17 июля 2019 года, 18:35 (UTC+9:00) t в Якутске: 19 (21:00)

Театр и олонхо

В череде знаменательных событий республики 2015 года выделяется одно – 75-летие со дня постановки на сцене Государственного якутского музыкально-драматического театра первой якутской музыкальной драмы «Ньургун Боотур Стремительный». Премьеру, состоявшуюся 22 марта 1940 года, в наши дни, возможно, сочли бы как одну из важных культурных мероприятий. Но на пике тоталитарного режима, во времена усиления борьбы за «чистоту» пролетарской идеологии, оно с высоты прошедшего времени, представляется событием из ряда вон выходящим.
 
Поскольку в то время театр оставался самым доступным средством пропаганды новых идей, на него и на весь театральный репертуар было обращено самое пристальное внимание.
 
Напомню, что это было время вдохновляющее и в то же время устрашающее. За пять лет до постановки умер вернувшийся из ссылки первый директор театра А.И. Софронов, в 1937 -1939 гг. арестовано практически все руководство республики.
 
По всей стране в пропаганде буржуазно-националистической идеологии были обвинены многие исследователи фольклора и искусства. С точки зрения классовой борьбы критику не устраивало, что пришедшие из глубины веков эпосы призваны возвеличивать патриархально-феодальный строй, «поработителей», а народ – «угнетенные массы» - остается в тени. Это было довольно-таки сильным аргументом. Известный российский эпосовед, 46 лет руководивший отделом фольклористики Института мировой литературы им. М. Горького В.М. Гацак, вспоминая о судьбах своих коллег, отмечал: «Бурятский «Гэсэр» попадал под запреты и мифологизированное, с шаманскими компонентами якутское олонхо было не особо в чести. Мидина Искандеровна Богданова за увлечение «Манасом», туркменский ученый Баймухамед Агалиевич Какрыев за научный интерес к эпосу были посажены за решетку и отправлены впоследствии на ссылку». Не известно, как позднее сложилась бы судьба признанного исследователя эпоса Иннокентия Васильевича Пухова, если бы он не согласился работать в данном институте в Москве.
 
В крайне сложной общественно-политической обстановке создавалась эта первая музыкальная драма М.Н. Жиркова «Ньургун Боотур Стремительный», когда из репертуара театра была вычеркнута драма «Туйаарыма Куо» П.А.Ойунского в музыкальном оформлении М.Н. Жиркова и постановке В.В. Местникова, собственно как было запрещено упоминать и имя писателя.
 
Но композитору и режиссеру удается использовать приобретенный художественный опыт в дальнейшей разработке этой темы. Так родилась первая музыкальная драма «Ньургун Боотур Стремительный», ставшая преемницей эпической традиции, заложенной П.А. Ойунским. Автором либретто выступил Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон. О своей работе он писал: «… В основу либретто положен текст якутского олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», записанный К. Оросиным и изданный политссыльным Э.К. Пекарским в 1907 году. Однако, я не ограничился одним только этим вариантом и в ряде случаев использовал мотивы из многих других олонхо».
 
Богатый звуковой мир олонхо, сохранившийся в народной памяти, нотированный и гармонически обработанный М.Н. Жирковым, стал основой национальной традиции в якутской профессиональной музыке.
 
Весь процесс создания спектакля возглавил режиссер-постановщик В.В. Местников. Творческое осмысление глубинной художественно-эстетической сущности олонхо стало его основным критерием в решении музыкальной драмы. Премьера первенца национального музыкального стала этапным событием большого культурно-исторического значения.
 
В спектакле раскрылись таланты первых легендарных исполнителей главных партий. Роль Ньургуна Боотура исполняли Устин Нохсоров, Иннокентий Местников, Михаил Жирков; Туйаарымы Куо – Александра Новгородова и Анна Егорова; Урyн Уолана – Иннокентий Местников, Уот Усутаакы – Виктор Саввин; Кыыс Кыскыйдаана – Екатерина Захарова и Мария Белолюбская; Айыы Умсуур – Анна Егорова и Евдокия Скрябина; Сорук Боллура – Петр Решетников и другие.
 
На премьере небольшим ансамблем дирижировал, играя на скрипке, сам композитор Жирков, он же был и хормейстером. Спектакль имел ошеломляющий успех в народе, шел почти ежедневно до конца сезона на сцене театра и на гастролях.
 
Вслед за премьерой в газетах «Кыым», «Эдэр большевик», в журнале «Хотугу сулус» в 1940 году были опубликованы восторженные объемные отклики о постановке, написанные И. Барашковым, Г.М. Васильевым, Н. Павловым, Л. Докторовым, в 1942-1943 гг. - Г.П. Башариным.
 
В дальнейшем, художественный тандем единомышленников: Жирков, Местников, Омоллоон, Туралысов направляет процесс эволюции музыкальной драмы к крупным формам оперно-балетного искусства. Из года в год, с каждым сезоном спектакль дополняется новой музыкой и углубленным режиссерским поиском.
 
Как один из лучших спектаклей репертуара «Ньургун Боотур Стремительный» представлял первый 10-летний юбилей Якутского театра и другие знаменательные даты республики.
 
В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне стоит особо отметить о могучей, вдохновляющей роли всенародно любимой драмы, которая в те годы становится жизнеутверждающим символом грядущей Победы. Незабываемой легендой в поколениях является 100-ый спектакль «Ньургун Боотур Стремительный» 1943 года, вызвавший необычайный воодушевленный подъем на сцене и в зале. В честь этого знаменательного события театр дополнительно внёс в Госбанк собранные средства на сооружение танка «Джулуруйар Ньургун Ботур» и отправил об этом знаменитую телеграмму на имя Верховного Главнокомандующего. И.В. Сталин в ответ направил руководству театра телеграмму следующего содержания: «Прошу передать сотрудникам Государственного якутского музыкально-драматического театра, собравшим, кроме ранее внесенных 132000 рублей в фонд обороны, дополнительно 158300 рублей на строительство танка «Джулуруйар Ньургун Ботур», - мой братский привет и благодарность Красной Армии».
 
Спектакль воспитал и вырастил первую славную плеяду вокалистов, чье творчество составляет гордость и славу якутского искусства: Александра Новгородова, Анна Егорова, Екатерина Захарова, Устин Нохсоров, Михаил Жирков, Тарас Местников, Николай Харитонов, Григорий Кокшарский, хормейстер Феврония Баишева. Большой вклад внесли в развитие музыкального театра хормейстер Феврония Баишева и оперный режиссер Анна Егорова.
 
Музыкальная драма вошла в основу, можно сказать, стала первой национальной оперой «Ньургун Боотур» М. Жиркова и Г. Литинского, премьера которой состоялась в дни празднования 25-летия республики 1947 г.
 
Через десять лет, в 1957 г. опера стала центром знаменательного события в честь 325-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и первым триумфом якутского искусства и республики на всесоюзном уровне, на I Декаде якутской литературы и искусства в Москве. Театральные критики Москвы в центральной периодике дали наилучшие отзывы, сопровождаемые восторженными эпитетами о постановке театра, «неотразимо обаятельном» творческом составе, об их «истинном таланте». Их отзыв до сих пор согревает души и сердца последующих поколений актеров и поклонников театра, задает высокую планку их исполнительского мастерства.
 
Следует отметить, что путь эпоса к мировой славе – к признанию шедевром устного нематериального наследия человечества – был непростым. Он пронесен из глубин веков самим народом, как бесценное его культурное достояние, выстрадан жизнью первых представителей интеллигенции, расчищен принципиальностью исследователей олонхо и представлен народу, в том числе благодаря подвигу участников первой постановки этой музыкальной драмы.
 

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) А.Н.Жирков

 

20.03.2015 г.

Дата последнего изменения: 20 марта 2015, 09:08
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице