20 июня 2018 года, 23:51 (UTC+9:00) t в Якутске: +20.2 (21:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

В Ил Тумэне проверили ход исполнения закона о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Якутии

В Ил Тумэне проверили ход исполнения закона о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Якутии
В Ил Тумэне проверили ход исполнения закона о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Якутии
В Ил Тумэне проверили ход исполнения закона о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Якутии
В Ил Тумэне проверили ход исполнения закона о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Якутии
В Ил Тумэне проверили ход исполнения закона о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Якутии
В Ил Тумэне проверили ход исполнения закона о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Якутии
В Ил Тумэне проверили ход исполнения закона о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Якутии
В Ил Тумэне проверили ход исполнения закона о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Якутии
В Ил Тумэне проверили ход исполнения закона о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Якутии
В Ил Тумэне проверили ход исполнения закона о выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Якутии
В современных условиях процесс эффективного управления государственными финансами сопряжён с необходимостью обеспечения устойчивости бюджетной системы, а также поддержания сбалансированности бюджетов различных уровней. При этом наибольшие сложности возникают при обеспечении сбалансированности муниципальных бюджетов, поскольку возможности финансового маневрирования на основе муниципальной бюджетной базы сильно ограничены ввиду явной недостаточности доходных источников для финансирования расходных полномочий.
 
Открывая работу «правительственного часа», спикер якутского парламента Александр Жирков отметил, что в ходе работы по принятию государственного бюджета республики на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов от глав муниципальных образований республики поступило большое количество обращений по разногласиям по объёмам дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов. В связи с этим сегодня, 28 декабря 2016 года, в Государственном Собрании (Ил Тумэн) в режиме «правительственного часа» парламентарии Якутии рассмотрели ход исполнения Закона Республики Саха (Якутия) «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».
 
Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам местного самоуправления Василий Местников сообщил, что в работе «правительственного часа» принимают участие представители из 21 муниципального района республики.
 
С отчётом об исполнении закона выступил министр финансов Якутии Валерий Жондоров. Он подчеркнул, что все бюджеты местного уровня должны быть одинаково обеспечены финансовыми средствами. В этой связи в зависимости от типа муниципального образования устанавливаются единые нормативы отчисления от федеральных и республиканских налогов и сборов и применяется единая методика выравнивания бюджетной обеспеченности, которая направлена на обеспечение равных условий при распределении финансовой помощи на нивелирование различий уровня бюджетной обеспеченности территорий при их различиях в налоговом потенциале. Министр напомнил, что республиканский закон «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» содержит три методики: методику распределения дотации из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), методику расчёта субсидий, перечисляемой из бюджета поселений в государственный бюджет республики и методику расчёта субсидий, перечисляемой из бюджета муниципального района (городского округа) в государственный бюджет Якутии.
 
В свою очередь, методика распределения дотации из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) включает в себя два этапа. Первый этап – определение общего объёма дотаций с учётом интегрированного индекса роста расходов, который устанавливается исходя из доли расходов местных бюджетов на формирование оплаты труда работников органов МСУ и муниципальных учреждений, на оплату коммунальных услуг, на исполнение публичных обязательств и на финансирование материальных затрат.  Второй этап – распределение дотаций из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
 
Валерий Жондоров сообщил, что интегрированный индекс расходов местных бюджетов установлен на уровне 2016 года –в размере 17 млрд 136 млн рублей с учётом некоторых изменений: во-первых, из расходов местных бюджетов переданы в государственный бюджет республики расходы по фонду оплаты труда отдельных категорий работников, участвующих в реализации общеобразовательной программы и перемещены в субвенцию на госстандарт образования: лаборантов, библиотекарей, завхозов, специалистов отделов кадров, инструкторов по гигиеническому воспитанию, делопроизводителей, техников, инженеров ЭВМ, поваров и кухонных работников. «Общая сумма сокращения по данным категориям составит 943 млн рублей», – сказал докладчик. Во-вторых, включение в объём расходов местных бюджетов фонда оплаты труда с начислениями главных бухгалтеров образовательных организаций. По словам Жондорова, общая сумма увеличения составит 293 млн рублей.
 
«Таким образом, на 2017 год изменение расходных обязательств местных бюджетов от уровня 2016 года составил 650 млн рублей, в том числе за исключением бездотационных районов и городских округов 581 млн. рублей», – сказал министр финансов региона.
 
Распределение дотаций рассчитывается по методике дотаций, исходя из налогового потенциала, численности условных потребителей и индекса бюджетных расходов. При этом Минфин Якутии ежегодно подписывает с главами районов акты сверки исходных показателей для распределения дотаций и расчёта нормативных затрат по минимальным финансовым затратам и коммунальным услугам, а также показателей для расчёта налогового потенциала. Основными налогами, учитываемыми при расчёте налогового потенциала, являются налоги на доходы физических лиц, единые налоги на совокупный и вменённый доходы и прочие виды налогов. Первые три вида налогов формируют 90% налогового потенциала местных бюджетов.
 
В своём докладе Валерий Жондоров подробно остановился на подходах к расчёту индекса бюджетных расходов. В законе этот индекс определяется в зависимости от доли видов расходов на оплату труда, на коммунальные услуги и материальные затраты, что является наиболее устойчивым фактором. «Соотношение коэффициентов составляет: заработная плата - 40%,  материальные затраты – 33% и коэффициент коммунальных услуг – 27%. В действующей методике при расчёте индекса бюджетных расходов  участвуют следующие параметры, отражающие стоимость предоставления бюджетных услуг и определяющие специфику муниципальных образований: коэффициент заработной платы, стоимость продуктового набора, коэффициент транспортной удалённости, уровень цен, стоимость топливно-энергетических ресурсов, дисперсность населения, коэффициенты урбанизации и отдалённости, контингент детских дошкольных учреждений, коэффициент, учитывающий работу в сельской местности. Опыт использования этих коэффициентов доказал свою состоятельность», – подчеркнул Валерий Жондоров.     
 
В 2017 году самый высокий уровень стоимости бюджетных услуг оказался в Эвено-Бытантайском улусе (1,975), наименьшая стоимость – в Нерюнгринском районе (0,572). Наиболее ближе к среднему показателю находятся Намский, Амгинский, Вилюйский, Горный и Усть-Алданский улусы и ГО «Жатай». Выравнивание этого «разброса» к среднему показателю по муниципальным районам и городским округам должно обеспечиваться достижением уровня расчётной бюджетной обеспеченности муниципального образования не ниже уровня, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности. Это значение составляет 0,9 от уровня расчётной бюджетной обеспеченности всех муниципальных районов и городских округов после выравнивания. «До выравнивания уровня бюджетной обеспеченности в большинстве районов данный уровень составлял ниже 0,2, тогда как после выравнивания он доведён до 0,9. При этом в 2017 году у Мирнинского района уровень бюджетной обеспеченности составляет 1,2, у Ленского района – 1,1, у ГО «город Якутск» – 1,2, в связи с чем они не являются получателями дотаций. Таким образом, действующая методика выравнивания бюджетной обеспеченности на сегодня является наиболее оптимальной моделью и максимально учитывает особенности развития территорий, новации бюджетного процесса, при этом остаётся стабильной, прозрачной и предсказуемой», – пояснил докладчик.
 
Тем не менее, Валерий Жондоров отметил, что работа по совершенствованию межбюджетных отношений ведётся, в действующий закон «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» внесено восемь изменений. К примеру, в 2016 году были созданы четыре рабочие группы из 111 представителей из 29 муниципальных образований и 8 министерств и ведомств. Всего ими рассмотрено 29 предложений по минимальным финансовым затратам, из которых по обоснованности было принято пять предложений ; по единым нормативам коммунальных услуг внесено 11 предложений, из которых принято три. Итоги рабочих групп рассматриваются на Координационном совете по совершенствованию межбюджетных отношений, который состоит из 15 членов.
 
«В целом на решение проблем по балансировке местных бюджетом будет рассматриваться в ходе исполнения местных бюджетов на 2017 год за счёт рассмотрения и предоставление дотаций  на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в соответствии с утверждённым порядком их предоставления», – сказал Валерий Жондоров. На 2017-ый год на эти цели предусмотрено 685 млн рублей в государственном бюджете республики. В первом квартале 2017 года Минфин Якутии  планирует работу по согласованию объёмов фонда оплаты труда муниципальных учреждений, финансируемых из местного бюджета с подписанием соответствующих соглашений.   
 
Отвечая на вопрос председателя постоянного комитета по вопросам местного самоуправления Василия Местникова о жалобах представителей улусов на увеличение затрат на коммунальные услуги в связи с введением поселенческих тарифов, Валерий Жондоров напомнил, что с 1 июля 2016 года в Якутии перешли на поселенческие тарифы. По словам министра, эти изменения при расчёте дотации учтены. «Объём нормативных затрат на оплату коммунальных услуг в 2017 году составил 11,5 млрд рублей с увеличением от уровня 2016 года на 1 млрд 412 млн рублей. При этом фактические расходы на 2016 год составили 7,7 млрд рублей, то есть предусмотрено на 4,1 млрд больше. Что касается отдельных поселений, то существует порядок обращения в Минфин Якутии, и министерство рассмотрит каждое обращение», – пояснил он.
 
Вопросы министру задали главы Анабарского улуса Иван Семёнов, Горного улуса Никита Андреев, Момского улуса Пётр Черёмкин, глава Верхоянского улуса Виктор Павлов, глава Амгинского улуса Николай Архипов,  председатель Суглана Оленёкского улуса Зоя Григорьева, первый заместитель главы Усть-Майского улуса Василий Илларионов, первый заместитель главы Хангаласского улуса Фёдор Ноговицын, заместитель главы Таттинского улуса Иван Потапов, заместитель главы Намского улуса Марина Обутова,  заместитель главы Верхневилюйского улуса Сергей Кылбанов, начальник финансов-экономического управления администрации Усть-Майского улуса Мотрёна Абрамова. В основном, главы на примере своих улусов обращали внимание на уменьшении объёмов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и просили восстановить объёмы финансирования 2016 года.
 
Глава Горного улуса Никита Андреев отметил, что дотации распределяются на три категории: фонд оплаты труда, расходы на коммунальные услуги и минимальные финансовые затраты. Однако при использовании коэффициента финансовой обеспеченности, который равен 0,9, любому муниципальному району не будет хватать 10% средств. К примеру, если фонд оплаты труда будет равен 260 млн, то не будет хватать 26 млн. рублей, если коммунальные услуги составят 177 млн рублей, не будет хватать 17,7 млн рублей. В этой связи глава предложил народным депутатам республики закрепить в законе норму о том, чтобы для фонда оплаты труда и на коммунальные услуги, которые являются обязательными расходами, предусматривались дотации муниципальным района и городским округам в 100%-ном размере. В свою очередь Валерий Жондоров подчеркнул, что эти затраты должны быть предусмотрены в полном объёме в местном бюджете. «Предполагается, что 10% должны предусмотреть органы местного самоуправления. Ведь дотации – это финансовая поддержка, это не обязательство. Мы не компенсируем расходы, мы предоставляем дотации как финансовую помощь», – сказал министр и напомнил, что у муниципальных образований есть резервы для наполнения местных бюджетов, предложил направлять средства в приоритетном порядке на вышеуказанные цели.
 
Но глава Момского улуса Пётр Черёмкин отметил, что приоритеты у северных районов другие – с учётом природных аномалий и глубокого снега собственные доходы направляются на зимовку скота и лошадей, обеспечение кормами, завоз сена и кормов. В итоге, по его мнению, муниципальные бюджеты являются «бюджетами выживания, а не развития». Первый заместитель главы Хангаласского улуса Фёдор Ноговицын обратил внимание на то, что финансовая нагрузка на бюджеты муниципальных образований растёт. В частности, финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций передано с поселений на районный уровень, решение об определении единого регионального оператора по твёрдым бытовых отходам переносится на 1 января 2019 года, эти полномочия изъяли из полномочий поселений, поэтому до этого момента полномочия будут выполнять муниципальные районы.
 
Вопрос о необходимости предусмотрения дополнительных средств на дополнительные компенсационные выплаты на питание обучающихся из малоимущих многодетных семей государственных общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) для обеспечения льготных выплат в размере 80 рублей задала народный депутат республики Алёна Атласова.
 
Подводя итоги «правительственного часа», спикер парламента Якутии Александр Жирков отметил, что необходимо будет вернуться к рассмотрению данного вопроса в первом квартале 2017 года, чтобы услышать, насколько доводы представителей муниципальных образований о снижении объёмов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности обоснованы. Также параллельно предложил проанализировать ситуацию в муниципальных районах по итогам перехода в Якутии на поселенческие тарифы на тепловую энергию.
 
Александр Жирков предложил министру финансов Валерию Жондорову провести семинар для представителей муниципальных образований для разъяснения положений распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований республики в рамках проведения в марте 2017 года I Съезда депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия). Кроме того, министерству необходимо будет к Съезду подготовить анализ ситуации по обеспечению выравнивания бюджетной обеспеченности отдельно по каждому муниципальному району.
 
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) напомнил, что федеральный законодатель планирует внести изменения в схему выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Напомним, в целях повышения эффективности системы межбюджетных отношений планируется перераспределить в пользу федерального бюджета 1% налога на прибыль с последующим предоставлением эквивалентной суммы бюджетам регионов через механизм дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности при выполнении ими некоторых условий. Так, регионам предлагается установить мораторий на введение льгот и преференций, оптимизировать расходы, изыскать дополнительные доходы, снизить уровень дотационности региона и сократить объем госдолга. При распределении дотаций будет также учитываться результаты инвентаризации расходных полномочий органов местного самоуправления. По мнению Александра Жиркова, решения, принятые на федеральном уровне, скажутся, в том числе, и на бюджетах муниципальных районов и городских округов. В этой связи дал поручение председателю бюджетного комитета Ил Тумэна Юрию Николаеву организовать обсуждение данного вопроса в стенах парламента Якутии.
 
Напомним, в работе «правительственного часа» приняли участие спикер якутского парламента Александр Жирков, первый заместитель  председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Анатолий Добрянцев, председатели постоянных комитетов Ил Тумэна Василий Местников, Александр Уаров, Юрий Николаев, Александр Корякин, Дмитрий Саввин, Антонина Григорьева, Елена Голомарёва, народные депутаты республики Алёна Атласова, Алексей Филиппов, министр финансов Якутии Валерий Жондоров, главы и заместители глав муниципальных районов и городских округов, начальники финансово-экономических управлений улусов, ответственные работники министерств и ведомств, представители средств массовой информации.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Опубликовано: 28.12.2016 20:19 (UTC +9:00)
Просмотров: 4046
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице