20 ноября 2018 года, 09:54 (UTC+9:00) t в Якутске: -25 (06:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Виталий Басыгысов: Мы сейчас имеем больше полномочий для своего развития

Виталий Басыгысов: Мы сейчас имеем больше полномочий для своего развития

О роли Конституции Республики Саха (Якутия) в становлении республики и развитии общества делится мыслями председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Виталий Басыгысов.
 
- Виталий Николаевич, времена, в которые принималась Конституция республики, принято считать наиболее сложным периодом в новейшей истории страны.
 
- Это был период развала СССР, борьбы с коммунистической идеологией, личного противостояния между Горбачевым и Ельциным. Первыми, как известно, из состава Советского Союза вышли прибалтийские республики, а после того, как было подписано Беловежское Соглашение, стало окончательно ясно, что страны под названием СССР больше не будет. В автономных республиках Башкортостан, Татарстан, а также в Якутии были приняты Декларации о государственном суверенитете. Таким образом, назрела необходимость и в новой Конституции взамен старой Конституции ЯАССР, действовавшей с 1978 года.
 
- Какие экономические и политические преференции подразумевались в первую очередь
 
- Во времена распада, когда Российская Федерация вместе с новым лидером Борисом Ельциным собирала союзников, был популярен лозунг «Берите столько суверенитета, сколько сможете». На примере реорганизации экономики республики – указом Ельцина весь имущественный комплекс ЯАССР, по сути собственность СССР, был передан в собственность республики, а крупнейшие предприятия, базировавшиеся на территории республики были акционированы. Совместно с Российской Федерацией на известных условиях произошли кардинальные изменения в системе «Якуталмаза», ныне компании «АЛРОСА». Большая полемика прошла и по вопросам прав на собственность, как известно, в первоначальном варианте Основного Закона – земля и недра были объявлены безусловной собственностью республики. Что касается системы управления, то, конечно же, по сравнению с сверхцентрализованным советским хозяйствованием произошли радикальные перемены. Советская экономика десятилетиями развивалась по ведомственно-отраслевому принципу, кстати, и сейчас остались приверженцы данного метода. При таком развитии руководство республики в сущности, не имело влияния на деятельность таких крупнейших предприятий, как «Якутзолото», «Якутуголь», «Якуталмаз», ЛОРП и другие. В то же время через компартию проводились социально значимые проекты по развитию территорий, на которых действовали эти предприятия, например, в Нерюнгринском и Мирнинском районах. Республика относительно самостоятельно развивала лишь так называемую местную промышленность, некоторые отрасли сельского хозяйства, например, переработку молока, частично легкую промышленность, бытовое обслуживание, контролировала область здравоохранения и образования. А все промышленное инфраструктурное развитие шло через огромный механизм Госплана СССР. Сейчас же практически все промышленные предприятия в результате приватизации стали частными, за развитие территории отвечает сам субъект: за города, поселки, дороги и т.д. То есть теперь намного больше прав и возможностей.
 
Или сравним бюджет республики в советское время и сейчас. Если привести их к рублевому знаменателю, я уверен, это будет «небо и земля».
 
- Как вы думаете, насколько были сильны в то время сепаратистские настроения в якутском обществе?
 
- Надо понимать, что сам факт демонстративного выхода из состава Союза, впервые осуществленный прибалтами, не воспринимался уже тогда, как нечто из области фантастики. Затем с развалом страны о независимости объявили остальные союзные республики. Думаю, в некоторых бывших среднеазиатских республиках сейчас очень жалеют о своем демарше. Если взять Российскую Федерацию, то тогда, в начале 90-х, заподозрить в подобных настроениях можно было, пожалуй, только Чечню. У нас в Якутии, я уверен, изначально не было подобного настроя, если и были слышны единичные голоса, то никем, в том числе, разумеется, разработчиками Конституции, они всерьез не воспринимались. 
 
- В нынешней редакции Конституции РС(Я) от первоначального варианта «в целости и сохранности» остались 32 статьи. Как вы оцениваете проведенную работу по приведению в соответствие с федеральным законодательством с юридической и исторической точек зрений?
 
- Если бы Конституцию писали сейчас, то, полагаю, она была бы уже не столь развернутой. Подробность сама по себе предполагает множество изменений. Мы живем в едином Российском  государстве, где провозглашено верховенство федеральных законов. Поэтому за эти годы достаточно часто назревала необходимость в редактировании статей – изменений, которые, строго говоря, не определяют принципы государственного устройства. Таких поправок за эти годы внесено очень много: мы каждый раз вынуждены были менять свою Конституцию, чтобы организовать единое правовое поле по всей территории страны.
 
Что касается исторической оценки. Меры по укреплению российской государственности, которые начали осуществляться начиная с 2000-х годов с приходом Владимира Владимировича Путина к власти, со временем доказали свою целесообразность. На сегодняшний день образована единая система политических, экономических отношений, действует единое законодательное пространство – это большое достижение. Чтобы построить эту систему, все субъекты федерации постепенно поменяли свое законодательство. На примере пенсионной системы, налогообложения, социальных гарантий ныне действующая конструкция себя оправдывает. Считаю, что наиболее очевидно и ощутимо она проявляет себя в пенсионном обеспечении.
 
То есть, мы сейчас имеем больше полномочий для своего развития при решении практических вопросов, для чего на законных основаниях привлекаем возможности государства. Это достижение всей Российской Федерации. 
 
- Виталий Николаевич, в обозримом будущем в связи с намечающимся изменением обозначения высшего должностного лица региона, в Конституции снова предполагаются изменения.
 
- Да, и изменения эти будут носить чисто технический характер. Трудности возникают у лингвистов, связанные, с так называемой чистотой перевода с русского на якутский язык, но, думаю, с этой задачей мы справимся.
 
- Часть населения жалеет, что в Основном законе не обозначена идеологическая составляющая, как, например, существовавшая в советской Конституции шестая статья и основанный на ней «Моральный кодекс строителя коммунизма». В том плане, чтобы вернуть в современное общество систему морально-духовных ценностей.
 
- Объединяющей идеологии на основе политических взглядов сейчас быть не может. Что касается отсутствия моральных ценностей, это результат излишней, скажем так, свободы, в первую очередь для СМИ. Никого не удивляет, что по телеэкрану в дневное время демонстрируются сериалы, где людей убивают десятками и практически круглосуточно идет неприкрытая пропаганда человеческих пороков. Между тем в тех странах, которые принято считать цивилизованными, существуют серьезные ограничения. Возьмем США, где четко и строго регламентированы такие моменты, как распитие алкоголя в общественных местах, отношения между полами, расами и пр.
 
Сейчас в России религиозное воспитание призвано противостоять множеству пороков, при этом православная культура объединяет большинство, но не все население России. Я думаю, что изменения в лучшую сторону постепенно появятся с повышением уровня общей культуры. Должно ли это произойти естественным образом, либо наше государство обязано приложить серьезные усилия – вопрос открытый. Ясно одно – при сложившихся условиях сформулировать основную идеологию общества в нескольких предложениях и вписать ее в Основной закон невозможно, я не знаю таких примеров и в других странах. 
 
- Какие меры могли бы способствовать повышению узнаваемости атрибутов Российского государства, Республики Саха (Якутия), ведь зачастую люди не знают текст гимна, не знакомы со статьями Конституции.
 
- Определенные шаги в данном направлении по примеру других стран можно было бы  предпринять и в самом Государственном Собрании. Почему бы и нет. Например, ввести в практику исполнение парламентариями перед пленарным заседанием гимнов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Как известно, это сейчас практикуется и в Государственной Думе. Я знаю, что исполняют гимн России футболисты сборной.
 
Те, кто занят законотворчеством, разумеется, в своей деятельности руководствуются, прежде всего, конституционными нормами. Но и здесь, на законодательном поле, не все гладко, то и дело к разработчикам предъявляются претензии, прокуратура находит несоответствия, отдельные моменты оспариваются в судах и пр. Но это все происходит в рамках нашей профессиональной деятельности.
 
Что касается широкого просвещения населения, то, конечно же, граждане республики, начиная с юного возраста, должны знать положения Основного Закона, уметь ими пользоваться и применять их на практике, ведь Конституция республики, в первую очередь, должна служить правовой базой для развития личности, а в целом, и всего гражданского общества. 
 
Александра Бурнашева, газета «Ил Тумэн»

Опубликовано: 19.04.2012 11:38 (UTC +9:00)
Просмотров: 712
Подпишитесь на наши новости
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице