21 января 2018 года, 11:39 (UTC+9:00) t в Якутске: -43.3 (09:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Владимир Прокопьев: Природопользование Якутии напрямую связано с использованием вечной мерзлоты и особенностями Арктических территорий

Владимир Прокопьев: Природопользование Якутии напрямую связано с использованием вечной мерзлоты и особенностями Арктических территорий
Выступление
председателя постоянного комитетаИл Тумэна
по земельным отношениям,природным ресурсам и экологии
В.М. Прокопьева
на расширенном заседании Комитета Совета Федерации
по аграрной-продовольственной политике
и природопользованию
 
14 декабря 2017 года
 
  
Уважаемый Михаил Павлович!
Уважаемые участники заседания комитета!
 
В целом в Республике Саха (Якутия) природопользование напрямую связано с использованием вечной мерзлоты и особенностями Арктических территорий. Зона «вечной мерзлоты» занимает более 60 % всей территории России или 10,7 млн. кв. км, она охватывает значительную часть Сибири и Дальнего Востока, стратегически важной территории для Российской Федерации.
 
За последние два-три десятилетия природа Севера испытывает сильное влияние глобального потепления климата. В наше время  разрушение больших площадей территорий, в том числе побережья арктических морей происходят в течение жизни одного поколения. По данным ученых, скорость разрушения береговой линии Северного ледовитого океана составляет от 2 до 10-15 метров ежегодно.
 
На территории Севера России основные площади сельскохозяйственных земель находятся в пределах криолитозоны. За последние десятилетия из-за потепления климата значительные площади  сельскохозяйственных земель пришли в негодность по причине активизации термокарстового процесса.
 
Набирающие силу негативные криогенные процессы уже разрушают существующую инфраструктуру северных территорий и обостряют социальные и экономические проблемы не только территорий, занятых «вечной мерзлотой», но и всей страны, потому что в будущем  для решения возникшей проблемы потребуются колоссальные средства. Кроме того, надо учитывать, что в ближайшее время планируется масштабное промышленное освоение и развитие Арктической зоны Российской Федерации.
 
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) разработан проект федерального закона «Об охране вечной мерзлоты», которым предлагается определить правовые основы государственной политики в области охраны вечной мерзлоты.
 
26 июня 2015 года в Якутске состоялось заседание президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации с участием председателя Валентины Матвиенко, на котором ею была озвучена необходимость разработки экологической доктрины для арктических территорий.
 
В последнем законопроекте «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», размещенном 8 ноября 2017 года на официальном сайте http://regulation.gov.ru/ вопросам экологии, не уделено достаточного внимания. Между тем, при освоении арктических территорий, вопросы сохранения окружающей среды будут особенно актуальны.
 
Парламент Якутии в декабре 2016 года принял Экологическую доктрину Республики Саха (Якутия), и в настоящее время экологическая политика республики базируется на ее принципах.
 
Якутия является одним из регионов, где происходит сбор бивней мамонта. В настоящее время по лицензиям на сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов ведется настоящий промышленный сбор бивней мамонта. Объемы выдачи вышеуказанных лицензий выросли в два раза, при этом никаких налогов в бюджеты различных уровней не поступают, не ведется государственный надзор, идет нарушение целостности поверхности недр без их рекультивации. Не отслеживается реализация бивней мамонта. Вопрос правового регулирования сбора бивней мамонта поднимается республикой с 2009 года, но никаких мер со стороны федерального центра не принимается.
 
Россия богата не только природными ресурсами, бивень мамонта – это уникальный, особый ресурс, который в настоящее время недооценён государством. Считаем, что ресурсы мамонтовой фауны необходимо отнести к особому природному ресурсу России.
 
Парламентом Якутии разработан проект федерального закона «О рациональном пользовании ресурсами мамонтовой фауны – особым природным ресурсом России», которым предлагается урегулировать отношения, возникающие в связи с владением, пользованием без существенного нарушения целостности недр и распоряжением особым природным ресурсом России - ископаемыми остатками мамонтовой фауны на территории Российской Федерации».
 
Экология Арктики отличается особой ранимостью северной природы, нанесенный в прошлом экологический ущерб до настоящего времени остается актуальным. В настоящее время поддержку из федерального бюджета получают проекты, у которых объекты накопленного вреда расположены в местах с большим количеством населения, без учета площади территории, подверженной негативному воздействию и т.д. При этом проекты, расположенные на территории арктической зоны Российской Федерации, отличающиеся малонаселенностью, соответственно не входят в приоритетные проекты, и не получают субсидии.
 
Задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации.
 
В настоящее время законодательством в сфере недропользования не предусмотрен муниципальный и общественный контроль. Государственный геологический надзор ограничен рамками Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не учитывающего специфику недропользования. Действующая система государственного геологического надзора не способна эффективно защитить интересы государства как собственника недр.
 
Считаем, что правовых оснований для осуществления эффективного государственного геологического надзора, ограниченного рамками Федерального закона №294-ФЗ, не имеется.
 
Парламент Якутии с 2015 года поднимает данный вопрос - трижды направлял законопроект в Госдуму, предусматривающий выведение государственного геологического надзора из Федерального закона № 294-ФЗ, но он не был поддержан Правительством России. Между тем данную проблему министерство природных ресурсов и экологии России в целом понимает и отмечает, что регулярно сталкивается с особенностями, негативно влияющими на результативность геологического надзора.
 
Предлагаем Правительству России еще раз рассмотреть вопрос внесения изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части проведения государственного геологического надзора в виде плановых и внеплановых проверок и исключить государственный геологический надзор из предмета правового регулирования Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 
Опубликовано: 17.12.2017 18:14 (UTC +9:00)
Просмотров: 338
Подпишитесь на наши новости
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице