20 июля 2019 года, 08:46 (UTC+9:00) t в Якутске: 12 (09:00)

Выступление на заседании Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ г.Санкт-Петербург, 25 апреля 2014 года

Законодательное обеспечение развития Дальнего Востока и Байкальского региона в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
от 12 декабря 2013 года
 
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Сергей Евгеньевич!
Уважаемые участники заседания Совета законодателей!
 
 
В своем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации объявил подъем Сибири и Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век.
 
Сегодня предлагаются различные варианты развития Дальнего Востока, разрабатываются проекты законов и программ. Все это чрезвычайно важно для Дальнего Востока.
 
Законодатели Дальнего Востока и Байкальского региона также ведут активную работу по подготовке законодательных мер развития макрорегиона. Представители 12 субъектов Российской Федерации, входящих в этот макрорегион, 3-4 апреля 2014 года специально собрались в г.Якутске для предметного обсуждения вопросов законодательного регулирования эффективного развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона.
 
При Вашей поддержке, уважаемая Валентина Ивановна, там же в Якутии состоялось выездное заседание рабочей группы Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
 
Относительно законодательной части принимаемых решений, представители субъектов макрорегиона отметили, что действующее законодательство Российской Федерации на сегодня не позволяет в полной мере осуществить ускоренное развитие Дальневосточного и Байкальского макрорегиона. Усилий на местах также недостаточно. Необходимо политическое решение, продуманная государственная поддержка развития территорий.
 
Для стимулирования развития макрорегиона на федеральном уровне должны быть приняты, прежде всего, комплексные решения.
 
Уважаемые коллеги, по сути, мы говорим о вполне приемлемых вещах. Мы исходим из того, что решение стратегической задачи, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, «сделать подъем Сибири и Дальнего Востока национальным приоритетом на весь ХХI век» должно начаться уже сейчас, и в основу этой работы изначально должны быть заложены: первое – продуманные и перспективные программы, второе – добротная, комплексная система законов и основанных на них других нормативных правовых актов, призванных быть инструментом реализации этих программ. Сказанным во многом определяется глубокая заинтересованность органов государственной власти, населения всего Дальнего Востока и Байкальского региона к крупным государственным проектам, которые разрабатываются в настоящее время как по линии исполнительной власти, так и по части законодательной.
 
Что касается программной части принимаемых решений, то, к сожалению, принятая в новой редакции от 15 апреля 2014 г. Государственная программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона не представляет собой достаточный инструмент развития. Ни по объемам финансирования, ни по реализации мероприятий. Кроме того, в ней предусматривается финансирование в большей мере транспортных объектов, а всеми Дальневосточными регионами ставится вопрос как же быть с уже начатыми реализовываться важными социальными и инфраструктурными объектами, которых в этой программе нет. Без федеральной поддержки они, к сожалению, оказались замороженными, а ведь значительные средства на них на сегодняшний день уже затрачены.
 
Мы исходим из того, что в законодательстве о развитии Дальнего Востока и Байкальского региона в обязательном порядке должны учитываться особенности огромного макрорегиона, занимающего более 45 проц. всей территории Российской Федерации. Мы с вами хорошо понимаем, что при системе нормативных правовых актов, создающих, или задающих равные стартовые условия для всех регионов Российской Федерации, весь Дальневосточный и Байкальский макрорегион непременно остается в неравных условиях именно в силу своих объективных особенностей: природных, климатических, географических, демографических и т.д., которые нельзя, невозможно исключить волевым решением. Для того что бы создать хотя бы равные условия для развития макрорегиона, нужна система мер, учитывающих, нивелирующих или устраняющих эти неравенства.
 
По мнению многих из нас, подобным достаточно разработанным, базовым для макрорегиона законопроектом реально может стать проект закон «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», разработанный рабочей группой Совета Федерации под руководством В.А. Штырова.
 
Данный законопроект был подвергнут общественному обсуждению в регионах Дальнего Востока и Байкальского региона, получил одобрение Ассоциации законодателей Дальнего Востока и Байкальского региона.
 
В целом работа над законопроектом показала, что совместные усилия законодателей Федерального Собрания и субъектов Российской Федерации могут внести существенный вклад в совершенствование федерального законодательства, появилась новая форма совместной работы над проектами федеральных законов.
 
Это для нас тем более важно, что в настоящее время разрабатывается еще один законопроект в недрах Министерства развития Востока. Мы его условно называем законом о территориях опережающего развития (ТОР). Что можно сказать об этом проекте? Он хорошо проталкивается в кабинетах, хотя не прошел обсуждения в регионе, не получил хотя бы формального одобрения. Этот законопроект по некоторым своим характеристикам углубляет или в какой-то части конкретизирует те предложения, которые уже заложены в закон, разработанный рабочей группой Совета Федерации.
 
У нас нет желания противопоставлять оба законопроекта. Однако закон о ТОРах не может быть рассмотрен ни как единый инструмент законодательного обеспечения Программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона, ни как отдельный механизм создания широких условий для ускоренного развития огромной территории этого макрорегиона.
Закон о ТОРах к настоящему времени не учитывает мнение регионов, так как не прошел детального обсуждения и попытки Минвостокразвития решить даже не стратегические, а оперативные задачи поднятия Дальнего Востока и Байкальского региона при помощи точечных механизмов, заключенных в проекте, поставят всех нас на следующий же день после принятия этого закона перед необходимостью разработки нового, более глубокого и более системного законодательного акта, очень похожего или почти такого же, каковым является законопроект, уже разработанный рабочей группой Совета Федерации. С точки зрения законодателя механизмы реализации закона о ТОРах не мало отличаются от таковых, заключенных в одном из разделов законопроекта Совета Федерации и без труда ТОРы можно интегрировать в проект Совета Федерации. Это частный закон.
 
Ну а если будут приниматься оба законопроекта, Дальнему Востоку от этого плохо не будет. Дело в другом. На нескольких точках роста не поднять экономику макрорегиона, а значит рано или поздно придется принимать новый, более комплексный закон. Так зачем откладывать? Президент Российской Федерации поставил четкую задачу подъема Дальнего Востока и Байкальского региона, так давайте не будем терять время и добротную базу развития заложим сейчас.
 
Теперь предложения к протоколу сегодняшнего заседания рабочей группы.
Первое. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, с целью совершенствования законодательства Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона необходимо предусмотреть возможность выделения в ежегодном Докладе Совета Федерации специального раздела о состоянии законодательства Российской Федерации «Законодательное обеспечение государственной политики Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития территории Дальнего Востока и Байкальского региона».
 
Второе. Создать систему законодательного мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона контроля за реализацией решений, принятых в процессе государственного стратегического планирования, а также за достижением стратегических целей с учётом эффективности использования государственных средств, направленных на развитие макрорегиона.
 
И третье. Предложить рабочей группе Федерального Собрания продолжить работу по дальнейшей разработке пакета законодательных актов, направленных на совершенствование бюджетного и налогового законодательства в целях укрепления экономической базы субъектов Российской Федерации, расположенных на территории макрорегиона.
 
Спасибо.
 
Дата последнего изменения: 14 декабря 2015, 11:50
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице