больше идёт о правилах формирования опорных зон, но через статьи, которые можно потом дополнять и изменять». Документ согласован с большинством министерств и ведомств, и в настоящий момент с ним работает Правительство.
 
Социально-экономическая ситуация в стране не позволяет принять всеобъемлющий законопроект, охватывающий все стороны жизни Арктики, на что замахивался первоначальный вариант законопроекта. Упор на новые механизмы реализации арктической политики — это тот компромисс, с которым все согласны. Тем не менее тезис о необходимости комплексного подхода к проблемам северов проходил через многие выступления.
 
Губернатор Мурманской области посоветовала парламентариям ускоряться с принятием правовой базы. «Ожидания людей, что к Арктике вернулись по-настоящему, должны быть не только на бумаге и экспертных площадках, но и в жизни, — сказал она. — Я губернатором шестой год, и всё это время идёт обсуждение. Сколько за это время людей из Мурманской области уехали!».
 
В ответ на пожелание Вячеслав Штыров ответил: «Сегодня мы в основном ведём разговор о старом добром Севморпути. Этого было недостаточно вчера, а сегодня тем более. Сенатор убеждён, что одного Севморпути для освоения Арктики не хватит. Назревает вопрос об усилении его дублирующей системой. Речь о создании железнодорожной трансарктической магистрали от Мурманска до Анадыря».
 
Участники заседания пришли к выводу, что в условиях, когда многое делается, частные компании строят новые типы судов ледового класса, создаётся мощная материальная база, реализуются разные проекты, не сформировано общее представление о том, как должна развиваться в комплексе транспортная система в Арктике. Это нужно сделать в ближайшее время. Конкретные рекомендации по итогам рассмотрения будут направлены Правительству РФ.
 
Источник: «Парламентская газета» ФС РФ 
Опубликовано: 14.11.2017 16:08 (UTC +9:00)
Просмотров: 153
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице