26 сентября 2017 года, 23:43 (UTC+9:00) t в Якутске: +6.9 (21:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе

В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Ил Тумэне обсудили реализацию закона об этнологической экспертизе
В Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 8 июня 2017 года состоялись парламентские слушания на тему «О ходе реализации Закона Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», инициированные постоянным комитетом по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики под председательством Елены Голомаревой.
 
В работе парламентских слушаний, модераторами которых выступили заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор Губарев и председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева, приняли участие народные депутаты республики Александр Уаров, Марфа Филиппова, Владимир Членов, Иван Шамаев, министр по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) Сардана Гурьева, первый заместитель министра охраны природы Республики Саха (Якутия) Семен Яковлев, этноэксперт, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Севера и Сибири Института этнологии и антропологии имени Н. Миклухо-Маклая РАН Наталья Новикова, Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) Константин Роббек, председатель Правления Союза родовых общин Республики Саха (Якутия) Дьулус Сидоров, главы муниципальных образований, представители родовых общин, промышленных компаний,научных учреждений, общественность.
 
Накануне мероприятия в Ил Тумэне состоялась публичная лекция ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии имени Н. Миклухо-Маклая РАН, доктора исторических наук Натальи Новиковой. Лекция, посвященная актуальным проблемам этнологической экспертизы, вызвала живой интерес и отклик у аудитории. 
 
Напомним, что Президент Российской Федерации Владимир Путин по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 31 октября 2016 года, поручил Правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до конца 2017 года рассмотреть вопрос о нормативном закреплении процедуры этнологической экспертизы. Закон Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» принят 14 апреля 2010 года. В ходе реализации закона проведено 8 этнологических экспертиз проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, по которым вынесены положительные заключения Экспертной комиссии и изданы распоряжения Правительства РС (Я). Общая сумма оцененных Экспертной комиссией на основе этнологической экспертизы и утвержденных распоряжениями Правительства РС (Я) убытков, нанесенных и наносимых в будущем объединениям коренных малочисленных народов Севера РС (Я), составила на сегодня 337 996 919 рублей, из них выплачены компенсации на общую сумму 64 992 169 рублей. 
 
Вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губарев во вступительном слове отметил, что до настоящего времени в федеральном законодательстве не выработан механизм правового регулирования в части обязательного заключения соглашений между промышленными компаниями-недропользователями и коренными малочисленными народами Севера при промышленном освоении территорий в местах компактного проживания этих народов, также остается нерешенным вопрос об обязательном проведении этнологической экспертизы проектов промышленного освоения территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. 
 
На территории Республики Саха (Якутия) по состоянию на 09 января 2017 года в распределенном фонде находятся 474 участка недр, лицензии на которые имеют 155 недропользователей. В 19 районах - местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) работают 144 недропользователя.
 
Министр по развитию институтов гражданского общества республики Сардана Гурьева, выступая с основным докладом, отметила, что наличие уникального закона об этнологической экспертизе позволяет защищать интересы коренных малочисленных народов Севера и регулировать отношения их хозяйствующих субъектов с компаниями-недропользователями. В 2016 году «ГазпромтрансгазТомск» перечислил 6 общинам (общины «Киен-Юрях», «Амин», «Хатыстыр», «Бугат», МУП «Иенгра» и МУП «Золотинка» сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег») свыше 53 млн руб. В 2017 году заключены 3 договора на организацию и проведение этнологических экспертиз по проектам промышленного освоения на территориях МР «Оленекский эвенкийский национальный район», МО «Мирнинский район» и МО «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия).
 
По информации министра, некоторое отставание от календарного плана этнологических экспертиз указанных проектов связано с приведением механизма определения экспертных групп и механизма финансирования этнологической экспертизы в соответствие с федеральным законодательством. В связи с этим в феврале 2017 года были подготовлены и внесены изменения в Порядок организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов» в части определения исполнителя – экспертной группы этнологической экспертизы.
 
Основанием внесенных изменений является закрепление нормы об осуществлении закупки услуг экспертов для проведения этнологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
 
Данное нововведение, по словам Сарданы Гурьевой, является одной из тех проблем правового регулирования вопросов этнологической экспертизы, которая требует решения на федеральном уровне.
 
Докладчик обратила внимание на то, что отсутствие унифицированного расчета на компенсацию этого ущерба не позволяет недропользователям изначально планировать свои расходы на полную реализацию проекта. Кроме того, отсутствие окончательного унифицированного расчета влечет за собой субъективный подход договаривающихся сторон о размере компенсации.
 
Министр по развитию институтов гражданского общества республики подчеркнула, что целесообразно принятие на федеральном уровне закона об этнологической экспертизе, предусматривающего прямую обязанность недропользователей на проведение этнологической экспертизы и установление ответственности за несоблюдение требований федерального законодательства.
 
Также включение в Федеральный закон «О недрах» условия обязательного прохождения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, определяющего размер компенсации, позволит сделать прозрачными условия исполнения лицензионных соглашений для недропользователей.  
 
Кроме этого, в целях закрепления обязательства компаний – недропользователей об участии в социально-экономическом развитии территории недропользования необходимо дополнить Федеральный закон «О недрах» в части включения следующих неотъемлемых частей в содержание лицензии на пользование недрами: порядок, условия и сроки заключения соглашений (договоров) с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной власти территории недропользования, об их участии в социально-экономическом развитии территории недропользования; условия и порядок компенсации потерь землепользователей, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России на территориях традиционного природопользования и традиционного хозяйствования с учетом прямых, косвенных потерь и упущенной выгоды, сроков возврата, восстановления и качества возвращаемых земель.
 
Следует дополнить Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» положениями в части установления обязательности проведения этнологической экспертизы до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
 
Сардана Гурьева отметила, что для решения вышеизложенных проблем на уровне региона Главой Республики Саха (Якутия), Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия) проводится системная и последовательная работа. Продолжается совершенствование закона об этнологической экспертизе.
Разработан проект Закона РС (Я) о внесении изменений в КоАП РС(Я) в целях установления административной ответственности за не проведение обязательной этнологической экспертизы, а также за нарушение режима территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
 
Министр указала на отсутствие региональной методики оценки воздействия промышленного освоения на состояние исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.Размеры компенсаций рассчитываются исходя из действующей «Методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации», утвержденной приказом Минрегиона РФ от 09.12.2009 № 565, по которой определяется только экономический ущерб: изъятие земли, упущенная выгода и так далее, но не дается оценка ущерба этнокультурной среды: языка, культуры, традиций, менталитета в целом.
 
Министерством по развитию институтов гражданского общества республики совместно с заинтересованными сторонами разработан проект технического задания на НИР «Региональная методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в результате промышленной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС» на период 2017-2020 годы. Данная работа входит в перечень комплексных исследований проблем влияния изменений исконной среды обитания коренных малочисленных народов и социокультурной ситуации на развитие этноса при промышленном освоении территорий традиционного природопользования, проводимых Академией наук РС (Я) во исполнение поручения Главы Республики Саха (Якутия).
 
Сардана Гурьева сообщила, что в IV квартале текущего года начнет свою работу постоянный дискуссионный клуб, где будут встречаться в диалоге коренные малочисленные народы Севера, представители промышленности и органов власти Республики Саха (Якутия).
 
Далее в формате видеообращения выступили глава Тянского национального наслега Олекминского улуса Арсентий Николаев,заместитель главы Иенгринского национального наслега Нерюнгринского района Екатерина Семенова, глава Ламынхинского национального наслега Кобяйского улуса Таисия Кейметинова. В частности, Арсентий Николаев обратил внимание на то, что недропользователи, добывающие золото на территории наслега, отказываются выполнять закон об этнологической экспертизе, мотивируя тем, что лицензию на разработку месторождения получают в Москве, а этнологическая экспертиза действует в рамках Республики Саха (Якутия).Также Екатерина Семенова отметила, что недропользователи не стремятся к заключению соглашения о социальной ответственности с муниципальным образованием. Таисия Кейметинова указала на отставание от плана проведения намеченной этнологической экспертизы, в то время как  завершено проектирование горнодобывающего комплекса на территории Ламынхинского национального наслега.
 
Принявший участие на парламентских слушаниях глава Омолойского национального наслега Усть-Янского улуса Захар Протопопов рассказал о том, что в 2014 году создали территорию традиционного природопользования, зарегистрировали для защиты своих интересов и предложил закрепить кураторов из постоянного комитета Ил Тумэна за всеми территориями традиционного природопользвания республики во взаимодействии с недропользователями. Кроме этого, глава Омолойского национального наслега предложил разработать механизм возмещения ущерба таким образом, чтобы недропользователь являлся источником финансирования плана развития территории.
 
В своем выступлении председатель Правления Союза родовых общин Республики Саха (Якутия) Дьулус Сидоров заострил внимание участников мероприятия на то, что необходимо добиться принятия  закона об этнологической экспертизе на федеральном уровне и на то, что общественники будут  участвовать в совершенствовании закона республики в этой сфере.
 
Председатель Общественного Совета Государственного Комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики, заведующий кафедрой Арктическое право и право стран АТР СВФУ им М.К.Аммосова Анатолий Слепцов, обращаясь к собравшимся, как один из авторов Закона республики об этнологической экспертизе, отметил, что есть два варианта в реализации поручения Президента РФ В.В. Путина: первый вариант – это то, что озвучивали депутаты Госдумы, разработка федерального закона об этнологической экспертизе, который будет распространяться на всю территорию страны и на все народы в реализации промышленных проектов. «На мой взгляд, в данном случае нет объекта и предмета правового регулирования, так как это общественные отношения регулируются разными нормативными актами РФ. В реалии такой федеральный закон получится», - сказал Анатолий Слепцов и продолжил: «Второй вариант, который предлагаю рассмотреть, - это разработка федерального закона «О внесении изменений, дополнений в отдельные нормативно-правовые акты РФ в связи с ведением этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ» в целях защиты исконной среды обитания традиционного образа жизни, хозяйственных промыслов. Например, внести в Земельный кодекс в части безвозмездного пользования земельными участками для ведения традиционного природопользования изменения, дополнения, которые разработаны парламентом республики, уже полностью отработаны. Далее статью 13.1 закона РФ «О недрах» дополнить допущенным абзацом следующего содержания «до принятия решения о проведении аукциона на право пользования участками недр федерального значения, участками недр местного значения, расположенных на территориях традиционного проживания, традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственных промыслов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр в обязательном порядке проводится этнологическая экспертиза, результаты которой включаются в содержание лицензии на пользование недрами». 
 
Также Анатолий Слепцов подчеркнул, что необходимо внести изменения, дополнения в федеральный закон о гарантиях прав малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, федеральный закон о территориях традиционного природопользования РФ специальных норм об обязательности проведения этнологической экспертизы и оценки воздействия на экологическую среду в реализации промышленных проектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, а все остальное подтвердить постановлением Правительства РФ.
 
Главный научный сотрудник ФГНУ «Институт прикладной экологии Севера» Яков Вольперт заметил, что методика, которой все вынуждены сейчас пользоваться по оценке ущерба, совершенно не отражает специфику ведения традиционного хозяйства коренных малочисленных народов, так как это - не форма хозяйствования, а образ жизни и чисто экономические приемы в данном случае не срабатывают, поэтому нужно в срочном порядке разрабатывать новую методику. «Вопрос разработки методики расчета ущерба принципиально усложняется тем, что в РФ нет такой формы воздействия на негативную среду как отторжение природного ландшафта, существуют три типа воздействия: отходы, сбросы, выбросы», - резюмировал ученый.
 
Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) Константин Роббек сказал, что резонно ставить вопрос о том, что почему всего за семь лет проведено восемь этологических экспертиз, и отметил, что революционный, пионерский закон принят благодаря работе депутатов Ил Тумэна и поддержке со стороны Правительства республики. «За эти годы закон проходил апробацию. Правительство и депутаты работали в том направлении, чтобы создать предпосылки для полноценной реализации этого закона. Все помним, что работа, которая велась Правительством, органами местного самоуправления по закреплению территорий природопользования, буквально завершена только в прошлом году. В прошлом году все территории природопользования поставлены в кадастровый учет, появилась определенная основа для взаимодействия с промышленниками, недропользователями», - подчеркнул омбудсмен.
 
Константин Роббек озвучил просьбу, чтобы Правительство, народные депутаты республики, которые будут участвовать в процессе разработки, принятия федерального закона, учли то, что нецелесообразно передать максимум полномочий на федеральный уровень, потому что может быть и обратный эффект. «На федеральном уровне необходимо принимать только основные, общие принципы и те установки, которые станут обязательными для промышленных компаний, например, обязательность проведения этнологической экспертизы, а все полномочия по защите интересов и прав оставить за регионами», - поделился своим мнением уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).
 
В своем выступлении Мария Погодаева, член совета при Главе республики по вопросам коренных малочисленных народов, глава общины имени Петра Егоровича Погодаева заострила внимание на то, что в отношении их общины закон об этнологической экспертизе не работает. “Имеется кадастровый паспорт на земельный участок, где находятся наши оленьи пастбища и через которые проходит проездная дорога с протяженностью 50 километров на месторождения золота,  серебра, которые компании начали в полную мощь разрабатывать и поток машина увеличивается. Примерно в день по нашей территории проезжает 50 машин. Если каждый день будут давить оленя, то в течение одного месяца уничтожат наши стада. Поэтому при внесении изменений  в закон об этнологической экспертизе просим учесть проблему таких общин, как наша”, - призвала участников парламентских слушаний Мария Погодаева.
 
Депутат Ил Тумэна Владимир Членов, акцентируя внимание собравшихся на то, что заключения всех проведенных экспертиз положительные, отметил, что компетентность экспертов при проведении этнологической экспертизы играет большую роль и должны привлекаться авторитетные эксперты.
 
Этноэксперт, доктор исторических наук Наталья Новикова подчеркнула, что в ходе этнологической экспертизы должна быть изучена социально-экономическая ситуация на конкретной территории и сделаны рекомендации о том, что какие социально-экономические соглашения должны заключаться с недропользователями.
 
Наталья Новикова поделилась своим опытом работы в качестве эксперта в Западной Сибири и на Сахалине и привела пример того, что в Западной Сибири обязательно заключаются соглашения о социальной ответственности недропользователей с муниципальными образованиями.
 
Этноэксперт обратила внимание на то, что обязательным условием этнологической экспертизы является проведение ее до намечаемой хозяйственной деятельности и, так как предполагает осознанное согласие коренных народов, должна проводиться тщательным образом и возмещение социально-экономического ущерба зависит от  подготовительной работы к разработке недр.
 
Наталья Новикова заострила внимание собравшихся на то, что в современных условиях взаимоотношения недропользователей и коренных малочисленных народов Севера должны выстраиваться на законодательной основе, а не на личных договоренностях, и это должно быть осознано населением территорий компактного проживания коренных малочисленных народов.
 
Председатель совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Августа Марфусалова обратилась к Наталье Новиковой, как члену рабочей группы по разработке проекта федерального закона об этнологической экспертизе, с предложением при работе над проектом уделить особое внимание к критериям демографической ситуации на исконных территориях коренных малочисленных народов Севера и духовности, также прописать условия взаимодействия недропользователей с местным самоуправлением.
 
Председатель постоянного комитета Ил Тумэна Елена Голомарева подчеркнула, что этнология, прежде всего, - это народосбережение на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера и основная цель проведения этнологической экспертизы – сохранить традиционный уклад жизни этих людей путем выявления положительных и отрицательных последствий от разработки недр и возмещения социально-экономического ущерба промышленными компаниями.
 
Елена Голомарева заметила, что ни в одном другом регионе страны нет такого статуса, как территория традиционного природопользования местного значения, закрепленного в Законе республики, в то же время в новом проекте Федерального закона такое понятие не обозначено, поэтому предстоит большая разъяснительная работа по этому поводу. Народный депутат предложила Министерству имущественных и земельных отношений республики продолжить совместную работу по отстаиванию категории «территория традиционного природопользования местного значения».
 
Председатель постоянного комитета Ил Тумэна выделила пункты рекомендаций первых парламентских слушаний по данной проблеме 2015 года, которые не исполнены, в частности Министерством здравоохранения республики не предоставлена информация о состоянии здоровья населения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, также не разработан проект закона о внесении изменений в ФЗ «О недрах» в части восстановления механизма защиты прав населения. Елена Голомарева указала на необходимость включения этих пунктов в рекомендации парламентских слушаний.
 
Вице-спикер парламента Якутии Виктор Губарев отметил, что вопрос своевременной и полной реализации Закона Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» находится на постоянном контроле у парламентариев республики.
 
По итогам парламентских слушаний принято решение с учетом поступивших предложений доработать проект рекомендаций Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы промышленного освоения недропользователями территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и внести на рассмотрение пленарного заседания Ил Тумэна.
 
 
Пресс-служба Ил Тумэна 
Опубликовано: 9.06.2017 22:59 (UTC +9:00)
Просмотров: 3882
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице