22 сентября 2018 года, 23:05 (UTC+9:00) t в Якутске: +8.1 (21:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Выступление Владимира Прокопьева на совещании Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

Выступление Владимира Прокопьева на совещании Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев на совещании по вопросам правового регулирования землепользования и природопользования, 26 июня 2018 года, озвучил ряд предложений парламента Якутии.
 
Уважаемый Николай Петрович!
Уважаемые участники совещания!
 
1. Согласно Закону Российской Федерации «О недрах», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе только представлять в соответствующий федеральный орган или его территориальные органы предложения об условиях лицензий на пользование участками недр. Тогда как, согласно статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 
 
Исходя из этого, мы считаем, что в лицензионных соглашениях (условия пользования недрами) должны быть предусмотрены обязательства пользователей недр на участие в социально-экономическом развитии территорий.
 
Природные ресурсы являются основой стабильного развития Российской Федерации и выступают объектом публичного интереса. В результате реализации публичных интересов при недропользовании обеспечивается поступление доходов в бюджеты различных уровней, решаются задачи социально-экономического развития территорий. Это не может быть достигнуто, поскольку субъекты Российской Федерации, муниципальные образования фактически отстранены от принятия решений в сфере недропользования, что влечет за собой неэффективное использование природных ресурсов, социальную напряженность на местах, проблемы в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности. В настоящее время существует острая необходимость в регулировании отношений в данной области.
 
Тем более, что налог на добычу полезных ископаемых поступает в федеральный бюджет, а субъекты Российской Федерации, на территориях которых ведется основная добыча природных ресурсов, являются дотационными регионами. Таким образом, нарушен баланс при перераспределении между федеральным центром и регионами доходов от налога на добычу полезных ископаемых.
 
Согласно части восьмой статьи 13¹ Закона Российской Федерации «О недрах» одним из основных критериев выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр является его вклад в социально-экономическое развитие территории, но при этом отсутствует норма обязывающая пользователей недр принимать участие в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
 
Необходимо отметить положительные примеры взаимодействия крупных недропользователей с регионами и муниципальными образованиями, несмотря на правовую неопределенность возникающих отношений.
 
Вместе с тем несовершенство законодательства о недрах, регулирующего участие недропользователей в социально-экономическом развитии территорий, на которых они осуществляют свою деятельность, затрудняет реализацию указанных задач.
 
В качестве обоснования права граждан на равный и справедливый доступ к природным ресурсам необходимо предусмотреть участие недропользователя
в социально-экономическом развитии территории, на которой он осуществляет свою деятельность.
 
Тем более, недропользование отличается экономической привлекательностью и является высоко рентабельной деятельностью.
 
Государственное Собрание внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», которым предлагается включить в содержание лицензии на пользование недрами (обязательные условия пользования недрами) положение об условиях участия в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования, согласованных с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
 
Законопроект рассмотрен Советом законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации и рекомендован к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
 
2. В настоящее время законодательством в сфере недропользования не предусмотрен муниципальный и общественный контроль. Государственный геологический надзор ограничен рамками Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не учитывающего специфику недропользования. Действующая система государственного геологического надзора не способна эффективно защитить интересы государства как собственника недр.
 
Считаем, что правовые основания для осуществления эффективного государственного геологического надзора, необоснованно ограниченны рамками Федерального закона №294-ФЗ.
 
Парламент Якутии с 2015 года поднимает данный вопрос, трижды направлял законопроект в Госдуму, предусматривающий выведение государственного геологического надзора из Федерального закона № 294-ФЗ, но он не был поддержан Правительством России. Между тем данную проблему министерство природных ресурсов и экологии России в целом понимает и отмечает, что регулярно сталкивается с особенностями, негативно влияющими на результативность геологического надзора.
 
Предлагаем Правительству России  вернуться к вопросу о внесении изменений в законодательство в части усиления государственного геологического надзора.
 
3. Якутия является одним из регионов, где находится более 70 процентов запасов мамонтовой фауны.
 
В настоящее время сбор бивней мамонта, как и других минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов ведется по лицензиям, выданным на основании соглашения между Федеральным агентством по недропользованию и Правительством республики. Объемы выдачи вышеуказанных лицензий выросли в два раза, при этом никаких налогов в бюджеты различных уровней не поступает, не ведется государственный надзор, идет нарушение целостности поверхности недр без их рекультивации. Не отслеживается реализация бивней мамонта. Вопрос правового регулирования сбора бивней мамонта поднимается республикой с 2009 года, но никаких мер со стороны федерального центра к сожалению не принимается.
 
Предлагалось несколько вариантов решения проблемы.
 
Во-первых, предлагали отнести бивни мамонта к полезным ископаемым, с последующим отнесением к участкам недр местного значения. Во-вторых, предлагали отнести к особому природному ресурсу, с принятием отдельного федерального закона. Есть третий вариант, предложенный Галиной Иннокентьевной Данчиковой, который предлагает, что недра предоставляются в пользование также для сбора палеонтологических материалов (бивней мамонта) в коммерческих целях. И четвертый вариант, это признание ископаемых остатков мамонтовой фауны – особым природным ресурсом и передача полномочий  по его распоряжению субъектам Российской Федерации.
 
Бивень мамонта – это уникальный, особый ресурс, который в настоящее время недооценён государством.
 
В целом в Арктике и прежде всего в нашей республике природопользование напрямую связано с  фактором вечной мерзлоты. Вот почему, мы в том числе и вносим предложения, которые были озвучены выше.
 
4. Зона «вечной мерзлоты» занимает  более 60 % всей территории России или почти  11 млн. кв. км, она охватывает значительную часть Сибири и Дальнего Востока, стратегически важной для Российской Федерации территории.
 
За последние десятилетия природа Севера испытывает сильное влияние глобального потепления климата. Разрушение больших площадей территорий, в том числе побережья арктических морей происходят очень интенсивно. По данным мониторинга, скорость разрушения береговой линии Северного ледовитого океана составляет от 2 до 10-15 метров ежегодно.
 
За последние десятилетия из-за потепления климата значительные площади  сельскохозяйственных земель пришли в негодность по причине активизации термокарстового процесса.
 
Набирающие силу негативные криогенные процессы угрожают существующей инфраструктуре северных территорий и приведут к возникновению серьезных экономических проблем не только этих территорий, но и всей страны,  так как в будущем для решения возникшей проблемы потребуются колоссальные средства. Кроме того, надо учитывать, что в ближайшее время планируется масштабное промышленное освоение и развитие Арктической зоны Российской Федерации.
 
Парламентом республики разработан проект федерального закона «Об охране вечной мерзлоты», которым предлагается определить правовые основы государственной политики в области охраны вечной мерзлоты».
 
Уважаемый Николай Петрович, просим  поддержать и рассмотреть на уровне профильного комитета Госдумы РФ.  
  
г. Якутск, 26 июня 2016 г.
 
Опубликовано: 27.06.2018 20:25 (UTC +9:00)
Просмотров: 1173
Подпишитесь на наши новости
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице