21 ноября 2017 года, 08:04 (UTC+9:00) t в Якутске: -33.8 (06:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Выступление Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александра Жиркова на выездном совещании Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Выступление Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александра Жиркова на выездном совещании Комитета Государственной Думы по образованию и науке
 Выступление
Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова
на выездном совещании Комитета Государственной Думы
по образованию и науке с повесткой дня: 
«Вопросы повышения качества общего образования»,
23-24 октября 2017 года
 
г. Махачкала, Республика Дагестан
 
 
Сельская школа России: вопросы доступности и качества образования
 
 
Уважаемый Владимир Абдуалиевич! Уважаемый Вячеслав Алексеевич! Уважаемый Хизри Исаевич! Уважаемые участники совещания!
 
От имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) приветствую участников выездного совещания Комитета Государственной Думы по образованию и науке.
 
Комитет Государственной Думы по образованию и науке занимает особое место в российском образовании. Значительна роль Комитета в создании современной модели образования в стране, становлении устойчивой системы законодательства в области образования. Помимо законотворческой работы Комитет принимает авторитетное участие в разработке перспективных, концептуальных вопросов в этой важнейшей для жизни общества и государства сфере, активно включается в идеологию, теорию и практику образования и воспитания, является одним из ведущих институтов в системе управления образованием в нашей стране.
 
Вопрос, предложенный Комитетом для обсуждения, имеет общегосударственное значение. Качество образования в конечном счете – это качество жизни, уровень экономической и интеллектуальной конкурентоспособности страны. Задача государства, власти в том, чтобы добиться качественного образования, и в том, чтобы качество образования сделать доступным для каждого гражданина нашей страны, независимо от того, в каком бы уголке России он ни жил, в какой школе бы ни учился, на каком языке бы ни говорил – равное, доступное, качественное образование.
 
Посоветовавшись с коллегами из нескольких субъектов Российской Федерации, мы решили предложить затронуть на этом совещании тему доступности качественного образования в сельской местности: в улусах, селах, деревнях, наслегах, аулах нашей страны.
 
Россия – сельская страна. Городские поселения в нашей стране составляют менее двух процентов от общего числа населенных пунктов. Из 155 тысяч населенных пунктов Российской Федерации 153 тысячи находятся в сельской местности. Из общего числа российских школ 60 процентов – сельские, их более 24 тысяч. В моей родной республике 72 процента школ – сельские. В Республике Дагестан сельскими являются 87 процентов школ. В каждой из них учатся дети, работают учителя. Учительская интеллигенция на селе составляет основу сельского социума, складывавшегося веками. Пусть общее число учащихся меньше, чем в городских школах, но это – миллионы детей. А действующая в стране система образования – в основном городская, и она, в силу своей системности, как бы объективно и настойчиво довлеет над сельской школой, оттесняет ее, а это приводит, тоже как бы объективно, к неустойчивости сельской жизни, российского села в целом. Потому что село, где нет школы, в абсолютном своем большинстве обречено на забвение, на исчезновение. С начала 90-х годов Россия не досчиталась многих тысяч сельских населенных пунктов. Главной причиной закрытия российских деревень было, да и сегодня есть сокращение числа школ и детских садов.
 
У нас в республике мы изначально постарались не допускать этого. Не позволили закрывать школы. Когда стало слишком сложно, в 1995 году приняли закон «Об учителе», в котором учителям, работающим в сельской местности, предусмотрели за счет бюджета республики специальные ощутимые надбавки, коммунальные и другие льготы. Приняли программу строительства сельских школ, законы «О государственной поддержке образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах», «О кочевых школах республики», другие меры.
 
Сохранили.
 
Однако тревога за судьбу сельских школ не проходит. Думаю, не только у меня, и не только у нас в республике. Вот несколько моментов. К примеру, понятие «доступная среда», «доступность образования», без которого действительно сложно добиться повышения качества образования.
 
Хорошее слово «доступность» на практике имеет много гитик. Требования доступной среды обучения при отсутствии надлежащей помощи для создания этой самой «доступности» превращаются в жизни в укор для сельской школы, именно в силу ее «сельскости». В силу ее отдаленности, в силу малочисленности учащихся, в силу нехватки часов для учителя, в силу высоких расходов для содержания этих школ по сравнению с городскими, ветхости здания и т.д. По здравой логике, если сельская школа не справляется с требованиями доступности, ей надо помочь выйти на требуемый уровень. А на деле слабая материальная база и все вышеперечисленные особенности сельской школы превращаются в ее недостаток и становятся источником упреков и выводов о неполном соответствии.
 
Здесь кроется еще одна, также глубокая проблема. Имеются не только села, но еще и так называемые малые населенные пункты, а в них – школы с небольшим количеством учащихся – малочисленные, малокомплектные школы. У нас в республике таких школ – свыше 200, то есть почти каждая третья школа Якутии, в Дагестане таких школ – более 300.
 
Малокомплектные школы и детские сады учитываются в федеральном законодательстве. Однако механизмы реализации статьи 99-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 не разработаны, что создает целый ряд проблем с содержанием, обучением, оплатой труда и т.д. в малокомплектных школах. В целом, в действующем федеральном законе «Об образовании» об особенностях российской сельской школы имеется 3 строки – о недопущении реорганизации и ликвидации сельской школы без учета мнения жителей данного сельского поселения. И это большое достижение, но и это можно обойти.
 
Уважаемые коллеги! Превратить сельскую школу в городскую так же невозможно, как городскую школу сделать сельской. Это две особые, вполне легитимные и жизнеспособные возможности получения школьного образования. У сельской школы своя, вековая, особая стать, это школа Ушинского и Сухомлинского, Бессонова и Гаджиева, каждая сельская школа по-своему единична и неповторима, у нее особое лицо, особый говор, своя природа и свои традиции, каждая сельская школа – уникальная обучающая и воспитывающая среда.
 
Наличие большого количества сельских школ, преобладание сельских школ – это не недостаток, это особенность и, если хотите, привилегия сельской России, ее многочисленного многоязычного народа, и нужно относиться к сельской школе с подобающим ее статусу и призванию уважением и вниманием.
 
Для нас – для законодателей вопрос должен быть ясен. Сельское образование, сельскую школу нужно вынести в отдельный раздел государственной образовательной политики, законодательства страны. Нужны специальные правовые нормы, учитывающие и бережно регулирующие специфику и особенности сельской школы, сельского социума, содержание сельских объектов образования и содержание обучения и воспитания в сельском образовательном учреждении, особую систему подготовки высококвалифицированных сельских учителей, включая многопрофильную подготовку, оплату труда, создание комплекса учебников и учебно-методических пособий, ориентированных на сельского школьника, специальных лабораторий, федеральных и национальных педагогических и научно-исследовательских институтов.
 
Сельская школа – основа российского села, и задача возрождения российского села есть задача создания новых, привлекательных условий для жизни в сельской местности. Роль сельской школы в этом становится определяющей.
 
Уважаемые коллеги, желаю успешной, результативной работы нашему совещанию, успехов каждому из Вас. Благодарю за внимание.
Опубликовано: 24.10.2017 15:41 (UTC +9:00)
Просмотров: 254
Подпишитесь на наши новости
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице