30 апреля 2017 года, 19:51 (UTC+9:00) t в Якутске: +7.8 (18:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
В Ил Тумэне обсудили актуальные вопросы регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Интересный, содержательный и, главное, конструктивный разговор состоялся 7 апреля 2017 года на дискуссионной сессии на тему «Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности», организованной в парламенте Якутии в рамках II Съезда экологов Республики Саха (Якутия).
 
В мероприятии, проведённом модератором, председателем постоянного комитета парламента Якутии по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимиром Прокопьевым, приняли участие народные депутаты республики Анатолий Добрянцев, Ольга Балабкина, Виктор Губарев, Алексей Еремеев, Юрий Баишев, Елена Голомарёва, Марфа Филиппова, Пётр Аммосов, Иннокентий Васильев, Иван Шамаев, министр охраны природы Якутии Сахамин Афанасьев, руководители и ответственные работники министерств и ведомств, делегаты съезда Экологов, представители научных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации.
 
Выступая с приветственной речью, первый заместитель председателя Ил Тумэна Анатолий Добрянцев подчеркнул, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) ведёт системную и последовательную работу по совершенствованию природоохранного законодательства. В конце 2016 года по инициативе спикера Александра Жиркова парламент республики принял Экологическую доктрину Якутии, призванную стать основой формирования экологической политики в республике, развития общественных отношений в области экологии и охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
 
Модератор дискуссии Владимир Прокопьев отметил, что развитие добывающей промышленной отрасли последних лет заставило по-иному взглянуть на правовое регулирование вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Председатель профильного парламентского комитета рассказал о деятельности комитета по регулированию охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Так, парламентарий напомнил, что Ил Тумэном принят закон «Об общественном экологическом контроле». Сейчас идет процесс становления института общественных инспекторов по охране окружающей среды, который станет одним из основных инструментов в решении проблем экологии.
 
В 2014 году с проведения «круглого стола» комитет начал работу по взаимодействию с хозяйствующими субъектами по вопросам экологии. В 2016 году на выездных парламентских слушаниях в Нюрбе заслушана информация руководства АК «АЛРОСА». С целью усиления социально-экологической ответственности недропользователей в планах – проведение в текущем году парламентских слушаний с участием всех крупных недропользователей. «Нам необходимо добиться того, чтобы каждый недропользователь (не только крупные, но и те, которые занимаются добычей общераспространенных полезных ископаемых) будет заключать соглашение с муниципальным образованием о социально-экологической ответственности при ведении деятельности на соответствующей территории. Это должно быть выгодно не только для муниципалитета, но и для недропользователя.  Соответствующий законопроект, вносящий изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», внесён Ил Тумэном на рассмотрение Госдумы в 2017 году», – сообщил Прокопьев.
 
Кроме того, Владимир Прокопьев предложил создать интерактивную карту, в которой можно будет отметить каждого недропользователя, в каком муниципальном образовании он ведёт свою деятельность. «А то у нас есть случаи, когда орган местного самоуправления не знает, какие недропользователи ведут свою деятельность на их территории. Это должен знать каждый инспектор, чтобы контролировать их деятельность», – пояснил депутат. Председатель комитета сообщил, что народные депутаты совместно с научным сообществом начали работу по правовому регулированию охраны и использованию вечной мерзлоты. В связи с существенным изменением законодательства в области отходов производства и потребления уделено особое внимание вопросу обращения с отходами. В ноябре 2016 года в Ил Тумэне состоялись парламентские слушания по данному вопросу, принят ряд рекомендаций по решению сложившейся ситуации.
 
Владимир Прокопьев рассказал о законодательном регулировании усиления геологического надзора и добычи мамонтовой кости, о решении вопросов опасных производственных объектов, об обеспечении экологической безопасности ракетно-космической деятельности, внедрении экологического образования. Также в зоне активной работы комитета Ил Тумэна стоят вопросы особо охраняемых природных территорий, радиационной безопасности, обеспечения населения чистой питьевой водой, влияния состояния экологии на здоровье населения. Докладчик остановился на проблеме сокращения государственных инвестиций на охрану окружающей среды. Актуальные вопросы, которые возникли в ходе работы комитета, поставили перед парламентариями задачу совершенствования природоохранного законодательства.
 
В.Прокопьев отметил, что необходимо было перезагрузить своё отношение к вопросам экологии и обеспечения экологической безопасности. В этой связи по инициативе председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Александра Жиркова разработана и принята Экологическая доктрина Республики Саха (Якутия), одной из задач которой является создание эффективной правовой модели регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды, отражающей соотношение экологических и экономических интересов общества и государства. «При этом развитие природоохранного законодательства должно быть обязательно увязано с проводимыми экономическими, социальными и иными реформами, в связи с чем парламент Якутии сегодня ставит задачу по систематизации природоохранного законодательства, чтобы каждая норма была ясна и понятна, чтобы роль экологии была первостепенной при любой хозяйственной деятельности. Поэтому мы ставим перед собой задачу до конца пятого созыва принять Экологический кодекс Республики Саха (Якутия)», – поставил задачу Владимир Прокопьев.
 
Заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Ольга Балабкина напомнила, что экологическое законодательство относится к законодательству административного порядка, в котором строго устанавливаются правила поведения относительно экологической среды, охраны природы. Депутат ознакомила участников дискуссионной сессии с изменениями, внесёнными в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в 2015-2016 гг. В закон, принятый в 2001 году, внесено 21 изменение, но парламентарий задала вопрос, а соответствует ли этот закон, в частности, и экологическое федеральное законодательством, в целом, тренду ускоренного развития дальневосточного региона? По мнению Балабкиной, экологическое законодательство является регулирующим, а законодательство об ускоренном развитии Дальнего Востока носит дерегулирующий характер, то есть изымает из действия федерального законодательства определённые нормы. «Таким образом, предоставление земель по упрощённому порядку «режет» наше экологическое законодательство», – отметила она и поставила задачу синхронизации законодательства об ускоренном развитии Дальнего Востока и экологического законодательства.
 
Министр охраны природы Якутии Сахамин Афанасьев ознакомил со вступающими в силу законами и нормативными правовыми актами. В частности, рассказал о положениях Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», определяющих условия при организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Член-корреспондент РАН, академик Академии наук республики, профессор Никита Соломонов предупредил о последствиях глобального потепления для человека. Учёный высказал опасения по поводу строительства в Якутске высотных домов, так как согласно сейсмическому районированию Якутии, столице республики может грозить 6-балльное землетрясение.
 
Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по государственному строительству и законодательству Алексей Еремеев выступил о конституционных основах правого регулирования охраны окружающей среды. Так, остановился на нормах статьей 41, 42, 71, 72 и 114 Конституции Российской Федерации, регулирующих вопросы экологической безопасности и охраны окружающей среды, и статьях 6, 38 и 42 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), регулирующих природоохранную деятельность. Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарёва рассказала о совместной деятельности двух комитетов Ил Тумэна в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера. По данным парламентария, на сегодняшний день образовано 59 территорий традиционного природопользования (ТТП), в том числе 9 ТТП образованы в границах муниципальных районов, одно – в границах кочевой родовой общины «Олом» Мирнинского района. Катализатором для образования новых территорий традиционного природопользования послужила предварительная работа перед принятием Федерального закона о «дальневосточном гектаре», так как земли, имеющие статус ТТП, не подпадали под действие нового Федерального закона № 119-ФЗ.
 
Вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губарев предложил проводить Съезды экологов Якутии один раз в пять лет, отметил необходимость принятия федерального закона об этнологической экспертизе. Также народный депутат республики призвал улучшить общественный контроль. Заместитель директора природного парка «Ленские столбы» Аркадий Семенов призвал всех коллег из других природных парков объединиться и создать Ассоциацию природных парков Республики Саха (Якутия). Кроме того, докладчик поднял тему национализации природного парка «Ленские столбы».
 
Главный научный работник, заведующий лабораторией научно-исследовательского института прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Яков Вольперт назвал работу дискуссионной сессии, организованной Владимиром Прокопьевым, основной секцией II Съезда экологов России. «Охрана окружающей среды – это специальность, это не гуманитарная субстанция, не душа, не зов, не призыв. Современный период истории Якутии характеризуется не знающим аналогов активным освоением территорий республики горнодобывающими компаниями. В этих условиях проблему охраны окружающей среды на территории Якутии нужно переводить из гуманитарно-социальной в правовую-экономическую основу. Только на основе конкретного законодательства и в условиях его соблюдения можно будет строить какие-то отношения с горнодобывающими компаниями», – уверен он. По мнению учёного, основным недостатком Федерального закона «Об охране окружающей среды» является неправильное определение формы негативного воздействия. «В этом законе нет такой формы негативного воздействия как «отторжение территорий природного ландшафта», – заметил Я.Вольперт.
 
Также своими мыслями по обсуждаемой теме поделились заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Якутии Татьяна Иванова, доцент кафедры «Менеджмент горно-геологической отрасли» финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Елена Романова, доцент кафедры экологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, председатель комитета по природопользованию и экологии Союз Торгово-промышленной палаты республики Галина Васильева, представитель Совета Регионального отделения в Республике Саха (Якутия) Российской экологической партии «Зелёные» Карл Гертер, начальник Службы спасения Республики Саха (Якутия) Николай Находкин, заместитель председателя Общественной палаты Якутии Иван Горохов, представители общественных организаций Иван Степанов, Никита Архипов, Прасковья Макарова, Сулустаана Мыраан, Юрий Пахомов и многие другие. Выступавшие озвучили проблемы обращения с отходами, охраны вечной мерзлоты, взаимоотношения с хозяйствующими субъектами в области экологической ответственности, регулирования добычи мамонтовой кости, развития особо охраняемых природных территорий, охраны и развития вечной мерзлоты.
 
Участники мероприятия также отметили необходимость повышения качества правоприменения законов и нормативных правовых актов, говорили о необходимости ужесточения наказания за невыполнение норм экологического законодательства, подняли проблемы экологической безопасности ракетно-космической деятельности, сохранения биологического разнообразия, обеспечения населения чистой питьевой водой. Участниками мероприятия поддержаны предложения о необходимости проведения съезда экологов каждые пять лет, о создании Ассоциации экологов Якутии, о принятии Экологического кодекса Якутии, законов о сохранении и развитии вечной мерзлоте, о социально-экологической ответственности природопользователей, о рекультивации нарушенных земель, об Экологическом фонде Республики Саха (Якутия). Также поддержано предложение об объединении природных парков республики в Ассоциацию.
 
Участниками дискуссионной площадки внесён ряд предложений в резолюцию II Съезда экологов Якутии с рекомендациями в адрес Государственного Собрания (Ил Тумэн), Правительства республики, министерства охраны природы региона, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Якутии, Ленского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, глав муниципальных образований, промышленных предприятий- недропользователей.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице