17 июля 2019 года, 18:29 (UTC+9:00) t в Якутске: 19 (21:00)

Интервью журналу "Власть": "Крупные экономические решения должны сопровождаться качественным парламентским контролем"

– Александр Николаевич, 27 сентября мы отмечаем День государственности Республики Саха (Якутия). Какова роль парламента в становлении государственности Якутии?
 
– Прежде всего, необходимо определиться с самим понятием государственность, ведь ни один словарь не дает его четкого определения. На мой взгляд, государственность – это не просто понятие. Это некая безусловная составляющая нашей жизни, включающая в себя историческую, культурную, национальную, религиозную и другие компоненты.Это состояние развития определенного общественного образования, такого как нация или группа национальностей, сумевшего создать собственное государство и национальную правовую систему.
 
Принятием 27 сентября 1990 года Декларации о государственном суверенитете мы заявили о своей воле к дальнейшему развитию в едином политическом и экономическом правовом поле Российской Федерации. Декларация закрепила статус республики для самостоятельного осуществления государственной власти на своей территории, решения вопросов общественно-политической, социально-экономической, национально-культурной жизни в пределах своих полномочий.
 
Принятие Конституции Республики Саха (Якутия) в апреле 1992 года законодательно закрепило основополагающие принципы государственного суверенитета республики, сыграло основную роль в проведении социально-экономических и политических реформ, в определении места и значения республики в системе государственности Российской Федерации.
 
Федеративный договор 1992 года и Конституция Российской Федерации 1993 года официально признали государственно-правовой статус республики и подтвердили ее полномочия в области принятия политических и экономических решений в пределах совместного и собственного ведения.
 
Государственность Якутии исторически зарождалась и изначально декларировалась как парламентская республика. В декларации о государственном суверенитете устанавливалось, что носителем суверенитета и источником государственной власти в Якутской-Саха ССР является ее народ, состоящий из граждан республики всех национальностей, а в свою очередь от имени народа может выступать исключительно Верховный Совет Якутской-Саха ССР. Важнейшими этапами реализации идей декларации стали: формирование новой системы государственной власти республики, введение новых институтов власти – президентства, профессионально работающего парламента, Конституционного суда.
 
Поэтому первыми нормативными документами принятыми Верховным Советом после провозглашения суверенитета были законы Якутской-Саха ССР: «О государственном статусе Якутской - Саха ССР», «О собственности в Якутской - Саха ССР», «О местных советах народных депутатов и местном самоуправлении», «О Президенте Якутской-Саха ССР».
 
Развитие государственности Якутии напрямую связано со сферами деятельности парламента. Именно к функциям законодательного (представительного) органа относится установление избирательной системы, порядок формирования правительства, обустройство, охрана и защита территории республики, обеспечение верховенства Конституции Республики Саха (Якутия) в отношении республиканского законодательства. Кроме того, важнейшей функцией нашего парламента являются контрольные полномочия. Это контроль за реализацией законодательства, контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью республики, контроль за реализацией программ социально-экономического развития республики. Это те сферы деятельности, которые присущи и характеризуют государственность республики.
 
– На Ваш взгляд, как дальше будет развиваться политическая система в нашей республике?
 
– Надо понимать, что Якутия является неотъемлемой частью российского государства, и вместе со всей страной мы вступили в новый этап развития. В последние годы реализованы крупные решения по укреплению государственности, политической системы страны. Проведена большая работа по формированию единого правового поля, систематизации законотворческой деятельности. Эффективность этих преобразований будет во многом зависеть от устойчивости региональной государственной и законодательной системы. В этой связи четко просматриваются контуры совершенствования нашей политической системы. Его направлениями, наряду с необходимостью усиления на данном этапе исполнительной власти, будет дальнейшее укрепление роли парламента, развитие местного самоуправления и многопартийности. Профессиональное законотворчество, создание эффективных механизмов реализации и контроля исполнения принятых законов, укрепление системы защиты прав человека – все это необходимые условия дальнейшего развития демократических преобразований.
 
Если на предыдущем этапе становления государственности республики основными задачами были формирование системы государственной власти и новых институтов управления, то сегодня стоит задача обеспечения экономической самодостаточности нашего региона, улучшения инвестиционного климата, защиты прав граждан в условиях реализации крупных экономических проектов, сохранения экологии и исконной среды обитания коренных народов, обеспечения социальных гарантий населению и многие другие вопросы. Поэтому возрастает необходимость как в качественной законодательной защите интересов республики и ее жителей, так и в усилении контроля исполнения принятых нами решений.
 
– Что именно подразумевается под законодательной защитой?
 
– В условиях Якутии реализация крупных проектов в области промышленности, строительства, транспорта, энергетики, освоения месторождений полезных ископаемых подразумевает разработку дополнительных нормативных правовых актов регулирования инвестиционной деятельности. Необходимы последовательные и системные усилия для того, чтобы создавать благоприятный инвестиционный климат и привлекать инвесторов. Благоприятный инвестиционный климат создаст условия для устойчивого и сбалансированного развития экономики республики, а это невозможно без благоприятного отношения власти к инвесторам. Сегодня уже действует в новой редакции закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)», направленный на решение существующих проблем в данной области. Нормы закона определяют права и обязанности инвесторов и органов государственной власти нашей республики, формы и меры господдержки инвесторов, в том числе иностранных.
 
Кроме того, парламент проводит большое количество специальных мероприятий. На таких парламентских площадках, как правительственный час, час муниципалитета, парламентских слушаниях, «круглых столах» будем обсуждать вопросы, связанные с реализацией инвестпроектов. Это позволит обозначить проблемы, препятствующие дальнейшему улучшению инвестиционного климата в нашей республике, и выработать конкретные предложения и рекомендации в адрес всех заинтересованных лиц.
 
Большую роль отводим оценке действия законодательства Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) для выявления причин неэффективной реализации с целью выработки необходимых мер и рекомендаций по более полному его применению и приведению в соответствие потребностям практики. Внимание будет направлено не только на отдельные хозяйствующие субъекты, но также и территории. Будем содействовать нормативной реализации муниципальных инициатив, которые направлены на социально-экономическое развитие районов и поселений, проектов по развитию социальной инфраструктуры, механизмов создания условий для высоких темпов роста и увеличения доходов местных бюджетов.
 
– Говоря о контроле за реализацией законодательства республики, как сегодня в республике осуществляется парламентский контроль?
 
– Прежде всего, давайте определим, что необходимо понимать под парламентским контролем. Это контроль гражданами, который они осуществляют посредством своих народных депутатов за целым комплексом различных мер органов исполнительной власти. В соответствии с Конституцией республики парламент Якутии является не только представительным, законодательным, но и контрольным органом государственной власти. Следует отметить, что в республике создан целый ряд институтов, осуществляющих контрольные функции. Это Счетная палата – орган внешнего государственного финансового контроля. Это Контрольный комитет парламента. Это Общественная палата республики, которая осуществляет общественный контроль за деятельностью исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления. Институтов, контролирующих деятельность органов государственной власти, много, однако эффективность этого контроля нужно повышать. Ведь сегодня субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять, как осуществлять парламентский контроль, кстати говоря, у многих парламентов регионов вообще нет контрольной функции.
 
Каждая контролирующая структура выполняет определенные функции. Но парламентский контроль предполагает осуществление квалифицированного, профессионального наблюдения за тем, чтобы деятельность государственных органов и должностных лиц строго соответствовала предписаниям и обеспечивала выполнение ими своих функций, охрану правопорядка, защиту интересов общества, прав и свобод граждан и т.д.
 
Механизмы парламентского контроля необходимо совершенствовать, сегодня устные и письменные вопросы народных депутатов к членам правительства и другим должностным лицам не ведут к повышению их ответственности. Дебаты и парламентские слушания не приводят к учету рекомендаций по принятию важных государственных решений.
 
– В принятом Федеральном законе «О парламентском контроле» нет регионального аспекта. Как должен быть организован парламентский контроль на региональном уровне?
 
– Пока каждый субъект Российской Федерации определяет это самостоятельно.На мой взгляд, необходимо укреплять тесное сотрудничество между депутатами всех уровней в деле налаживания эффективного парламентского контроля за исполнением законов, внедрения системного мониторинга и проведения аналитической работы по вопросам, касающихся осуществляемых реформ в регионах в социально-экономической и общественно-политической сферах. Для Дальнего Востока это становится особенно актуально. И без должного контроля здесь не обойтись. Решения стоящих сегодня задач в первую очередь оформляются в законах и правовых актах субъектов федерации. Поэтому и контрольные функции парламента должны быть не только в виде анализа соблюдения и исполнения законов республики и выявления и устранения причин, препятствующих надлежащему и эффективному соблюдению и исполнению законов, но также в механизмах обеспечения своевременного решения установленных ими задач.
 
– Какие пути по усилению парламентского контроля вы видите?
 
– Сегодня действует федеральный закон о парламентском контроле. Функции парламентского контроля должны становиться шире. Мы обязаны выявлять ключевые проблемы в деятельности государственных органов, повышать эффективность системы государственного управления, вырабатывать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства Российской Федерации и повышение эффективности его исполнения. Совсем недавно мы внесли законодательную инициативу в Государственную Думу, в которой предлагаем дополнить перечень форм парламентского контроля заслушиванием Советом Федерации ежегодных докладов о соблюдении и уважении государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами прав и свобод граждан Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов ребенка в Российской Федерации. Кстати говоря, у нас такая практика существует.
 
В целом, выделю два направления, которыми Государственное Собрание (Ил Тумэн) должно усиленно заниматься. Первое, это создание правовых условий для привлечения инвестиций. Второе, создание правовых механизмов контроля за реализацией инвестпроектов.
 
Журнал "Власть. От слова к результату". № 3 сентябрь 2014 г.
Дата последнего изменения: 23 декабря 2014, 09:30
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице