16 сентября 2019 года, 10:07 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (09:00)

Выступление Председателя на торжественном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн), Правительства РС(Я) и общественности республики, посвященном 20-летию Государственного Собрания (Ил Тумэн), 4 апреля 2014 года

 
Уважаемый Президент Республики Саха (Якутия)!
Уважаемые члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации!
Уважаемые депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн)
всех созывов!
Члены Правительства республики!
Уважаемые гости! Дорогие якутяне!
Ытыктабыллаах Сахам сирин дьоно!
 
Многонациональный народ нашей республики в 2014 году отмечает двадцатилетие образования и деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
 
Многие из нас – очевидцы и непосредственные участники событий становления нового парламента республики. В октябре 1993 года, после известных событий в Москве, завершившихся прекращением деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, Верховный Совет Республики Саха (Якутия) XII созыва досрочно прекратил свою деятельность. В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 12 октября 1993 года и Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 октября 1993 года в республике 12 декабря 1993 года состоялись выборы в принципиально новый орган государственной власти – двухпалатное Законодательное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
 
На первых пленарных заседаниях Палаты Республики и Палаты Представителей Законодательного Собрания (Ил Тумэн), которые состоялись 25 января 1994 года, были признаны полномочия вновь избранных депутатов. Следом, 26 января 1994 года, на совместном заседании палат, был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)». Вместо слов «Верховный Совет Республики Саха (Якутия)» были включены слова «Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)». Таким образом, новый парламент конституционно закрепил свое нынешнее наименование и также конституционно обрел функции высшего представительного, законодательного и контрольного органа государственной власти Республики Саха (Якутия). 26 января 1994 года можно считать официальной датой образования и начала деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
 
Уважаемые участники торжественного заседания, разрешите поздравить вас и от вашего имени передать всем жителям республики поздравления со знаменательной датой – 20-летием Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)!
***
Уважаемые участники торжественного заседания, дорогие якутяне!
Сегодня мы отмечаем дату, значение которой выходит далеко за пределы двадцатилетнего периода становления нового парламента. Мы исходим из осознания того, что становление парламента и парламентаризма в Республике Саха (Якутия) имело не только организационно-правовые, но и глубокие исторические, экономические и социально-политические предпосылки, связанные с обретением государственности народами Якутии.
 
В этом длительном во времени и неопределенном по историческим результатам процессе признания государственности народов Якутии особое, я бы сказал, решающее значение имела Великая русская революция 1917 года. Она связала практические задачи нового государственного обустройства с исконным правом народов на самоопределение, наполнила глубинные устремления целых народов властно-волевым содержанием и придала им государственно-правовую форму. Акт признания центральной государственной властью, представлявшей официальную Россию, законности требований о государственности и образование Якутской автономной республики в составе РСФСР стал определяющим событием в исторической судьбе народов Якутии. Вместе с нами право на государственность обрели коренные малочисленные народы Севера – эвены, эвенки, чукчи, юкагиры, долганы. В статусе автономной республики Якутия прошла целую историческую эпоху, создала и укрепила институты государственности, вступила на путь индустриального развития, достигла всеобщего образования и высокого уровня культуры, возродила кадровый и интеллектуальный потенциал.
 
С высоты сегодняшнего дня, отмечая двадцатилетие нового парламента Республики Саха (Якутия), мы осознаем логическую связь времен и событий и отдаем дань памяти и уважения всем, кто стоял у истоков государственности Якутии: Максиму Аммосову и Платону Ойунскому, Исидору Барахову и Степану Аржакову, тем, кто первыми стал у руля молодой якутской республики.
 
В одном ряду с ними стоят имена Ильи Винокурова и Семена Борисова, Гавриила Чиряева и Юрия Прокопьева, Марии Нартаховой и Александры Овчинниковой, Евдокии Гороховой и Афанасия Илларионова, и многих других, кто своими помыслами и делами закладывал основы будущего развития наших народов, выстраивал и укреплял государственность республики.
 
Отдельные слова приветствия разрешите от вашего имени сказать первому Президенту Республики Саха (Якутия), депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Михаилу Ефимовичу Николаеву и Президенту Республики Саха (Якутия) в 2002-2010 годах, заместителю Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Вячеславу Анатольевичу Штырову.
***
Уважаемые товарищи!
Действующий сегодня парламент и институт парламентаризма начали определяться в начале 90-х годов прошлого столетия. Тогда же начали закладываться конституционные основы современной системы законодательства.
 
Верховный Совет XII созыва 27 сентября 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете в составе РСФСР и СССР – документ, сыгравший в целом определяющую роль в последующем государственном обустройстве нашей республики. В соответствии с декларацией о государственном суверенитете Верховный Совет ЯАССР XII созыва изменил конституционный автономный статус республики, а также ее официальное наименование, преобразовав Якутскую АССР сначала в Якутскую-Саха ССР, затем в Республику Саха (Якутия) в составе Российской Федерации. Декларация от 27 сентября 1990 года стала основой для разработки новой Конституции Республики Саха (Якутия), заложила начало процессу договорных отношений с федеральным центром.
 
Таким образом, Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) первого созыва, избранному одновременно с принятием на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, пришлось работать в реалиях изменившейся конституционно-правовой системы, когда требовалось перестроить всю устоявшуюся систему законодательства, государственных и правовых отношений в соответствии с новыми конституционными требованиями.
 
Первый созыв действовал в обстановке глубокого экономического и политического кризиса, крайнего ослабления вертикальных правовых, политических и экономических структур. Следует отметить, что в то непростое время в республике предпринимались энергичные самостоятельные шаги по поддержанию стабильности в обществе, сохранению ключевых отраслей жизнеобеспечения, созданию оптимальных условий для жизни населения. Утверждали собственные налоги и бюджет. Это был сложный, но в то же время романтический этап становления нового парламента и парламентаризма.
 
Большим шагом в развитии федеративных отношений является подписание в июне 1995 года в Москве Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия). Были также подписаны 15 соглашений в области экономики, бюджетной и социальной политики, международных и внешнеполитических связей.
 
В целом, парламенту первого созыва удалось заложить основы современных государственно-правовых институтов и правовых актов, регулирующих взаимоотношения государственных органов власти и управления, продолжить на новом уровне реализацию политико-правовых идей и взглядов, характеризующих развитие государственности республики. Депутаты первого созыва сформировали нормативную правовую базу для перехода отраслей экономики на новые формы хозяйственно-экономических отношений и приняли меры по социальной защите населения в тяжелый переходящий период.
 
Деятельность второго созыва Государственного Собрания (Ил Тумэн) проходила в условиях укрепления в Российской Федерации единого правового пространства и соблюдения иерархии правовых актов, в обстановке формирования законодательства, направленного на более четкое закрепление принципов российского федерализма, приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным.
 
Парламент второго созыва принял непростые решения о внесении изменений в преамбулу и ряд основополагающих статей Конституции Республики Саха (Якутия). Из Конституции РС(Я) было исключено понятие «суверенное государство». Вместе с тем, депутаты второго созыва сделали многое для сохранения государственности национальной республики, развили и дополнили понятие государственности в составе федеративного государства.
 
Одновременно решались задачи по внесению существенных поправок в деятельность органов государственной власти и поддержке процесса становления органов местного самоуправления. Второй созыв Государственного Собрания (Ил Тумэн) значительно усилил исполнительную ветвь власти. Президент стал главой республики и гарантом ее высокого статуса. Вместе с тем, этот процесс был не однобоким. В условиях укрепления полномочий высшего должностного лица республики Государственному Собранию (Ил Тумэн) предстояло стать эффективным парламентом, адекватно реагирующим на происходящие изменения как внутри республики, так и на федеральном уровне.
 
В рамках дальнейшей реформы органов государственной власти второй созыв принял решения, в соответствии с которыми Государственное Собрание (Ил Тумэн) с третьего созыва стало однопалатным парламентом. В условиях формирования единого правового пространства депутаты третьего созыва продолжили работу по приведению в соответствие основ республиканского законодательства с Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами. Из Конституции Республики Саха (Якутия) были исключены прямые ссылки на Декларацию о государственном суверенитете.
 
Особое внимание в своей законотворческой деятельности парламентарии третьего созыва уделяли правовой поддержке секторов реальной экономики, отраслей промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, обеспечения экономической безопасности республики. Под особым вниманием находилась главная бюджетообразующая отрасль – алмазодобывающая промышленность. Большое значение придавалось развитию нефтегазовой, угольной и других отраслей промышленности. Были приняты соответствующие государственные программы.
 
2 марта 2008 года состоялись выборы народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва.
 
Впервые выборы проходили по смешанной системе. Половина состава народных депутатов (35 человек) была избрана в одномандатных округах, а другая половина – по партийным спискам. В Государственном Собрании (Ил Тумэн) четвертого созыва действовали три фракции: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», кроме того, депутатская группа «Согласие» и объединение «Гражданская платформа».
 
Деятельность парламента республики четвертого созыва, впрочем, как и предыдущих, происходила в условиях известного сужения конституционно-правового пространства субъектов федерации. Процесс этот продолжается и в период деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) нынешнего, пятого созыва. Четвертый созыв внес ряд изменений в практику парламентской деятельности. В республике началась кодификация действующего законодательства, была введена практика антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, образована Счетная палата. Утвердился порядок проведения прямых выборов главы республики.
***
В целом, подводя итог изложенному, можно отметить, что в становление парламента внес свою лепту каждый из созывов Государственного Собрания. Что касается становления и развития парламентаризма, здесь также справедливо подчеркнуть роль парламентариев всех предыдущих созывов. Допуская известную схематизацию, можно сказать, что в годы работы первого и второго созывов Государственного Собрания (Ил Тумэн) складывались основы парламентаризма. Тогда в известной степени превалировала личная (персональная) активность народных депутатов. В третьем созыве произошла трансформация парламентаризма, основанного на личной активности народного избранника, на парламентаризм, выражающий активность лидеров, отображавших интересы группы депутатов. Одновременно с этим начала зарождаться система многопартийности, которая стала реальностью в период работы Государственного Собрания четвертого созыва.
 
В пятом созыве Государственного Собрания (Ил Тумэн) многопартийный парламентаризм продолжает расширять сферу действия и начинает распространять свое влияние в целом на деятельность государственной власти и общества. При этом в пределах действующего законодательства парламент по отношению к политическим партиям продолжает оставаться самостоятельным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации, а парламентаризм активнее наращивает свою связь с обществом и его структурами. Появление довольно массовых общественных структур, усиление их взаимодействия с Государственным Собранием и различными партиями и т.д. наглядно демонстрируют развитие института парламентаризма в нашей республике.
 
Словом, парламент и институты парламентаризма в нашей республике, как и в других схожих субъектах Российской Федерации, переживают этап становления и дальнейшего вживания в общество. В этот далеко не законченный процесс свою лепту внесли все созывы Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). В плане законодательном шел процесс коллективной работы, сотворчества, в котором каждый новый созыв выступал продолжением предыдущего и началом следующего созывов, используя то правовое пространство и те возможности, которого достигли предшественники. Парламент республики – это наше общее достояние, становление парламентаризма неразрывно связано со становлением и развитием государственности нашей республики, и приверженность к этим целям составляет основу деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) всех созывов.
***
Уважаемые участники торжественного заседания!
Наша республика на всем протяжении истории своей государственности не уходила от основополагающих принципов единства и целостности федеративного государства – Российской Федерации. Государственность Якутии находится в едином федеральном правовом поле, в контексте политических, экономических, социальных и общественных преобразований в Российской Федерации.
 
В пределах своих конституционных полномочий парламент республики призван решать вопросы защиты конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, развития институтов государственности. Работа в этом направлении должна составлять основу деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Парламент пятого созыва нацелен на законодательную защиту интересов республики в области социального партнерства с бизнесом, экологического благополучия, интересов населения республики и коренных малочисленных народов Севера. Понятно, что эта работа охватывает, как минимум, вопросы территории, населения и государственной власти.
 
Состав и внешние границы территории Республики Саха (Якутия) были определены Декретом ВЦИК «Об образовании Автономной Якутской Советской Социалистической Республики от 27 апреля 1922 года. Согласно статье 44 действующей Конституции территория республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения коренных народов Республики Саха (Якутия). Территория республики, обеспечение её целостности, благоустройства и рационального использования должно оставаться объектом повышенного внимания парламента.
 
Актуальным остается вопрос об удовлетворении территориальных интересов коренных малочисленных народов Севера Якутии. С территорией Якутии связана проблема эксплуатации её недр. В современных условиях она предстает как проблема отношений партнерства между пользователями месторождений полезных ископаемых и республикой, представляющей интересы жителей Якутии. В этой сфере что-то складывается удачно, а что-то у населения вызывает вопросы. Парламент республики здесь имеет поле деятельности для отстаивания конституционного права населения на благоприятную окружающую среду, установления условий экологической защиты живых систем, рационального природопользования, развития договорных отношений.
 
Говоря о населении, следует отметить, что в условиях нашей республики адекватные демографические показатели, включая относительную малочисленность населения при огромной территории, неравномерное расселение местного населения, особенности традиционного уклада жизни на практике почти всегда выступали определяющим фактором сбалансированного социально-экономического развития территории.
 
При относительно благоприятных базовых показателях, таких как устойчивая положительная динамика численности, рост за счет естественного прироста, уровня социальной защищенности, здоровья, образования и других, в целом демографическая ситуация в республике нуждается в серьезном внимании. Речь идет о низкой в современных условиях средней продолжительности жизни местного населения, особенно коренных малочисленных народов Севера, о проблемах в охране здоровья, защите материнства и детства, о вопросах социальной адаптации, трудоустройства, взращивания кадрового потенциала в республике, создания современных институтов жизнеобеспечения. Это не рядовые вопросы. Это вопросы государственной важности, главный показатель способности власти обеспечивать стабильные и нормальные условия для жизни и деятельности своих граждан.
 
Государственная власть Якутии, созданная в условиях советского государства и образования Якутской АССР, прошла сложный путь развития. Если быть предельно кратким, можно сказать, что к 90-м годам прошлого столетия государственная власть Якутии существовала в условиях достаточно жесткой исполнительной вертикали и практически полной зависимости от партийного влияния. Создание новой системы государственной власти, начавшийся в соответствии с решениями Верховного Совета ХII созыва, с принятием Конституции Республики Саха (Якутия) получило целенаправленное развитие. Замечу, что государственная власть Республики Саха (Якутия), утвердившаяся в соответствии с Конституцией, не претерпела больших изменений в условиях, когда начался процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.
 
Эволюция государственной власти в республике во многом связана с изменениями, внесенными в систему власти по инициативе самой республики. К примеру, инициативным является утверждение в республике института главы республики под названием «Президент Республики Саха (Якутия)». По инициативе местного законодателя формула «Президент Республики Саха (Якутия)» менялась и в последующем. Также в порядке местной инициативы произошло становление институтов сначала двухпалатного, затем однопалатного Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
В прошлом году нами была восстановлена норма Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о прямых выборах высшего должностного лица республики, принят закон «О выборах Главы Республики Саха (Якутия)». Государственное Собрание (Ил Тумэн) пятого созыва станет гарантом проведения выборов Главы нашей республики непосредственным волеизъявлением граждан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
 
В целом, государственность Республики Саха (Якутия) соотнесена с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Саха (Якутия), она является конституционной демократической и социальной. Государственность Якутии соответствует параметрам государственного образования в составе Российской Федерации, подвержена национально-культурной идентификации. Наконец, она жизнеспособна, ибо функционально направлена на повышение организованности общества и выполняет задачу консолидации общества во имя реализации Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия).
***
Уважаемые участники торжественного заседания!
Многонациональный народ Якутии поддержал волеизъявление народа Республики Крым быть вместе с народами Российской Федерации. Руководство Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание (Ил Тумэн) поддерживают политику уважения права народов на самоопределение, их стремления развивать и укреплять свою государственность, которая последовательно отстаивается Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) приветствует подписание договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Теперь наша общая задача помочь Крыму пережить переходный период и сделать все возможное, чтобы народ Крыма, жители города-героя Севастополя успешно прошли процесс становления полноправного субъекта Российской Федерации.
***
Свое двадцатилетие Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) встречает в работе. Вчера в Якутске состоялось выездное заседание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Пользуясь случаем, мы приветствуем нового члена Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» – Народный Хурал Республики Бурятия в лице Председателя Народного Хурала Матвея Матвеевича Гершевича.
 
Сегодня с утра парламент республики принял рабочую группу Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона под руководством заместителя Председателя Совета Федерации В.А. Штырова. В рамках этих работ также по инициативе парламента республики проведен межрегиональный «круглый стол» на тему «Законодательное регулирование вопросов эффективного развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона». По итогам двухдневной работы приняты соответствующие документы.
 
С особым удовлетворением хочу отметить большую работу, проделанную рабочей группой В.А. Штырова по отстаиванию принципов комплексного развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона. Также при поддержке наших сенаторов в Федеральном Собрании парламенту республики удалось в этом году впервые начать работу по разработке и выдвижению совместных законодательных инициатив Государственного Собрания, Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такие же законодательные инициативы мы стремимся реализовать совместно с Парламентской Ассоциацией «Дальний Восток и Забайкалье».
 
Хочу высказать слова благодарности Президенту республики Е.А. Борисову, Председателю Правительства Республики Саха (Якутия) Г.И. Данчиковой за конструктивное и деловое сотрудничество с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), за поддержку наших инициатив на федеральном уровне, за постоянную готовность к совместной работе. Принцип разделения властей составляет основу парламентаризма, однако этот принцип не исключает, а наоборот предполагает возможность принятия различными ветвями власти согласованных решений и действий во благо республики и её жителей.
***
Дорогие коллеги, друзья!
20 лет – это небольшой исторический промежуток для Ил Тумэна, но это значительный, памятный отрезок в жизни каждого парламентария. Были успехи, были и трудности. Лично для меня, так же как и для вас, все прошло через сердце. Ничего из прошедшего ни убрать, ни забыть. Но впереди еще много работы.
 
Мы вместе живем в огромном, уникальном по своим природным, климатическим и географическим характеристикам макрорегионе. У нас схожие условия жизни, схожие цели и задачи. Мы все нацелены на взаимодействие, на выдвижение новых законодательных идей, на совместную работу.
Дорогу осилит идущий.
***
Уважаемый Президент Республики Саха (Якутия)!
Уважаемые члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации!
Уважаемые депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) пяти созывов и члены Правительства республики!
Уважаемые гости! Дорогие якутяне!
Ытыктабыллаах Сахам сирин дьоно!
 
Позвольте еще раз поздравить всех со знаменательной датой – двадцатилетием парламента Республики Саха (Якутия), пожелать всем счастья, здоровья и благополучия, уверенности в будущем, новых свершений и творческого труда во имя родной республики и нашей общей родины – Российской Федерации.
Дата последнего изменения: 14 декабря 2015, 11:26
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице