16 сентября 2019 года, 10:12 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (09:00)

Развитие транспортных коридоров

Сегодня Республика Саха (Якутия) занимает одно из ведущих мест среди субъектов Российской Федерации по инвестиционной привлекательности. Рост инвестиционной активности региона связан со стратегическими вложениями крупнейших российских компаний в экономику республики. Произведено соединение первого звена магистрального газопровода «Сила Сибири». Россия и Китай подписали беспрецедентное, крупнейшее в отрасли соглашение о поставках газа в Китайскую Народную Республику на 30 лет и на сумму в 400 миллиардов долларов. Основное наполнение газовой трубы, по которой будет поставляться газ в Китай, будет происходить на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении в Якутии. Помимо этого начата разработка крупнейшего угольного месторождения – Эльги. Здесь в перспективе угледобыча должна быть доведена до 30 миллионов тонн в год. Кроме того, начинается разработка еще одного крупнейшего в мире Томторского месторождения редкоземельных металлов. Дальнейшее развитие получат добыча алмазов, олова, сурьмы, в перспективах графит, другие полезные ископаемые, разработка лесопромышленного комплекса.
 
Введение месторождений в действие потребует перевозки многих десятков миллионов тонн угля, различных руд и других полезных ископаемых, оборудования и многого другого. Сейчас для этого прокладываются меридиональные железнодорожные пути к этим месторождениям и к намеченным для реализации иным проектам – от Хани до Олекминска, от Усть-Кута до Ленска и Мирного, от Улака до Эльги. Согласно планам компаний, осваивающих месторождения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, только по БАМу перевозки грузов к 2020 году должны увеличиться в 4-6 раз. 
 
Основными импортерами якутских энергоресурсов в силу географического положения становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Япония, Корея и другие страны. Предусматривается к 2020 году увеличить производство нефти до 4 миллионов тонн, природного газа до 20 миллиардов кубометров, добычу угля до 32,5 миллионов тонн.
 

Занимая выгодное промежуточное положение между Тихоокеанским побережьем и Западной Сибирью, Якутия способна стать одним из главных узлов в транспортном коридоре между странами АТР и Европой. Ключевым элементом в развитии транспортной инфраструктуры является рост пропускной способности основных транспортных магистралей – Транссиба и БАМа, по которым возможно вовлечение России в глобальный транзит товаров по так называемому сухопутному мосту «Азия-Европа». Помимо Транссиба и БАМа, большие перспективы появляются у Северного морского пути.  Поэтому республика сегодня напрямую сталкивается с вопросом увеличения пропускной способности транспортных артерий. В связи с этим, в первую очередь, необходимо дальнейшее развитие Байкало-Амурской магистрали. Уже начато строительство БАМ-2, а в Республике Саха (Якутия), это завершение строительства Амуро-Якутской магистрали (АЯМа). В настоящий момент магистраль проложена до правого берега Лены.  Второе важнейшее направление – развитие Северного морского пути. Важность развития Северного морского пути должна рассматриваться в двух аспектах: обеспечение «северного завоза» и возможность выхода на Северный морской путь по реке Лена.  

 
На уровне руководства страны принято решение о соединении Транссибирской, Байкало-Амурской магистралей и Северного морского пути. Как известно, сегодня ведется строительство китайско-российского железнодорожного моста через трансграничную реку Амур. Железнодорожный мост на российской стороне будет присоединен к транссибирской железнодорожной магистрали. В результате образуется новая международная железнодорожная линия Китай – Благовещенск – Сковородино – Тында – Нерюнгри – Якутск. Появляется крайне перспективная возможность направить грузопотоки от Якутска по реке Лена на север до Тикси и отсюда по Северному морскому пути в порты российского Севера и Западной Европы. Этот путь способен значительно сократить путь от Китая до портов Европы. Северный морской путь от портов Китая до Европы, по оценкам экспертов, позволяет сократить традиционный маршрут на 2500-4000 морских миль, а это 14 дней в пути и сотни тысяч долларов. Например, из китайского порта Далянь до Роттердама путь занимает 35 дней, вместо обычных 49 дней маршрутом через Индийский океан и Суэцкий канал. А указанный путь, через реку Лена и выход на Северный морской путь в порте Тикси, может еще больше сократить маршрут и время прохождения грузов, а это дополнительная экономия. К тому же появляется возможность использовать Северный морской путь для вывоза товаров из внутренних районов Китая, при этом значительно сокращая маршрут до Европы.
 
Кроме того, для республики возрождение Северного морского пути жизненно необходимо для осуществления завоза грузов в отдаленные арктические районы и, в конечном счете, для устойчивого развития этих территорий.
 
Что такое северный завоз? Это комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера основными жизненно важными товарами в преддверии зимнего сезона. «Северный завоз» обусловлен тремя существенными факторами. Первый фактор – отсутствие в районах Крайнего Севера собственной производственной базы большинства промышленных и многих сельскохозяйственных товаров. Второй – удаленность основных промышленных районов. И третий – полное отсутствие транспортной инфраструктуры, кроме авиации, в большинстве районов Крайнего Севера.
 
Более 80% территории Республика Саха (Якутия) обеспечено только сезонной транспортной доступностью. Почти 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Таким образом, республика вынуждена завозить в северные и арктические районы годовой объем потребности населения и социальной сферы в нефтепродуктах, социально значимых продовольственных товарах, материально-технических ресурсах ЖКХ за короткую летнюю навигацию по Лене. 
 
Для республики восстановление Северного морского пути означает обеспечение эффективного судоходства на внутренних водных путях. В результате должны получить развитие элементы транспортной системы, такие как навигационное, гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, аварийно-спасательные суда, дальняя радиорелейная и космическая связь. Для этого первоочередной мерой должно стать обновление судов типа «река – море». Только этими судами можно завозить энергоносители и продовольствие в арктические районы, а также вести разгрузку морских танкеров, прибывающих по Северному морскому пути. Для нашей республики Северный морской и внутренние водные пути – это единый транспортный комплекс, единый механизм северного завоза грузов.  
 
Безусловно, дальнейшее развитие республики связано с ликвидацией инфраструктурных ограничений транспортного комплекса. В 2004 году принята Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия), которая определяет основные направления развития транспортного комплекса до 2025 года. Это основа для выработки государственной политики и целевых программ в области отдельных видов транспорта, транспортной инфраструктуры и смежных с транспортом отраслей экономики. Транспортная стратегия является также базой для скоординированного формирования планов работы Правительства и Парламента Республики Саха (Якутия), единого видения перспектив развития транспорта органами государственной власти, бизнесом и обществом. 
 
Республика Саха (Якутия) на основе Транспортной стратегии разработала и реализует Государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы». В целом, реализация Транспортной стратегии к 2025 году приведет к созданию всесезонной единой опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест». Из 35 районов республики 22 района, занимающих половину территории республики и где проживает более 90% населения, будут иметь надежную транспортную связь с центром республики и близлежащими районами. В зоне круглогодичного транспортного обеспечения станут находиться 96% выпуска товаров и услуг в республике. Транспортная составляющая в себестоимости продукции в отраслях экономики снизится на 20%, а протяженность автодорог с твердым покрытием возрастет на 33%. 
 
Создание объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов должно обеспечиваться на основе принципов государственно-частного партнерства. На данный момент в республике сформирована нормативная правовая база, система взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и инфраструктуры поддержки предпринимательства и бизнес-сообщества. Утверждена «Инвестиционная стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2016 года и основных направлениях до 2030 года» и Инвестиционная декларация Республики Саха (Якутия). С 2010 года в Якутии реализуется Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2020 года. С 2012 года реализуется комплексный план «Дорожная карта» создания благоприятной бизнес-среды. В пределах своих полномочий, органами власти республики принимаются меры по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес.  
 
Созданы основные институты развития: Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия), «Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)», ОАО «Республиканская инвестиционная компания», ОАО Венчурная компания «Якутия», Фонд прямых инвестиций Республики Саха (Якутия), региональный инвестиционный фонд, залоговые фонды.  
 
Парламентом Якутии принят основной нормативный правовой акт о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности – Закон Республики Саха (Якутия) «Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия)». Закон направлен на создание на территории республики развитой инвестиционной инфраструктуры по привлечению инвестиций, обеспечение государственных гарантий и защиты прав инвесторов, определение форм и мер государственной поддержки инвесторов. Также принят закон «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства», который позволит сформировать необходимые механизмы привлечения внебюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты республики. Закон принимался в сложных условиях, прошел детальное обсуждение с бизнес сообществом республики. В результате с момента принятия его в первом чтении и вступлением в силу прошло больше года. Тем не менее закон принят и на республиканском уровне определены гарантии и условия участия частных инвесторов в строительстве социально-значимых инфраструктурных объектов. Теперь дело за федеральным законодателем, так как инвестиционные проекты, которые планируется реализовать на территории республики, имеют федеральное значение. На федеральном уровне необходимо предусмотреть льготные условия для инвесторов по оформлению проектной и разрешительной документации, а также определить условия участия Российской Федерации в создании объектов инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства. Реализация запланированных на территории республики инвестиционных проектов возможна только на основе опережающего развития транспортной инфраструктуры и полной модернизации транспортной системы в сочетании с комплексом мер по совершенствованию механизмов государственного регулирования.  
 
Александр Жирков, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). 
 
Общественно-политическое издание Государственного Собрания (Ил Тумэн) - журнал "ИТ". № 1, октябрь 2014 г.
 
Дата последнего изменения: 08 октября 2014, 10:20
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице