16 сентября 2019 года, 10:12 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (09:00)

Владимир Прокопьев: Надеемся на помощь Совета Федерации в подготовке и продвижении законопроектов

Выступление на совещании «О ходе реализации постановления Совета Федерации от 26 декабря 2017 года № 626-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)».

14 июня 2019 года, 14:30

 

Уважаемый Олег Владимирович, Петр Васильевич!

Уважаемые участники совещания!

 

Постановление Совета Федерации от 26 декабря 2017 года «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» содержит 11 поручений Государственному Собранию (Ил Тумэн) по разработке и внесению проектов федеральных законов в Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации.

 

С момента принятия данного постановления Государственное Собрание разработало законопроекты по всем одиннадцати поручениям. Нами разработаны и внесены 9 законопроектов; 1 законопроект об особом режиме завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Еще 1 законопроект, «Об охране вечной мерзлоты», представлен на различных площадках, в том числе и вам, уважаемые коллеги, – в Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации.

 

* * *

 

Два законопроекта, разработка которых поручена нам в постановлении, регулируют отношения недропользования.

 

Один из них, это законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О недрах» в части включения в содержание лицензии на пользование недрами обязательного участия пользователя недр в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Он был внесен нами в Госдуму, однако получил отрицательное заключение Правительства РФ и был отозван для дальнейшей доработки.

 

Мы настаиваем на том, что недропользователь обязан участвовать в социально-экономическом развитии территории, на которой он осуществляет свою деятельность, и это должно быть четко прописано в законодательстве. Данный вопрос мы предлагаем рассмотреть в рамках обсуждения поправок Правительства РФ в закон «О недрах».

 

Второй законопроект регулирует отношения пользования ископаемой мамонтовой кости. Законопроект был внесен в Совет законодателей и рекомендован к доработке. Однако мы решили пойти и другим путем: депутатом Госдумы от республики Галиной Данчиковой совместно с профильным комитетом парламента подготовлен законопроект, вносящий соответствующие изменения в закон «О недрах». Планируется внесение во втором полугодии 2019 года.

 

* * *

 

Пять из 11 разработанных законопроектов направлены на регулирование отношений в области природопользования в условиях Крайнего Севера.

 

Четыре из них внесены на рассмотрение Совета законодателей и Государственной Думы.

 

По вопросу о введении переходного периода для вступления в силу отдельных норм о регулировании деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами – принят федеральный закон. Данные изменения согласуются с нашими поправками. Период вступления в силу отдельных положений закона продлен до 2023 года. Соответственно данный вопрос снят с повестки дня.

 

По трем законопроектам мы поддержки со стороны Правительства России и Госдумы не получили. Это вопросы ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Арктической зоны, наделения полномочиями органов местного самоуправления по созданию особо охраняемых природных территорий местного значения, и регулирование отношений, связанных с надзором за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Поэтому законопроекты были нами отозваны для доработки и повторного внесения в Государственную Думу. При этом планируем вносить свои поправки и предложения, решающие эти проблемы, включая по охране вечной мерзлоты, при рассмотрении будущих проектов федеральных законов, касающихся Арктической зоны России.

 

Также что касается вопроса надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Госдумой в первом чтении принят проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле». Нами направлены поправки, предусматривающие решение данного вопроса.

 

На этом хотелось бы остановиться более подробно.

 

Президентом страны поставлена крайне важная задача – упорядочить контрольно-надзорную деятельность. Так как нагромождение большого количества различных органов с дублирующими функциями, хаотичность их действий не способствуют развитию экономики страны, развитию предпринимательства.

 

Например, вопросами контроля в области охоты и рыболовства занимаются все, кому не лень. Подобных примеров можно привести множество. А там, где действительно нужен контроль и надзор, например в недропользовании, где возникают основные доходы бюджета страны, – государство самоустранилось, ограничив свои права.

 

Так в настоящее время законодательством в сфере недропользования не предусмотрен муниципальный и общественный контроль. Надзорные функции имеются только у государства, но государственный геологический надзор ограничен рамками Федерального закона № 294-ФЗ, не учитывающего специфику недропользования. Действующая система государственного геологического надзора не способна эффективно защитить интересы государства как собственника недр. Ущемление права государства как собственника недр на осуществление надзорных функций в отношении принадлежащего ему имущества не соответствует природе отношений собственности.

 

Пользуясь, случаем прошу Вас учесть предложение об усилении государственного геологического надзора в рамках работы по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора).

 

* * *

 

Сегодня в Госдуме находятся два законопроекта.

 

По обоим законопроектам есть трудности в продвижении, получены отрицательные заключения Правительства России.

 

Первый законопроект касается уточнения понятия «авиационные работы» в Воздушном кодексе Российской Федерации. Здесь есть надежда, что коллеги из Госдумы поддержат то решение, которое мы им предложили. Наш профильный комитет предлагает принять законопроект в первом чтении, а при рассмотрении его во втором чтении учесть замечания, изложенные в заключениях. Соответствующая поправка уже направлена в Госдуму.

 

Вторым из них является законодательная инициатива, предусматривающая внесение изменений в законодательство в части включения жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств в перечень товаров, поставки которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

 

По этому вопросу сложилась парадоксальная ситуация. Законопроект мы внесли сначала в Совет законодателей, получили замечания правового управления Госдумы, их учли и проект доработали, и уже затем внесли в Госдуму. Однако именно те положения нашего законопроекта, которые были нами внесены по рекомендации Совета законодателей, послужили основанием для отрицательного заключения того же правового управления Госдумы. Это вынудило нас отозвать законопроект. Планируем его доработать и внести повторно, но уже без учета тех рекомендаций, которые были даны при рассмотрении законопроекта в Совете законодателей.

 

* * *

 

В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что все поручения по разработке и внесению законопроектов нами выполнены. Все соответствующие законопроекты разработаны. Есть трудности по их дальнейшему продвижению. Тем не менее, актуальность вопросов не снимается. Поэтому прошу протокольно зафиксировать необходимость продолжения работы по обозначенным вопросам. Просим членов Совета Федерации помочь нам в подготовке и продвижении законопроектов, а там, где возможен иной подход, поддержать нас в выработке других механизмов решения.

 

Благодарю за внимание.

Опубликовано: 17 июня, 2019 - 11:18
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице