17 июля 2019 года, 18:29 (UTC+9:00) t в Якутске: 19 (21:00)

Статья Александра Жиркова "Закон как гарант комплексного развития территорий. Арктический аспект". Журнал "Власть. От слова к результату". № 2, март-апрель 2014 года.

ЗАКОН КАК ГАРАНТ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ (АРКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
 
О бескрайних просторах Арктики, несметных её богатствах, суровости и ранимости этого края и радушии её жителей написано немало, на многих языках и в самых различных жанрах – от романтических новелл, стихов и драм до серьёзных научных изысканий. Имеется целый ряд суждений государственных, политических и общественных деятелей разных стран и времен о месте и значении огромного региона в международном обустройстве, в жизни планеты и людей. Так и должно быть. В Арктике живут, с Арктикой соприкасаются, Арктику или часть её считают своей по меньшей мере пять государств, непосредственно прилегающих к ней: Российская Федерация, США, Канада, Норвегия, Дания, не считая ещё нескольких стран, расположенных в северных широтах и тяготеющих к этому региону. Арктика – родина, исконная среда жизни и деятельности многих коренных народов Севера, считающих себя ее частью. Словом, Арктика – огромная по площади, притягательная по природным ресурсам и биологическому разнообразию, экологически сравнительно чистая, малонаселенная часть планеты и одновременно территория нескольких государств, которую сегодня многие рассматривают как самостоятельный объект государственной политики и геополитических интересов.
***
Российская Федерация – арктическая страна. Из общей площади Арктики в 21 млн. кв. км на долю нашей страны (ее секторальной части от Полярного круга до Северного полюса) приходится около 9 млн. В настоящее время принятое территориальное разделение Арктики подвергается изменениям, однако Россия от этого не должна стать менее арктической. При общей протяженности арктического побережья всех пяти прилегающих государств в 38,7 тыс. км, протяженность арктического побережья РФ составляет порядка 22,6 тыс. км. Из 4-х с небольшим миллионов человек, проживающих непосредственно в арктической зоне пяти приарктических стран, на долю РФ приходится 2,5 млн, или более половины всего арктического населения.
 
Естественно, в составе Российской Федерации, как и в остальных четырех арктических государствах, имеются территории, непосредственно примыкающие к Арктике. Крупнейшим регионом Российской Федерации, имеющим наибольшую протяженность арктической береговой линии и значительную площадь арктической зоны, является Республика Саха (Якутия). Длина морской прибрежной линии республики составляет более 4,5 тыс. км, общая площадь Арктической зоны – более 1,5 млн кв. км, непосредственно в Арктической зоне (13 улусов из 34 улусов (районов) республики) проживает порядка 71 тыс. человек, почти треть из которых составляют представители коренных малочисленных народов Севера: эвены, эвенки, чукчи, юкагиры, долганы. Республика Саха (Якутия) как один из арктических субъектов РФ, принимает свою долю ответственности за будущее Арктики и её жителей и активно участвует в формировании государственной политики, направленной на рациональное освоение ресурсной базы Арктической зоны, сохранение и обеспечение защиты природной среди Арктики, улучшение качества жизни коренного населения и условий хозяйственной деятельности, развитие экономической и социальной инфраструктуры северных территорий.
***
Главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики страны в Арктической зоне определены в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. и в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденной Президентом Российской Федерации 8 марта 2013 г. Как основной механизм реализации Стратегии должна быть принята Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года. Проект этой программы подготовлен Министерством регионального развития Российской Федерации и представлен на общественное обсуждение. Однако на сегодняшний день программа не принята.
 
В соответствии со Стратегией первым приоритетным направлением развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности является её комплексное социально-экономическое развитие. В этих целях Министерством регионального развития разработан проект федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». Сегодня с сожалением приходится констатировать, что вопрос принятия подробного и эффективного федерального закона, специально посвященного деятельности в Арктике, у нас ставится не впервые. Только в последние годы разрабатывались законопроекты «Об Арктической зоне Российской Федерации», «О Северном морском пути». Однако на определенном этапе законотворческий процесс постоянно прерывается.
***
Между тем в условиях отсутствия четких законодательных механизмов регулирования вся Арктическая зона Российской Федерации остается слабо привязанной к общероссийскому экономическому, информационному и транспортному пространству. Далеко отстают транспортная инфраструктура, система энергообеспечения, на протяжении десятилетий не удается остановить сокращение объемов производства и упадок традиционных видов хозяйственной деятельности. Численность постоянного населения, проживающего в арктической зоне, неуклонно сокращается. Свою исконную родину покидают даже коренные жители Арктики. Только в нашей республике численность населения 13 арктических улусов с 1990 г. сократилась на 61 проц. Если в 1990 г. численность населения составляла 182,8 тыс. человек, то на 1 января 2013 г. составила 71,17 тыс.
 
Во многом такое положение – результат отсутствия комплексного подхода к развитию арктических территорий России. В настоящее время законодательное обеспечение жизнедеятельности в этом регионе осуществляется в основном в рамках общеправового регулирования. Здесь действуют законодательство об охране окружающей среды, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и другое. Также на территории Арктической зоны действуют федеральные законы, регулирующие особенности развития районов российского Севера: «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и другие.
 
В действительности, Арктика важна для Российской Федерации не менее, чем Дальний Восток и Байкальский регион. Во многом схожи и особенности и проблемы двух отдаленных макрорегионов и задачи по их решению. И меры законодательного регулирования, правовые инструменты реализации программ социально-экономического развития Арктической зоны и Дальнего Востока Байкальского региона  во многом должны действовать синхронно.
 
Сегодня разрабатываются проекты федеральных законов «Об особых условиях ускоренного развитии Дальнего Востока и Байкальского региона» и «Об Арктической зоне Российской Федерации». Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона и Арктики требуют от нас комплексного подхода. Должны быть четко определены механизмы и точки соприкосновения в правовых положениях этих актов. Кроме того, сегодня рассматривается проект федерального закона «О территориях опережающего развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока», который определяет правовой режим для территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Дальнего Востока, меры государственной поддержки на таких территориях, а также регулирует, отношения, связанные с осуществлением деятельности на таких территориях. И у нас есть серьезные опасения, что таких территорий опережающего развития в Арктике не будет.
 
Поэтому необходима юридическая проработанность, синхронность и взаимодополняемость основополагающих законов по Арктике, Северу и Дальневосточному региону в целом.
***
К сожалению, до настоящего времени нет чёткого определения самого понятия «Арктическая зона», что значительно затрудняет её развитие. В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу даётся перечень территорий, которые включаются в Арктическую зону, однако в самом документе указывается, что данное определение временное, и границы Арктической зоны могут уточняться. Разрабатываемые сегодня проекты противоречат друг другу в определении границы сухопутных территорий Арктической зоны. К примеру, в проект программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» включены только пять улусов Республики Саха (Якутия), относящихся к Арктической зоне. В соответствии же с первоначальной редакцией проекта закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» на территории Республики Саха (Якутия) в Арктическую зону включались 13 улусов.
 
Вопрос о составе Арктической зоны Российской Федерации рассмотрен 26 февраля 2013 г. на заседании Межведомственной рабочей группы по координации деятельности по контролю за реализацией Стратегии. Принято решение определить состав Арктической зоны отдельным актом Президента Российской Федерации. Республике Саха (Якутия) вновь предложено внести предложения по составу муниципальных образований, относимых к Арктической зоне. Нужно сказать, что руководство Якутии в данном вопросе всегда солидарно и последовательно отстаивает включение в Арктическую зону 13 муниципальных районов, находящихся полностью или частично севернее линии Северного полярного круга.
 
Надеемся, что наши предложения найдут понимание в Правительстве Российской Федерации. На территории Арктической зоны Якутии расположены 4 района, наделенных статусом «национальный», в которых компактно проживают коренные малочисленные народы Севера, составляющие особую группу населяющих Российскую Федерацию народов. Традиционный образ их жизни основывается на глубокой взаимосвязи, как материальной, так и духовной, с исконной средой обитания, без которой невозможно сохранение их самобытности. Будущее коренных малочисленных народов во многом зависит от того, насколько полно и объективно будет осуществлен учет этих особенностей в законодательстве Российской Федерации.
 
Уточнение географических границ Арктики, помимо всего даст возможность более эффективно формировать региональную политику и сокращать межрегиональные различия по объёму ВРП, индексам потребительских корзин, реальным доходам населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры. Важно понимать, что вопрос скорейшего и правильного определения Арктической зоны Российской Федерации – не только вопрос внутренней политики, где начинаются соревнования различных методик, методологий, критериев определения и т.д. Легитимизация Арктической зоны РФ – это важнейший геополитический вопрос, где определяющее значение имеет прежде всего территориальный фактор, а именно границы и площади, обжитость земель.
***
В Республике Саха (Якутия) 2014 год объявлен Годом Арктики. Разрабатывается и будет принята в этом году комплексная программа социально-экономического развития арктических и северных районов республики на 2014-2016 гг. и на период до 2020 г. В республике реализуются многие республиканские законы и другие нормативные документы, направленные на укрепление потенциала арктических районов и развитие народов Севера. Утверждена и реализуется Концепция устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года, в рамках которой решаются вопросы развития экономики, минимального воздействия на природу Арктики, сохранения исконной среды обитания и природопользования, развития и модернизации традиционной хозяйственной деятельности, повышения качества жизни и сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов.
 
Однако усилиями одного субъекта Российской Федерации задачи улучшения социально-экономической ситуации в Арктике не решить. Необходимо принятие федеральных актов, направленных на комплексное регулирование отношений жизнедеятельности и освоения Арктической зоны Российской Федерации.
 
Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
А.Н. Жирков
 
Дата последнего изменения: 06 апреля 2016, 10:20
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице