24 мая 2019 года, 13:18 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (09:00)

В Кракове проходит четвертый Форум регионов России и Польши

В Кракове под патронатом председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и маршала Сената Республики Польша Богдана Борусевича 21-22 мая 2012 года проходит четвертый ежегодный Форум регионов России и Польши. В мероприятии принимает участие председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виталий Басыгысов.
 
Делегация Совета Федерации, возглавляемая председателем палаты Валентиной Матвиенко, включает представителей сенаторского корпуса, Министерства экономического развития и Министерства регионального развития, Фонда содействия реформированию ЖКХ, руководителей органов власти субъектов РФ и муниципальных образований. В Польшу приехала и большая группа экспертов, представляющих различные научные и исследовательские центры, а также предприятия, которые занимаются практикой ЖКХ, в том числе, активно внедряют инновационные проекты и решения в этой сфере. В первый день, 21 мая, дискуссии развернулись в рамках пленарного заседания и тематических круглых столов. Второй день, 22 мая, будет посвящен знакомству с опытом польских коллег в городах Добчице и Неполомице.
 
Польша для России остается одним из самых значимых партнеров
 
«Современная повестка российско-польских отношений не исчерпывается историческими диспутами, прагматический подход, набирающий силу в политическом диалоге Москвы и Варшавы, даёт зримые результаты», - заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на открытии в Кракове четвертого Форума регионов России и Польши.
 
Спикер указала на активизацию контактов между представителями руководства двух стран, плодотворное сотрудничество в экономике, социальной и гуманитарной сферах. «Это особенно отчётливо видно на уровне регионов, - подчеркнула В.Матвиенко. – Межрегиональные связи избавлены от влияния политической конъюнктуры в большей степени, чем межгосударственные отношения. Сегодня сотрудничество между регионами является локомотивом оздоровления российско-польских отношений».
 
Глава палаты напомнила, что многие субъекты РФ и польские воеводства подписали соглашения о взаимодействии. «Таким образом, сегодня есть все основания заявить, что совместная инициатива российского Совета Федерации и польского Сената принесла уже добрые плоды», - сказала она.
 
По мнению В.Матвиенко, «то, что нас сближает, объединяет, - значительно сильнее наслоений прошлого». «И Россия, и Польша сталкиваются со сходными вызовами, стоят перед лицом общих задач, связанных с модернизацией экономики и социальной сферы, развитием инфраструктуры, повышением качества жизни населения, - продолжила спикер. - Польша для России всегда была и остается одним из самых значимых партнеров. Можно сказать больше: развитие многосторонних связей Российской Федерации и Республики Польша имеет значение не только для наших стран. Это важный фактор политической, социальной и экономической стабильности на Европейском континенте, на всём Евразийском пространстве».
 
В.Матвиенко также считает символичным, что форум проходит в Кракове – «жемчужине Европы, спасенной от уничтожения в годы Второй мировой войны Красной армией и польскими  патриотами».
 
Касаясь тематики форума, глава Совета Федерации констатировала, что проблематика ЖКХ – одна из наиболее волнующих для граждан любой страны. «В российских регионах накоплен интересный опыт улучшения жилищных условий, - рассказала она. – Реализуются разнообразные программы льготной ипотеки и механизмы поддержки молодых, многодетных семей». Вместе с тем, по словам спикера, в России «остаётся ещё много нерешённых проблем и для их решения полезно учитывать позитивный опыт других стран». В этой связи В.Матвиенко подчеркнула, что, «по мнению специалистов, Польша среди государств Восточной Европы добилась особенно заметных успехов в модернизации системы ЖКХ».
 
Со своей стороны маршал Сената Польши Богдан Борусевич подчеркнул важную роль местного самоуправления в модернизации коммунальной сферы. Он рассказал об успехах польских воеводств в развитии местных органов власти. «Местная власть ближе всего к гражданам, лучше всего знает их нужды, - констатировал он. – Краков – это успешный пример эффективного самоуправления».
 
Б.Борусевич также проинформировал, что работа Форума будет протекать в тематических секциях. Они будут посвящены вопросам функционирования коммунальных предприятий, решению проблем экологии, развитию так называемых «умных городов» и потенциалу инновационных технологий в сфере ЖКХ в целом.
 
Инновации и совершенная правовая база – будущее ЖКХ
 
На круглых столах четвертого Форума регионов России и Польши речь шла о совершенствовании законодательства и использовании инноваций в сфере ЖКХ. Наиболее уязвимым уровнем обеспечения экологического баланса в Российской Федерации является муниципальный: нехватка собственных средств, несовершенная нормативно-правовая база, пассивность местных администраций, финансирование экологических проектов по остаточному принципу. Эти и другие причины обсуждались  на круглом столе, посвященном проблемам защиты окружающей среды.
 
По мнению выступающих с российской стороны, действующее природоохранное законодательство нуждается в существенной доработке и гармонизации с международными нормами права. В частности, российский сенатор Сергей Белоусов отметил, что в Российской Федерации ответственность за решение проблемы обращения с отходами передана на уровень местного самоуправления. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления обязаны организовать всю деятельность по удалению отходов при недостаточности организационных, финансовых, технических и кадровых ресурсов.   По мнению сенатора, нормативно-правовая база в сфере обращения с отходами отстает от реалий сегодняшнего дня, не учитывает разноплановый характер деятельности в этой сфере. Кроме этого, заметил он, медленно идет реформа технического регулирования, что тормозит разработку обязательных экологических требований.
 
С.Белоусов уточнил также, что серьезной проблемой при реализации органами местного самоуправления своих полномочий по обеспечению экологической безопасности является дефицит финансовых средств в местных бюджетах.
 
О повышении энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства, о развитии отрасли на основе государственно-частного партнерства, внедрении информационных технологий управления  данной сферой, шла речь на круглом столе «Коммунальные службы как инструмент регионального развития».  Отмечалось, что внедрение современных информационных  технологий позволит своевременно получать актуальные данные об объемах производимых, поставляемых и потребляемых коммунальных ресурсов, об истории платежей населения, и, соответственно, не только рационально планировать производственную и инвестиционную деятельность организаций ЖКХ, но и  осуществлять эффективный контроль за обоснованностью начисленных потребителям платежей.
 
Ведущий заседания, первый заместитель председателя комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий подчеркнул, что в процессе реформирования отрасли жилищно-коммунальное хозяйство должно стать социально-ориентированной отраслью, нацеленной на интересы конечного потребителя – населения Российской Федерации.
 
По его словам, обмен опытом и идеями поможет специалистам и законодателям России и Польши найти адекватные ответы на вызовы времени и сделать жилищно-коммунальную сферу – сферой благополучия жизни людей, инструментом регионального развития.
 
Одна из дискуссий форума была посвящена «умным городам». Как объяснил ведущий заседания, член комитета  СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Якубовский, в последние годы в России органы местного самоуправления, государственной власти и бизнеса вкладывают значительные средства в обновление и реконструкцию городских инфраструктур. По словам российского сенатора, именно благодаря этим усилиям удается сохранить жизнеспособность городов: работают электрические сети, водоканалы, ремонтируются дороги, строятся и реконструируются объекты социальной инфраструктуры. Но, в целом, существенного изменения качества жизни не происходит. Несомненно, считает законодатель, можно бесконечно увеличить вложения в городские системы, но это не приведет к существенному улучшению качества жизни  проживающих в них людей.
 
Как сообщалось на заседании, по мнению ООН, количество горожан к 2050 году вырастет в два раза и достигнет 6,4 млрд. человек. К 2015 году прогнозируется формирование более 900 агломераций с численностью населения более 1 млн. человек. И сегодня агломерация - это объективный процесс развития регионов, обеспечивающий формирование экономических точек роста, равномерное развитие территорий и комплексное, более безопасное и эффективное развитие инфраструктуры для реализации главной цели социально-экономического развития, а именно: создание комфортных условий проживания и работы для населения и бизнеса.
 
По мнению выступающих, решение всех возникающих проблем видится в том, чтобы принципиально изменить подход к строительству и реконструкции городских систем – город для людей, а не для производства, а все  городские системы - для  потребностей жителей. Реализовать такие обновленные социальные проекты помогут появившиеся в последние 10-15 лет «умные» технологии.
 
По теме «Законодательство в области функционирования коммунальной сферы» выступил первый заместитель председателя комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Косоуров. По его словам, в настоящее время предприятия ЖКХ России стоят перед поиском и выбором новых эффективных средств выхода на траекторию устойчивого развития. Анализ ситуации показывает, сообщил сенатор, что только оживление и развитие инновационной деятельности позволит добиться фактического повышения качества и конкурентоспособности предоставляемых населению услуг в данной сфере. В.Косоуров считает, что важнейшей правовой компонентов для формирования  эффективного внедрения новых технологий в сферу ЖКХ является законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и вовлечения прав на результаты научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
 
Глава Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин познакомил польских законодателей и специалистов с механизмами проведения государственной политики по повышению энергоэффективности жилья в России.
 
Повышение энергоэффективности жилья – одно из основных направлений политики российского государства в жилищно-коммунальной сфере, считает генеральный директор Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Цицин. «Поставлена общая задача снизить к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта России не менее чем на 40% по сравнению с 2008 годом, а доля электрооэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии, должна составить к 2015 году не менее 2,5%», - сказал он.
 
К.Цицин объяснил, что эта задача будет решаться в первую очередь через сплошную установку приборов учета потребления коммунальных ресурсов, обязательное присвоение  классов энергоэффективности всем зданиям и исполнение региональных программ  в этой сфере. «Наступательным» механизмом проведения данной политики  он назвал Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
 
Также К.Цицин выделил еще одно главное направление в системе ЖКХ – повышение энергоэффективности жилищного фонда при проведении его капитального ремонта. Например, по российскому законодательству собственники жилья самостоятельно определяют перечень работ, которые будут выполнены при капитальном ремонте их домов. При этом, пояснил К.Цицин, опыт показал, что владельцы жилья стремятся прежде всего устранить разрушения конструкции своих домов, а не проводить ее совершенствование. В настоящее время, добавил он, Фонд разрабатывает предложения по введению поощрений для тех владельцев жилья, где капитальный ремонт будет проводиться с повышением энергоэффективности.
 
Третье, считает К.Цицин, есть необходимость сразу строить дома, отвечающие самым высоким стандартам ресурсосбережения.
 
Роль законодателей – своевременно реагировать на ситуацию в отрасли ЖКХ
 
«Совершенствование отрасли ЖКХ напрямую зависит от своевременного принятия подзаконных правовых актов, от финансирования, внутренних источников и стимулов отрасли», - считает председатель комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.
 
«Состояние и специфика жилищно-коммунального хозяйства, его функционирование на современном этапе требуют новых подходов к реформированию, - заявил он. - Это социально значимая отрасль. Ведь жилищно-коммунальное хозяйство является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей. Главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели - повышение качества жизни людей».
 
Он рассказал польским коллегам, что в последние годы в России приняты целый ряд федеральных законов, направленных на специальное регулирование отношений в области теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. К таким актам он отнес Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и  Федеральный закон от 7 декабря 2012 года № 416-ФЗ  «О водоснабжении водоотведении», Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
 
По словам С.Киричука, благодаря этим законам в отрасли появились системообразующие документы, которые устанавливают правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, транспортировкой и потреблением тепловой энергии, воды, а также отведением сточных вод. Однако, считает сенатор, успешная реализация этих законов напрямую зависит от своевременного принятия подзаконных нормативных правовых актов, большинство из которых отсутствует на сегодняшний день, а также от финансовых ресурсов, внутренних стимулов и источников, благодаря которым должно произойти развитие отрасли и повышение ее эффективности.
 
При этом он отметил, что несмотря на уже принятые нормативные акты, общее состояние отрасли не отвечает современным требованиям. «Причина не только в отсутствии нужных для регулирования законов, но и в правоприменительной практике уже действующих законодательных актов», - подчеркнул С.Киричук.
 
Обращаясь к участникам форума, российский сенатор уточнил, что роль законодателя состоит в том, чтобы быстро и качественно отреагировать на изменяющуюся ситуацию и внести корректировки в действующие законодательные положения в целях решения возникающих новых проблем.
 
По мнению законодателя, в числе наиболее острых вопросов отрасли - многочисленные правовые и финансовые злоупотребления со стороны привлекаемых к управлению недвижимостью организаций, а также отсутствие реальной ответственности управляющих компаний и товариществ собственников жилья перед гражданами. В связи с этим С.Киричук сообщил, что на разрешение этих проблем направлен принятый летом 2011 года Федеральный закон № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты». Вместе с тем, заметил сенатор, реализация некоторых положений этого закона невозможна сегодня из-за отсутствия некоторых нормативных актов. В частности, пояснил С.Киричук, органы местного самоуправления не имеют сегодня возможности своевременно реагировать на обращения граждан и проводить проверку деятельности управляющих компаний, в связи с отсутствием необходимого подзаконного нормативного правового акта, который планировался к утверждению в 2011 году.
 
Сенатор также объяснил, что госконтроль в этой области не может решить всех возникающих проблем. В связи с этим, сообщил он, группа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации разработала проект федерального закона о саморегулировании в области управления многоквартирными домами. В проекте, по его словам, предлагается закрепить в Жилищном кодексе Российской Федерации положения, устанавливающие особенности формирования и деятельности саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами.
 
Среди других  проблем отрасли российский сенатор выделил остроту вопроса о проведении капитального ремонта многоквартирных домов. Существующие модели финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов представляют собой два направления – за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах, а также за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  с привлечением  долевого финансирования со стороны собственников, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Однако, пояснил С.Киричук. финансирование капитального ремонта за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с 1 января 2013 года станет невозможным, поскольку его деятельность прекращается в соответствии с положениями части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Российская сторона работает в этом направлении и ищет новые подходы к решению данных проблем, уточнил он.
 
Завершая свое выступление, С.Киричук отметил, что  для эффективного поиска  решения обозначенных проблем необходимо тесное сотрудничество как законодательных органов субъектов и муниципалитетов Российской Федерации, так и членов Союза польских городов. «Опыт Польши в сфере управления отраслью очень полезен для нас. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество между российскими и польскими специалистами, что в конечном итоге должно привести к созданию комфортной среды проживания наших народов», - заявил сенатор.
 
Молодежь будут вовлекать в совместные проекты регионов России и Польши в гуманитарной сфере
 
Участники форума регионов России и Польши договорились способствовать развитию деловых межрегиональных связей. В заключительной декларации, принятой по итогам форума, подтверждена готовность продолжать диалог и разностороннее взаимодействие между регионами двух стран для расширения сотрудничества между региональными структурами и органами местного самоуправления. Участники форума также намерены вести изучение и обмен опытом между региональными органами власти РФ и Польши и способствовать налаживанию новых полезных контактов.
 
Участники заседания обязались содействовать созданию и осуществлению  совместных проектов в области науки, культуры, образования, спорта, туризма на уровне регионов. По их мнению, это позволит субъектам РФ и польским воеводствам лучше знакомиться с достижениями и возможностями друг друга. Кроме того, парламентарии планируют усилить роль молодежи в этом процессе.
 
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, подводя итоги форума, предложила провести его следующее заседание в Москве. «Приглашаю всех, кто заинтересован в расширении российско-польского сотрудничества, на встречу через год в Москве, где состоится наш пятый Форум», - сказала спикер. Инициатива была единогласно поддержана. Участники встречи договорились, что в российской столице будут обсуждать пути стимулирования региональными властями российско-польских связей в сфере образования, науки и культуры.
 
Оценивая состоявшиеся дискуссии, В.Матвиенко выразила уверенность, что самое важное сейчас - в сжатые сроки перенести плоды эффективной работы на Форуме в практическую плоскость и подготовить законодательные предложения в сфере региональной политики и развития ЖКХ с учетом передового опыта. В.Матвиенко также отметила, что в ходе нынешних встреч, состоявшихся в рамках форума, были установлены новые контакты между российскими регионами и польскими воеводствами, а также хозяйствующими субъектами двух стран. Председатель Совета Федерации подчеркнула, что  работа Форума показала полезность такого рода встреч. Вместе с тем, В.Матвиенко предложила подумать о расширении  рамок форума за счет участия в нем других сопредельных государств.
 
Россия и Польша выступают за ликвидацию барьеров в экономическом взаимодействии
 
«Уровень взаимных инвестиций России и Польши не отвечает имеющимся возможностям», - заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на совместной с маршалом Сената Польши Богданом Борусевичем пресс-конференции в Кракове.
 
"Темпы роста двустороннего товарооборота убедительны и показывают заинтересованность в развитии экономического сотрудничества, – сказала глава Совета Федерации. – Однако невысоким остается уровень взаимных инвестиций". В.Матвиенко подчеркнула важность подписания соглашения о поощрении инвестиций и взаимной защите капиталовложений. Проект такого документа представлен российской стороной Польше, заметила спикер. "Мы надеемся, что в нем заинтересована не только Россия, но и Польша, - добавила она. - Здесь еще очень большие резервы, большой неиспользованный потенциал. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас не было никаких препятствий, мешающих развитию деловых связей". Спикер СФ также сообщила, что намерена поднять эту тему на предстоящей в Варшаве встрече с премьер-министром Польши Дональдом Туском.
 
В целом, характеризуя развитие российско-польских отношений, глава Совета Федерации констатировала, что "в последнее время стороны демонстрируют намерение развивать сотрудничество на разных направлениях". "Это в интересах наших народов", - добавила она.
 
"Россия – важный торговый партнер для Польши, - подчеркнул, в свою очередь, Б.Борусевич. - Уровень двустороннего товарооборота постоянно растет". Глава польского Сената выступил за "ликвидацию барьеров в экономическом взаимодействии между странами". Он высоко оценил значение Форума регионов России и Польши в стимулировании экономических связей между двумя странами. В этой связи Б.Борусевич обратил внимание, что в нынешнем форуме принимают участие представители почти всех польских воеводств, а российская сторона представлена как сенаторским корпусом, так и руководством субъектов РФ.
 
Одновременно глава Сената Польши признал, что в российско-польской повестке есть вопросы, вызывающие разногласия или по которым позиции сторон различны. В качестве примера он привел расхождения во взглядах на планы размещения элементов системы ПРО в Европе. Вместе с тем, Б.Борусевич с оптимизмом смотрит на будущее российско-польского сотрудничества. "Да, мы иногда спорим, но продолжаем сотрудничать", - заверил он.
 
Со своей стороны, В.Матвиенко привела официальную позицию Москвы на проблему ЕвроПРО. Она напомнила, что в своих оценках складывающейся ситуации Россия "будет ориентироваться на военно-технические показатели этой системы, а не декларативные заявления о том, что она не будет направлена против РФ". "Пока никто не привел нам серьезных аргументов, что размещение этой современной системы ПРО у самых границ РФ не взламывает ядерный паритет стран, который является основой международной безопасности. Кроме того, мы считаем, что такие односторонние решения нарушают ранее достигнутые международные договоренности". Вместе с тем, обратила внимание В.Матвиенко, в России не закрывают этот вопрос и продолжают диалог с США.
 
Опубликовано: 22 мая, 2012 - 08:06
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице