16 сентября 2019 года, 10:13 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (09:00)

Выступление на пленарном заседании августовского совещания работников образования Республики Саха (Якутия) 2014 год

Выступление
Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) А.Н.Жиркова на пленарном заседании
августовского совещания работников образования
Республики Саха (Якутия) 2014 года
 
Уважаемые участники августовского совещания работников образования республики!

 

Второй год мы с вами, вся страна, живем в условиях действия нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». С принятием этого закона утратил силу федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года, по которому мы работали в течение последних 20-ти лет, утратили силу также свыше 100 федеральных законов и положений федеральных законодательных актов, касающихся сферы образования. Таким образом, новый закон устанавливает во многом новые правовые, организационные, экономические и общественные отношения в сфере образования в Российской Федерации.

Республика приняла активное участие в разработке нового закона. Нами было внесено в проект федерального закона до 100 поправок и предложений. Эти поправки в основном касались интересов национальных республик и наших региональных особенностей в сфере образования. Приняты или учтены свыше 20 поправок, остальная часть не принята. Теперь закон в действии и вносить в него изменения будет намного сложнее, хотя совершенствованию закона нет предела, и мы также готовим новые предложения.

Теперь по существу вопроса. Одной из наших основных задач в области школьного образования является грамотная реализация ФГОС и осуществление образовательной деятельности в национальной республике с учетом  новых требований. Здесь необходимо учитывать три момента:

Первое: ФГОС изначально не содержит понятия «региональный компонент», однако в рамках ФГОС возможно формирование образовательных программ, учитывающих национально-региональные особенности республики.

Второе: ФГОС регламентирует соотношение изучения государственного языка РФ и государственных языков республик, но не вторгается в выбор языка обучения и воспитания.

Третье: Язык, языки образования определяются самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, т.е. самой школой, училищем, вузом и т.д.

Какие практические шаги мы должны реализовывать в первую очередь?

Прежде всего, органам исполнительной власти необходимо активно включиться в работу федеральных органов власти по разработке и экспертизе примерных основных образовательных программ. Такую обязанность уполномоченных органов государственной власти республики мы пропишем в новом республиканском законе «Об образовании». Наш закон в этом году будет принят и будет принят не как единый свод законов об образовании, а как базовый закон республики в области образования.

Следующее. Еще одной особенностью нового федерального закона является обязательность использования в образовательной деятельности учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников и (или) учебных пособий, выпущенных уполномоченными на это организациями. Поэтому в целях равных возможностей получения образования на двух государственных языках – русском и якутском – необходимо как можно быстрее провести работу по разработке и включению в федеральный перечень учебников на якутском языке и – подчеркиваю особо – на языках малочисленных народов Севера. Все учебно-методические комплексы для начального, основного и среднего общего образования на родных языках должны быть переработаны или разработаны вновь, чтобы соответствовать новым стандартам. При этом необходимо учесть, что с 2015 года все учебники обязательно должны иметь электронную версию.

В связи с этим Правительству Республики Саха (Якутия) предлагаю оперативно рассмотреть вопрос по созданию Центра учебно-методической литературы при Национальном книжном издательстве «Бичик» и предусмотреть уже в этом году достаточное финансирование этой государственной важности работы.

Далее, в условиях, когда образовательная организация самостоятельно определяет язык или языки образования, новую актуальность в большинстве городов республики, прежде всего в городе Якутске, приобретает реализация права получения образования на родном языке. Вопрос об имеющихся проблемах в городе Якутске с обеспечением права сахаязычных детей на образование и воспитание на родном языке был поднят мной на уровне республиканского педагогического сообщества и руководства республики еще в декабре 2001 года. Уже тогда были сделаны выводы о крупнейших демографических изменениях в составе основного населения города Якутска, о необходимости учета этих изменений в программе развития образования столицы и о необходимости строительства новых объектов дошкольного и школьного образования.

И только в последние 2-3 года в городе Якутске стали приниматься более действенные меры по обеспечению доступности для якутоязычных детей обучения и воспитания на их родном языке. Администрация города Якутска приняла комплексный план развития сети национальных школ и детских садов, классов и групп с якутским языком обучения и воспитания на 2013-2016 годы. Наконец, началось масштабное по нашим меркам увеличение количества мест с родным языком обучения, прежде всего, в детских садах, 6 школ города получили статус национальной, переходит на обучение на якутском языке школа № 14, открываются филиалы национальных образовательных организаций.

Однако потребность жителей города в образовании на родном языке имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Несмотря на заметную положительную динамику, возможность получения образования на родном языке в городе Якутске сегодня имеют менее 40% сахаязычных школьников, а с вычетом так называемых классов с обучением, вдвое меньше. С учетом этого и новых правовых реалий республика должна оказать более существенную поддержку городу Якутску в реализации намеченных городом планов в области образования.

Еще один важный вопрос, который предстоит учитывать – это создание условий для профильного обучения в старших классах. Новые федеральные государственные образовательные стандарты для старших классов были приняты в мае 2012 года. Переход на обучение старшеклассников с учетом новых требований завершится к 2020 году. И здесь мы должны не допустить сокращения сети образовательных учреждений в связи с тем, что они не смогут предложить конкурентоспособные условия обучения. Это касается также и детских садов. Региональной особенностью системы образования республики является то, что свыше 70 % школ (465 из 634) находятся в сельской местности. Половина из них имеют статус малокомплектных, малочисленных школ. В этих условиях мы должны уже сегодня создавать новые механизмы сохранения сельских образовательных организаций.

Уважаемые коллеги! Начинается новый учебный год. Приходят новые поколения учеников, ставятся новые требования к образовательному процессу. В соответствии с этим должны совершенствоваться и наши подходы к системе обучения и воспитания.

 

г.Якутск
20 августа 2014 года 
Дата последнего изменения: 20 августа 2014, 16:54
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице