15 октября 2019 года, 02:10 (UTC+9:00) t в Якутске: -8 (03:00)

Виктор Губарев: Необходима эффективная реализация представительной и контрольной функций регионального парламента

Выступление на секции научно-практической конференции

«Региональный парламентаризм: истоки и современность»,

посвященной 25-летию Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

 

Представительная функция регионального парламента

 

Представительские полномочия законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации обусловлены формированием данных органов непосредственно населением.

 

Законодательные органы субъектов Российской Федерации олицетворяют народное представительство, являются представительными по своей конституционной природе. Такая их сущность предопределена конституционным принципом народовластия, допускающим его представительную форму (часть 2 статьи 3 Конституции РФ).

 

С другой стороны, выступая органами народного представительства, законодательные органы аккумулируют определенную долю народного суверенитета, что дает легитимность их законодательной функции. При этом речь идет именно о выборном представительстве как средстве обеспечения подлинного народовластия и законности государственного органа и его функций.

 

Представительские полномочия реализуются через парламентские слушания, публичные обсуждения законопроектов, событий, мнений. Данные полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации реализуются путем обращения с запросами в органы государственной власти, включая Президента РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и в иные органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления.

 

Представительские полномочия регионального парламента реализуются также через деятельность членов депутатского корпуса. Депутаты, реализуя данные полномочия, осуществляют прием избирателей; организуют встречи с избирателями; рассматривают предложения, заявления и жалобы избирателей; направляют в органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения депутатские запросы; изучают общественное мнение; отчитываются перед избирателями.

 

Контрольная функция регионального парламента

 

Формами контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, являются: заслушивание ежегодного отчета высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

 

Согласно подпункту б пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – ФЗ-184), законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

В соответствии с ФЗ-184 осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъектов Российской Федерации является одним из основных полномочий законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

В пункте 4 статьи 5 ФЗ-184 закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

 

Контрольные функции законодательных органов направлены на обеспечение исполнения федерального законодательства и законов субъектов Российской Федерации, прежде всего исполнительными органами.

 

В демократических государствах мира принято, что парламентский контроль за исполнением законов наряду с законодательной и финансовыми функциями составляет одну из прерогатив парламента. Он всегда выступает в качестве важного условия обеспечения конституционного строя в стране.

 

Таким образом, контрольная функция парламента — одно из важнейших направлений его деятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что конституционные нормы, касающиеся осуществления законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов функции контроля во-первых, закрепляют, что контроль производится за исполнением законов, во-вторых, определяют сферы контроля (бюджетная и другие).

 

Контрольная функция региональных парламентов недостаточно законодательно урегулирована

 

Председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов  на проведенном им в июне 2018 года совещании по вопросу совершенствования общих принципов осуществления контрольных полномочий законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ отметил, что региональная законодательная власть успешно встроена в современную парламентскую систему. «Законодательные органы в регионах являются полноценными парламентами, которые осуществляют законодательную деятельность и выполняют представительскую функцию. Однако такая функция региональных парламентов, как контрольная, недостаточно законодательно урегулирована и реализуется в наименьшей степени», — сказал парламентарий.

 

Андрей Кутепов напомнил, что в настоящее время в базовом законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отсутствует какое‑либо упоминание о парламентском контроле.

 

«Комитет СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности направил запросы в субъекты федерации о правовом регулировании и практике парламентского контроля в регионах. Специальные законы о парламентском контроле приняты в 33 субъектах. Тем не менее, из них 12 указывают о необходимости определения регионального парламентского контроля на федеральном уровне», — сообщил сенатор.

 

Он подчеркнул важность парламентского контроля в субъектах РФ, приведя в качестве примера ситуацию с многодетными семьями. «Это в большей степени вопрос региональный. Мы столкнулись с тем, что парламентский контроль в этом вопросе осуществляется очень слабо, в результате чего даже некоторые региональные законы становятся формальностью, подрывающей авторитет власти. И это не единственное направление, где недостаточен парламентский контроль», — считает Андрей Кутепов.

 

Парламентарий проинформировал, что подготовлен законопроект о внесении изменений в закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ. Документ рассматривался в Комиссии Совета законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства и получил поддержку.

 

«Закрепление контрольных полномочий региональных законодательных органов должно стать важным направлением реализации не только контрольной, но и представительной составляющей природы парламента. Региональный парламентский контроль во многом позволяет реализовать контрольную функцию государства на региональном уровне в максимальном приближении к гражданам», — подчеркнул законодатель.

 

Полноценная реализация контрольной функции парламента – это одно из условий стабильности отношений между ветвями власти в государстве, развития демократии и достижения состояния правового государства.

 

Необходимо признать, что контроль, осуществляемый законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, как правовой институт развивается медленно, а как функция данного органа - пока недостаточно эффективен на практике. Причиной этого в том числе является отсутствие научных критериев, на которые должны опираться региональные законодательные органы при правовом регулировании контроля, осуществляемого указанным органом государственной власти. Следовательно, интерес к данной сфере конституционно-правовых отношений должен проявляться со стороны не только государственных деятелей, но и научного сообщества.

 

Законодательная и представительная функции отражены в названии данных органов, установленном в Конституции РФ (ч. 2 ст. 66) и в ФЗ-184. О важности контрольной функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ свидетельствует то обстоятельство, что необходимые для ее осуществления контрольные полномочия указаны в ст. 5 ФЗ-184 в ряду основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

 

Значимость контрольной функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ проявляется в том, что она представляет собой важнейший элемент системы сдержек и противовесов, обеспечивающий надлежащее исполнение органами и должностными лицами своих обязанностей. Без эффективного парламентского контроля иные функции парламента утрачивают свое значение. От того, как организован контроль законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, зависит реальность или фиктивность многих прав, входящих в компетенцию данного органа.

 

Следовательно, контроль – это важнейшая характеристика законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, обусловленная его местом в системе разделения властей, другими его функциями (помимо контрольной), порядком его формирования.

 

При раскрытии содержания представительной функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в региональном законодательстве Российской Федерации непременно указывается и на контрольную функцию, что совершенно оправданно, так как недостаточно принять избирателя, рассмотреть его обращение и направить соответствующее письмо в орган или должностному лицу, которое уполномочено решить проблему гражданина. Для того чтобы права и законные интересы избирателей были действительно защищены, необходим контроль законодательного (представительного) органа государственной власти за надлежащим исполнением соответствующими органами и должностными лицами своих обязанностей. Без такого контроля представительная функция рассматриваемого нами органа во многом утрачивает свою эффективность.

 

Норма о том, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – это высший законодательный, представительный и контрольный орган государственной власти субъекта РФ, должна быть закреплена не только в законодательстве субъектов РФ, но и в Конституции РФ и федеральном законодательстве. Именно такое конституционное и законодательное регулирование позволит наиболее четко раскрыть природу законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и отразить значимость осуществляемой им контрольной функции.

 

Благодарю за внимание.

Опубликовано: 26 сентября, 2019 - 12:17
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице