16 сентября 2019 года, 10:08 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (09:00)

Александр Жирков о предложениях законодателей Якутии в парламенте России

Одним из важнейших направлений деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) является конструктивное сотрудничество с Федеральным Собранием Российской Федерации в работе над совершенствованием федерального законодательства. В таком взаимодействии одной из форм участия региональных парламентов в законодательном процессе федерального уровня является внесение законодательных инициатив в Федеральное Собрание.
Субъекты Российской Федерации тесно связаны с процессами реализации федерального законодательства, поэтому они всегда значительно раньше федеральных органов обнаруживают нормы, которые фактически утратили силу и препятствуют развитию общественных отношений. При этом внесение законодательных инициатив в Государственную Думу является основной гарантией реализации права субъектов Федерации на участие в федеральном законодательном процессе. Эта работа имеет большое значение для создания единой правовой основы Федерации.
 
На сегодняшний день на рассмотрении Государственной Думы находятся 15 законодательных инициатив парламента Якутии (см. приложение). Некоторые из них вызвали широкое обсуждение среди наших коллег – парламентариев Федерального Собрания, некоторые обрели широкую поддержку регионов страны.
Республика Саха (Якутия) в силу своего географического положения, сложных климатических условий, особенностей межбюджетных отношений является дотационным регионом Российской Федерации. Решение многих экономических и инфраструктурных проблем региона во многом предполагает соответствующее финансирование из федерального бюджета. В настоящее время в стране мероприятия во всех областях социально-экономической жизни финансируются за счет общефедеральных государственных программ. Однако, как показывает практика, финансирование отдельных регионов Российской Федерации по данным программам осуществляется неравномерно. К сожалению, традиционно финансирование регионов Дальнего Востока остается в разы ниже, чем финансирование субъектов средней полосы России. На данный момент основной проблемой является несовершенство ведомственных методик по составлению программ, поэтому сложно качественно выделить и сконцентрировать финансы на долю Дальневосточного федерального округа. Поэтому в парламенте республики был разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в части выделения подпрограмм и (или) отдельных разделов в государственных программах Российской Федерации)». Законопроектом предлагается в каждой государственной программе выделять отдельный раздел, посвященный Дальневосточному федеральному округу. Надо отметить, что концептуально вопрос поддерживается Правительством Российской Федерации, однако Счетной палатой Российской Федерации и Правовым управлением аппарата Государственной Думы даны отрицательные заключения на наш проект федерального закона. В обоих заключениях прослеживается вывод, что такие специальные требования к государственным программам должны быть установлены в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а не в Бюджетном кодексе. Парламент Якутии намерен отстаивать свою позицию в Государственной Думе. Но даже если это решение будет принято в рамках правового акта Правительства Российской Федерации, здесь главное то, что в любом случае будут созданы предпосылки для выравнивания финансирования общефедеральных государственных программ для населения Дальнего Востока.
 
Государственным Собранием (Ил Тумэн) внесен второй законопроект, направленный на совершенствование бюджетных отношений. Народные депутаты предложили внести изменение в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На чем основывались? В настоящее время в Республике Саха (Якутия) 522 населенных пункта относятся к труднодоступным и отдаленным, из них 242 населенных пункта не имеют круглогодичной транспортной доступности, в связи с чем доставка грузов в эти населенные пункты возможна только автомобильным транспортом в период автозимника. Все это сильно влияет на цену завозимой продукции.
Действующее российское законодательство не предусматривает предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам, осуществляю­щим закупку и доставку социально значимых продовольственных товаров, включая муку для нужд хлебопечения, тогда как для субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, обеспечение таким социально значимым товаром, как хлеб, явля­ется одним из основных факторов жизнеобеспечения населения соответствующих субъектов Российской Федерации. Решение данного вопроса стало особенно актуальным в настоящее время, когда повсеместно наблюдается рост цен на продукты питания, в том числе на муку.
 
Парламент Якутии внес в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О парламентском контроле», которым предложил дополнить перечень форм парламентского контроля. Мы считаем, что Совет Федерации должен ежегодно заслушивать доклады о соблюдении и уважении государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами прав и свобод граждан страны и прав, свобод и законных интересов ребенка. Кстати говоря, в республике такая практика существует. Надеемся, что и на федеральном уровне она будет поддержана.
 
Наибольшие обсуждения вызвали наши предложения по здравоохранению. Эти инициативы поддерживаются многими регионами страны. Законодательство в области здравоохранения и социального страхования в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это значит, что основные государственные гарантии гражданам в данных сферах установлены федеральными законами. Законодатели регионов могут повлиять на данные отношения только одним – реализуя свое право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Однако очень часто прохождение в Федеральном Собрании региональных законодательных инициатив затягивается на длительное время, а без положительного заключения Правительства Российской Федерации перспектива их принятия сводится к нулю. Поэтому парламент Якутии применил новую форму взаимодействия с парламентом страны – совместные законодательные инициативы с членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы. Это должно облегчить продвижение социально-значимых проектов федеральных законов. Совместно мы выступили с двумя инициативами по внесению изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Так, к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», внесенному Государственным Собранием (Ил Тумэн) в качестве инициаторов присоединились члены Совета Федерации А.К.Акимов, А.М.Ермаков, С.Л.Катанандов, С.М.Киричук, В.В.Литюшкин, И.В.Фомин, И.К.Чернышенко, В.А.Штыров. Со своей стороны мы присоединились в качестве соинициаторов к проекту, который предложили депутаты Государственной Думы С.В.Калашников, О.А.Куликов, А.А.Андреев, С.П.Обухов, В.П.Пешков, А.В.Корниенко. Наша законодательная инициатива направлена на совершенствование механизмов доступности оказания медицинской помощи в отдаленных районах Крайнего Севера. Как известно, сегодня Российская Федерация переходит на систему обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования. Но эта система оказания медицинской помощи финансируется по нормативам. И в этих нормативах плотность населения как показатель не учитывается. При этом Дальний Восток, за исключением Приморского края, по средней плотности населения отстает от среднероссийской в десятки раз, Чукотка – свыше сотни раз. Мы оказались в ситуации, когда приходится недостачу средств финансировать за счет своего бюджета. Поэтому Государственное Собрание (Ил Тумэн) внесло законодательную инициативу, предлагающую учитывать плотность и особенности расселения населения наряду с другими особенностями региона при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам. Кроме того, в данной законодательной инициативе предложено установить, что в районах Крайнего Севера и  приравненных к ним местностях первичная медико-санитарная помощь может быть оказана в стационарных условиях.
Законопроект депутатов Государственной Думы, к которому присоединилось Государственное Собрание (Ил Тумэн), направлен на установление определенных условий, без которых не может быть принято решение о реорганизации и ликвидации медицинских организаций. Это вызвано сокращением численности медицинских организаций и, соответственно, персонала, как в городских, так и в сельских поселениях по всей Российской Федерации. В случае поддержки данной инициативы, соответствующий орган не сможет принять решение о закрытии государственной или муниципальной медицинской организации, если не получит положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения, при этом в селах должен будет получить еще и согласие жителей.
Таким образом, оба законопроекта призваны обеспечить доступность и качество медицинской помощи населению, и есть надежда, что нашими совместными усилиями они будут приняты Федеральным Собранием.
 
Отмечу, что за время работы пятого созыва Государственного Собрания (Ил Тумэн) законодательная инициатива «Об образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Саха (Якутия)» обрела силу федерального закона. 
Согласно Федеральному закону, образованы постоянные судебные присутствия в поселках Чокурдах, Белая Гора, Черский, селах Амга, Саскылах, Оленек, Бердигестях, Жиганск, Хонуу, Ытык-Кюель, Батагай-Алыта, городах Удачном, Среднеколымске, поселках городского типа Айхал, Чернышевский, Батагай, Витим, Пеледуй, Мохсоголлох, Жатай. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.
 
 
Взаимодействие с Федеральным Собранием Российской Федерации, подготовка и внесение законодательных инициатив Государственного Собрания (Ил Тумэн) составляет немаловажную часть работы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Одна из задач Государственного Собрания (Ил Тумэн) как субъекта права законодательной инициативы – безусловное отстаивание интересов жителей республики при принятии федеральных законов.
 
Председатель
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
А.Н.Жирков
 
 
 
Информация о законодательных инициативах
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
 
№ п/п
Наименование законопроекта, закона
Дата внесения
Субъект права законодательной инициативы
1
71484-5
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации (о расширении перечня компенсаций, предоставляемых лицам, проживающим и работающим (работавшим) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)
14.06.2008
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
2
357076-6
О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в части освобождения от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиков страховых взносов, не производящих выплат физическим лицам, получающих трудовую пенсию)
11.10.2013
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3
357089-6
О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части отдельных особенностей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей)
11.10.2013
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); Члены Совета Федерации А.К.Акимов, А.М.Ермаков, С.Л.Катанандов, С.М.Киричук, В.В.Литюшкин, И.В.Фомин, И.К.Чернышенко, В.А.Штыров
4
454714-6
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в закупках)
 
19.02.2014
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
5
542907-6
О внесении изменений в статьи 4.5 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения давности привлечения к административной ответственности за отдельные административные правонарушения)
09.06.2014
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
6
552052-6
О внесении изменения в статью 96 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части освобождения физического лица от обязанности по обеспечению исполнения контракта)
23.06.2014
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
7
555684-6
О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О парламентском контроле" (о заслушивании Советом Федерации ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека о соблюдении органами государственной власти, органами местного самоуправления прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации)
27.06.2014
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
8
557021-6
О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и признании утратившей силу части 3 статьи 37 Закона Российской Федерации "О недрах" (в части усиления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр)
30.06.2014
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
9
571187-6
О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
18.07.2014
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
10
620573-6
О внесении изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в части выделения подпрограмм и (или) отдельных разделов в государственных программах Российской Федерации)
13.10.2014
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
11
636886-6
О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций)
28.10.2014
Депутаты Государственной Думы С.В.Калашников, О.А.Куликов, А.А.Андреев, С.П.Обухов, В.П.Пешков, А.В.Корниенко, Н.Ф.Герасименко, С.Ш.Мурзабаева, В.Ю.Максимов, В.Ф.Шрейдер; Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
12
675043-6
О внесении изменения в статью 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в части предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, на закупку и доставку муки)
12.12.2014
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
13
687894-6
О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части уточнения сферы применения)
26.12.2014
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
14
708686-6
О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (в части полномочия по образованию при главах муниципальных образований советов представителей коренных малочисленных народов)
26.01.2015
Члены Совета Федерации А.К.Акимов, А.М.Ермаков, В.В.Литюшкин, А.И.Отке, И.К.Чернышенко, В.А.Штыров; Депутаты Государственной Думы Б.Б.Хамчиев, Р.И.Худяков, С.Н.Сироткин, Г.К.Сафаралиев, М.Е.Старшинов, И.В.Белых, М.М.Сафин, Г.П.Ледков, Н.И.Горовой, Д.О.Хороля, Н.М.Харитонов, Е.А.Вторыгина; Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
15
743953-6
О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
16.03.2015
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
  
Официальный сайт Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
Дата последнего изменения: 01 апреля 2015, 09:28
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице