19 июля 2019 года, 03:17 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (03:00)

Доклад Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова на I Съезде депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия)

 Уважаемые делегаты!
  
От имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) сердечно приветствую вас на I Съезде депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия), который проводится впервые в истории республики. На I съезд делегирован 521 депутат от всех наслегов, районных центров, городов, улусов и столицы нашей республики.
 
В этом году республика отметит 105-летие съезда якутов 1912 г. и 95-летие I Всеякутского учредительного съезда Советов.
 
I Всеякутский съезд Советов (27 декабря 1922 г. – 19 января 1923 г.) явился значимой вехой в становлении государственности Якутии, заложил основы будущей Конституции ЯАССР, установил направления деятельности и полномочия органов власти в управлении молодой республикой, на многие десятилетия определил характер развития нашей республики. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) придерживается принципа преемственности представительной власти, как одной из незыблемых основ государственности нашего народа. В рамках мероприятий, приуроченных к 95-летию Якутской АССР, принято решение отдельно отметить 95-летие со дня открытия Всеякутского съезда Советов как первого представительного органа государственной власти нашей республики. От имени парламента республики обращаюсь к делегатам съезда принять активное участие, быть на местах инициаторами проведения этих мероприятий.
 
Уважаемые участники съезда!
 
Местное самоуправление – самая близкая к людям власть. Она знает насущные проблемы, нужды, выражает интересы граждан. Не бывает местных нужд, которые не пересекаются с нуждами республиканскими, общегосударственными. От ваших решительных и ответственных действий зависит будущее Республики Саха (Якутия).
 
Именно деятельность на местах является основой развития республики, а эффективность работы определяется конструктивностью сотрудничества двух ветвей власти: представительной и исполнительной, трех уровней власти: поселений, районов и республики.
 
Главная тема нашего съезда – повышение роли представительных органов местного самоуправления в стратегическом развитии республики.
 
Цель съезда – определить пути повышения эффективности деятельности депутатов представительных органов, помочь осознанию своего места и значения в социально-экономическом развитии муниципальных образований, Республики Саха (Якутия). Мы исходим из того, что статус депутатов представительных органов может и должен повышаться прежде всего усилением ответственности перед населением, улучшением качества депутатской работы. А качество депутатской работы и повышенная ответственность – это не отвлеченные понятия, они должны основываться на четком определении роли и места местного самоуправления в действующем институте власти.
 
Вы знаете, что действующий ныне Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят в октябре 2003 года. Этому закону предшествовали два федеральных закона также об общих принципах организации местного самоуправления. Они полностью были признаны утратившими силу. В законотворческой практике такое происходит редко и случается лишь тогда, когда предыдущий закон концептуально отличается от нового. К слову, в закон 2003 года внесены уже порядка 130 новых поправок, что существенно утяжеляет его восприятие и создает трудности в исполнении, ибо многие из этих поправок требуют внесения изменений в региональное законодательство, уставы муниципальных образований, а это, как вы знаете, процедура весьма сложная и длительная по времени.
 
В стране еще не сложилась понятная народу система взаимоотношений всех уровней власти, изложенная в конкретных законах и нормативных актах, основанных на целостной, стабильной, государственной концепции и стратегии развития институтов местного самоуправления в нашей стране. Местное самоуправление в Российской Федерации переживает продолжающийся переходный этап с не вполне ясными ориентирами и законодательной базой, с одной стороны, излишне регламентирующей деятельность местного само­управления, с другой – не обеспечивающей реальную самостоятельность и состоятельность органов местного самоуправления.
 
В сложившихся условиях субъекты Российской Федерации в пределах переданных им компетенций предпринимают самостоятельные усилия по решению вопросов, возникающих в деятельности местного самоуправления, и когда этих полномочий недостаточно, выходят на федеральный уровень со своими предложениями.
 
I съезду предшествовала значительная подготовительная работа. Вчера завершились обучающие семинары и круглые столы с привлечением экспертов, практиков, ученых и специалистов, в которых по наиболее близким им проблемам получили возможность участвовать все делегаты съезда. Различные вопросы деятельности органов местного самоуправления обсуждались на Совете председателей представительных органов муниципальных районов и городских округов при Государственном Собрании (Ил Тумэн), на периодических встречах Якутского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления и Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) – ассоциации межмуниципального сотрудничества.
 
В итоге, на повестку I съезда депутатов представительных органов местного самоуправления выносится ряд вопросов, направленных на повышение результативности деятельности представительных органов и депутатов, на поднятие их статуса и ответственности перед населением.
 
Главным в управлении и деятельности муниципального образования на сегодня становится создание на местах понятной, выбранной и одобренной людьми действенной модели организации местного самоуправления с оптимальным соотношением представительной и исполнительной власти. На практике этот вопрос переходит в плоскость взаимоотношений представительного органа и главы муниципального образования.
 
Рассмотрим наши реалии. В Республике Саха (Якутия) сегодня имеются 34 муниципальных образования на уровне муниципальных районов и 2 муниципальных образования на уровне городского округа. Всего на районном (городском) уровне в республике имеются 1425 муниципальных должностей и должностей муниципальной службы. Из них только 21 руководитель представительного органа работает на постоянной основе. В 15 улусах (районах) республики нет ни одного освобожденного работника представительного органа на районном уровне, хотя в этих улусах (районах) имеются 208 должностных ставок.
 
Далее. Официально в Республике Саха (Якутия) всего имеется 361 сельское и 48 городских поселений. Из 361 сельского поселения только в 43 муниципальных образованиях 19 районов в уставах муниципальных образований имеются отдельные общественные должности председателей наслежных советов (Таттинском – 6, Верхневилюйском – 5, Усть-Алданском – 5, Ленском – 2, Намском – 4, Нюрбинском – 4, Мегино-Кангаласском – 3, Усть-Майском – 2, Хангаласском – 2, Абыйском, Амгинском, Анабарском, Горном, Жиганском, Кобяйском, Нерюнгринском, Оймяконском, Сунтарском, Чурапчинском – по 1). В Мюрюнском наслеге Усть-Алданского улуса имеется единственный в республике председатель наслежного совета, который работает на постоянной основе. В остальных 318 муниципальных образованиях должности председателей наслежных советов совмещают главы наслегов.
 
В целом по республике на сегодня сводная численность оплачиваемых работников органов местного самоуправления вместе с «договорниками» составляет свыше 5300 человек, из них чисто в системе представительных органов работают менее 50 человек, включая 21 председателя улусного (ра­йонного) совета.
 
Исходя из изложенного и учитывая, что новые введения в федеральное и республиканское законодательство нацелены на дальнейшее расширение полномочий представительных органов, их контрольных функций, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поддерживает
предложение депутатов местных представительных органов, Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия) – ассоциации межмуниципального сотрудничества, а также Якутского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления о введении института освобожденных руководителей представительных органов на уровне всех ра­йонов и городских округов республики. Это касается и вопроса о необходимос­ти усиления аппаратов представительных органов районного и городского (окружного) уровня в пределах установленной в республике численности должностей муниципальной службы.
 
Государственное Собрание (Ил Тумэн) также поддерживает предложение о расширении института руководителей представительных органов на поселенческом уровне, работающих в соответствии с законом и уставом на общес­твенных началах, а где это возможно – на постоянной основе.
 
Такая возможность предусмотрена в действующем законодательстве: в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование на уровне городских и сельских поселений вправе предусмотреть отдельную должность руководителя представительного органа. По Закону Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 171-З № 349-III «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» порядок формирования органов местного самоуправления, а также иные вопросы их организации и деятельности определяются уставом муниципального образования.
 
Уважаемые делегаты съезда!
 
Вчера, в числе других проблемных вопросов, была затронута тема укрупнения и эффективности деятельности муниципальных образований. Данный вопрос обрел актуальность в связи с разработкой проекта стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года, в которой содержатся положения об укрупнении и объединении двух и более поселений, о возможном сокращении числа муниципальных образований.
 
Следует отметить, что сокращение количества муниципальных образований путем их упразднения или слияния происходит почти во всех регионах Российской Федерации. Только за последние 5 лет число муниципальных образований в стране сократилось почти на 2,5 тысячи единиц. Наша республика является одним из немногих в Российской Федерации и единственным в Дальневосточном федеральном округе регионом, не проводившим укрупнения муниципальных образований. И это оправдано прежде всего особенностями нашей республики. Парламент республики считает, что эти вопросы целиком относятся к компетенции самого поселения и решения должны приниматься с учетом мнения всех заинтересованных сторон, включая население и все уровни власти.
 
Данный вопрос имеет и другой аспект, связанный с особенностями выборов как депутатов, так и глав муниципальных образований.
 
Недавно народными депутатами республики был поднят вопрос о возможности избрания глав городских поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, самим представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. В случае принятия под это решение мог подпасть 21 населенный пункт республики. Что касается сельских поселений, вариативность выборов главы сохранялась, более того, расширялась.
 
Предложенное решение позволило бы значительно смягчить издержки дублирования полномочий в районных центрах и по возможности избежать оптимизации органов местного самоуправления – административных центров районов. Усилиями некоторых это было искажено и преподнесено общес­твенности как попытка подменить выборы всех глав муниципальных образований, включая поселения, районы и города, назначением. Это не так и такого не будет. Действующий парламент республики такое решение не примет. А в указанном 21 городском поселении подобное решение возможно только при обязательном наличии отдельной должности руководителя представительного органа.
 
В завершение этой темы хотел бы обратить внимание съезда на возможность внесения в уставы муниципальных образований городских и сельских поселений положения, определяющего порядок выборов депутатов представительных органов не только по многомандатным, но и по одномандатным округам на альтернативной основе.
 
Законом Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» установлены различные виды избирательных систем. Конкретная избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными видами избирательных систем. Разбивка городских и сельских поселений на одномандатные округа позволит населению избирать своего представителя от конкретного округа на альтернативной основе. При таком подходе повышается ответственность депутата, избранного от конкретного округа, перед своими избирателями по всем вопросам депутатской деятельности, включая контроль над местным бюджетом, обязательность отчета перед избирателями и так далее. Это в свою очередь определяет его статус и эффективность работы.
 
* * *
 
Следующий вопрос – практика роспуска представительных органов муниципальных образований в связи с неисполнением ими своих полномочий.
 
В соответствии с действующим законодательством в Республике Саха (Якутия) вопрос о роспуске представительного органа муниципального образования перед Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ставился Главой Республики Саха (Якутия) 3 раза. В одном случае Государственное Собрание (Ил Тумэн) приняло решение о роспуске наслежного Совета депутатов муниципального образования «Октемский наслег» Хангаласского улуса (района) и в двух случаях не поддержало такое решение (о роспуске районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» и поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Черский»).
 
Все три решения парламента республики были приняты после тщательной предварительной проверки деятельности представительных органов муниципальных образований «Октемский наслег», «Вилюйский улус (район)» и «Поселок Черский». Об этих событиях вы знаете. Решения наши не оспорены.
 
Между тем при рассмотрении данных вопросов были выявлены некоторые упущения в действующем федеральном законодательстве, такие как отсутствие нормы об ответственности главы, являющегося председателем Совета депутатов и неоправданно затягивающего или вовсе не созывающего сессии. Анализ федерального законодательства также выявил узкий подход федерального законодателя к пониманию юридической ответственности органов местного самоуправления, в частности законом не учитываются такие формы работы представительного органа между сессиями, как работа постоянных комиссий, президиума представительного органа и другие.
 
Предлагаемое нами разделение должностей главы и председателя представительного органа муниципального образования является одним из решений, способствующих недопущению подобных случаев, требующих значительных моральных, правовых и финансовых издержек.
 
* * *
 
Несколько слов о выполнении депутатами муниципальных образований требований Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части ежегодного представления ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По данным Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия), на 1 января 2017 года из 5002 депутатов 479 сведения о своих доходах не представили.
 
Причинами непредставления депутатами сведений о доходах, наряду с правовой и дисциплинарной, явились реальные обстоятельства, такие как отсутствие круглогодичного транспортного сообщения с административными центрами улусов (районов), высокая стоимость проезда, отсутствие на территориях некоторых сельских поселений кредитных организаций, сбои в работе информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Финансовые и моральные издержки по представлению деклараций в таких случаях возрастают весьма ощутимо и отбивают желание у малоимущего человека заниматься депутатской деятельностью.
 
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 28 февраля 2017 года приняло обращение к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по вопросу о представлении депутатами представительных органов сельских поселений сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об 
имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
 
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) считает,­ что решением данной проблемы может быть увеличение срока представления депутатами представительных органов сельских поселений сведений о доходах либо освобождение их от обязанности представлять указанные сведения. Предсказать, какое решение примет федеральный законодатель, сегодня трудно. Поэтому надо исходить из того, что обязанность представлять декларацию – это одно из ключевых звеньев в государственной антикоррупционной политике.
 
Уважаемые делегаты!
 
Одним из важнейших, базовых направлений деятельности представительных органов, депутатов всех уровней является участие в формировании и управлении муниципальными финансами и имуществом. От степени эффективности деятельности представительных органов, финансовой грамотности и активности депутатов во многом зависит качество муниципального бюджета и муниципальной собственности.
 
Сегодня 23 из 36 муниципальных образований республики имеют менее 10 процентов собственных доходов в общем объеме доходов бюджета, 8 муниципальных образований – от 10 до 20 процентов, 1 (Оленекский) – 24 процента собственных доходов, Анабарский, Ленский и г. Якутск – 45; 41 и 43 процента соответственно и г. Мирный – 54 процента собственных доходов в общем объеме муниципального бюджета.
 
Предпринимаемые усилия по увеличению доходной части бюджета за счет собственных доходов в течение ряда лет не дают желаемых результатов. Между тем сложности в исполнении республиканского бюджета уже в ближайшее время потребуют новых решений по наращиванию местной налоговой базы, других источников дохода для местного бюджета. Эти вопросы вчера стали предметом обсуждения на специальном семинаре для делегатов, подготовленном ответственным комитетом парламента совместно с Правительством республики.
 
Муниципальным образованиям следует провести оценку эффективности налоговых льгот, предоставляемых органами местного самоуправления, и управления муниципальным имуществом, инвентаризации расходных обязательств органов местного самоуправления для выявления расходов, не связанных с решением вопросов, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления.
 
8 ноября 2016 года Госсобранием (Ил Тумэн) проведен круглый стол «Об оценке эффективности налоговых льгот, предоставляемых в Республике Саха (Якутия)», по итогам которого Правительству Республики Саха (Якутия) рекомендовано утвердить порядок оценки эффективности предоставляемых и планируемых к предоставлению льгот. Принятие данного порядка повлечет за собой необходимость принятия собственного порядка муниципальными образованиями как на уровне районов, так и поселений.
 
Нам необходимо повышать качество управления муниципальными финансами. Представительные органы местного самоуправления должны обеспечивать своевременность реализации бюджетных полномочий представительных органов местного самоуправления по утверждению решения о бюджете и внесение изменений в решения в течение финансового года. Соблюдать требования бюджетного законодательства: размеры дефицита бюджета, объемы государственного долга. Усилить контроль за формированием и исполнением муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
 
Всем известны случаи громких дел против ряда руководителей местного самоуправления, например, связанных со строительством муниципальных объектов. В известной мере они явились следствием недостаточного контроля со стороны представительных органов за исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами муниципальных образований.
 
Доскональное знание бюджета, правильное и эффективное его использование, обеспечение полного контроля и прозрачность движения бюджетных средств, подробный отчет перед населением главы, председателя представительного органа и каждого депутата – вот главное составляющее, основа депутатской деятельности.
 
В своей работе представительные органы должны в полной мере использовать возможности контрольно-счетных органов муниципального образования. На сегодня в республике создано 39 органов муниципального финансового контроля: во всех муниципальных районах и городских округах и в трех городских поселениях (Ленск, Мирный, Алдан), и только 22 из них являются юридическими лицами. Юридическими лицами не являются 17, из них 8 являются подразделениями администраций муниципальных образований, 9 являются комиссиями представительного органа. В настоящее время в трех из них: Булунском, Верхнеколымском и Усть-Майском – деятельность приостановлена в связи с отсутствием кадров.
 
Необходимо принять меры по наделению статусом юридического лица контрольно-счетные палаты в целях соблюдения норм Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» по осуществлению внешнего независимого муниципального финансового контроля и решить кадровые вопросы.
 
Для муниципальных образований поселенческого уровня необходимо решение вопроса передачи контрольно-счетному органу муниципального ра­йона (улуса) полномочий контрольно-счетного органа поселений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. На 1 января 2017 года полномочия передали 339 поселений, или 83 процента от общего количества поселений республики. Оставшимся 16 процентам поселений рекомендуем определиться: либо создать собственный контрольный орган на поселенческом уровне, либо передать полномочия по внешнему финансовому контролю на уровень района в рамках соглашения о передаче соот­ветствующих полномочий. При этом мы руководствуемся одним основным мотивом: контрольно-счетные палаты должны быть независимы от администраций, иначе подконтрольность палат главе препятствует объективности и беспристрастности контрольных мероприятий данных структур.
 
Значительной внешней поддержкой для местного бюджета в последние годы становятся различные гранты, прежде всего Главы и Правительства Рес­публики Саха (Якутия). Только в 2016 году по грантам Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) распределено по поселениям и населению порядка 1 млрд рублей, большая часть этих средств напрямую поступила в  бюджеты муниципальных образований на благоустройство территорий, поддержку различных проектов социально-экономического развития сельских и городских поселений, различных инициатив населения. Скажем прямо: депутаты представительных органов муниципальных образований, сами представительные органы, за небольшим исключением, мало участвуют или вовсе не принимают участия как в получении, так и в распределении и эффективном использовании этих грантов. Между тем в поселениях можно создать с участием депутатов прозрачный и действенный механизм составления заявок, распределения и использования грантовых сумм. Это – сфера реальной работы депутата, связанная с его общественным авторитетом и депутатским статусом.
 
* * *
 
В ближайшее время представительные органы муниципальных образований будут напрямую задействованы в обсуждении, принятии и реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года. Сего­дня проект стратегии проходит согласование на федеральном уровне и вскоре будет рассмотрен парламентом республики. Представительным органам муниципальных образований необходимо приступить к созданию и разработке документов стратегического планирования на муниципальном уровне в соответствии с установленными в Федеральном законе от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» сроками.
 
Также в проекте стратегии имеется раздел, посвященный перспективам развития системы местного самоуправления республики. Считаю важным обсудить вопросы, содержащиеся в указанном разделе стратегии, как на площадках съезда, так и с населением по возвращении на места. Все предложения будут учтены парламентом республики при утверждении проекта стратегии.
 
В основу Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) будет положена Экологическая доктрина Республики Саха (Якутия), разработанная и принятая парламентом республики в декабре 2016 года.
 
Экологическая доктрина направлена на достижение экономического роста без нанесения ущерба окружающей среде на основе баланса интересов власти, бизнеса и общества.
 
Основные задачи Доктрины заключаются в следующем.
 
Первое, совершенствование экологической и природоохранной законодательной базы.
 
Второе, усиление экологического контроля, в том числе экспертизы проектов и технологий. Формирование «зеленой экономики», при которой природные ресурсы осваиваются на основе инновационных подходов с соблюдением высоких экологических стандартов, полного возмещения и ликвидации вреда, наносимого хозяйственной деятельностью.
 
Третье, формирование «зеленой инфраструктуры» (энергоэффективного и рационального природопользования), реализация комплексных программ охраны окружающей среды на каждом предприятии и в каждом муниципальном образовании.
 
Четвертое, создание и развитие новых особо охраняемых природных территорий различного уровня и режима, сохранение и восстановление популяций краснокнижных, редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания.
 
Пятое, разработка отдельной региональной программы по утилизации и переработке различных отходов жизнедеятельности.
 
В целом мы выстраиваем нормативную правовую платформу, обеспечивающую экологически благополучное социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия). Поэтому все основные принимаемые документы экономического, социального развития республики и муниципальных образований, включая Стратегию развития республики, муниципальные стратегии, будут составляться с учетом положений Экологической доктрины ­республики.
 
Доктрина требует реализации комплексных программ охраны окружающей среды с установлением жесткой экологической и социальной ответственности всех хозяйствующих субъектов. Задача муниципальных образований – требовать от всех компаний, от местных предпринимателей неукоснительного соблюдения принципов экологической безопасности и охраны окружающей среды.
 
Для того чтобы компании-недропользователи участвовали в развитии республики и конкретных муниципальных образований, парламент Якутии 28 февраля 2017 года внес в Государственную Думу законодательную инициативу по внесению изменений в закон «О недрах». Нами предлагается, чтобы обязательной частью лицензии на пользование участками недр являлось положение о согласовании условий участия компаний-недропользователей в социально-экономическом развитии субъекта и муниципальных образований на основе заключения соответствующих соглашений. При этом от компаний будет требоваться соблюдение положений Экологической доктрины.
 
* * *
 
Следующий актуальный вопрос – ограничение розничной продажи алкогольной продукции на территории населенных пунктов.
 
Парламент республики поддерживает такую инициативу граждан. Государственное Собрание (Ил Тумэн) приняло 105 законов Республики Саха (Якутия) о полном запрете розничной продажи алкогольной продукции на территориях 124 населенных пунктов. Законодательные инициативы от муниципальных образований продолжают поступать, и парламент продолжит практику принятия таких законов.
 
Мы все осознаем, что запрет и ограничения на розничную продажу алкогольной продукции осуществляются прежде всего в целях поддержки инициативы общественности, направленной на создание более комфортных условий для жизни, избавления как можно большей части населения хотя бы от самых губительных пороков. Это благородное движение, и некоторые запретительные меры – лишь его часть, но свою половину пути законодатель должен пройти, и мы это делаем. Правительство Республики Саха (Якутия) также принимает ряд мер по поддержке, в том числе финансовой, тех поселений, где население активно придерживается здорового образа жизни.
 
Вместе с тем статистика МВД свидетельствует, что уровень преступности в поселениях, где действует закон о запрете розничной продажи алкогольной продукции, не сильно отличается от общих показателей по республике.
 
Рекомендуем представительным органам муниципалитетов, на территории которых установлен полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, принять меры по контролю за исполнением принятого закона. В свою очередь, в резолюции содержатся рекомендация Государственному Собранию (Ил Тумэн) рассмотреть вопрос об усилении ответственности за незаконную торговлю алкоголем и предложение внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Парламент республики работает над решением вопроса.
 
* * *
 
Важным направлением деятельности представительных органов является поддержка общественной инициативы.
 
Сегодня возникли и действуют такие организации, как Общественная палата Республики Саха (Якутия), региональное отделение Общероссийского народного фронта и другие общественные организации, наделенные некоторыми контрольными полномочиями согласно законодательству. Они ставят перед властью и обществом вопросы, в том числе связанные со сферой ответственности депутатов муниципальных образований, тогда как депутаты представительных органов муниципалитетов занимают во многом пассивную, выжидательную позицию, не проявляют той активности, которую от них ожидает общество.
 
Общественные и экспертные структуры не могут решить того, что должны решать вы. Нужно самим уделять внимание, находить время, ресурсы для решения задач по благоустройству жизни, всей окружающей нас действительности, повышения качества жизни людей, а не доводить до того, когда вопрос будет решаться только потому, что население и общественники сумели достучаться до властей всех уровней, до Главы республики или Президента Российской Федерации.
 
Нужно объединить полномочия депутатов и деятельность общественников для решения наболевших вопросов на местах и во всей республике. При этом ведущее, инициативное, организующее начало должно принадлежать избранным народом представителям власти, наделенным реальными, в том числе и контрольными, полномочиями.
 
Руководству муниципальных образований предлагаю взять на заметку активных граждан, ярких общественников как лучших кандидатов в депутаты представительных органов. Именно их нужно привлекать и выдвигать в качестве кандидатов в депутаты представительных органов всех уровней на предстоящих выборах.
 
* * *
 
Парламент республики придает большое значение созданию действенных механизмов взаимодействия и координации деятельности государственной власти и органов местного самоуправления.
 
Взаимодействие с представительными органами местного самоуправления будет совершенствоваться и далее. В этом, безусловно, свою положительную роль сыграет и созванный сегодня I Съезд депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
 
Государственным Собранием (Ил Тумэн) разработан проект концепции взаимодействия с представительными органами муниципальных образований, в которой определены основные задачи, принципы и направления взаимодействия Государственного Собрания (Ил Тумэн) и представительных органов муниципальных образований для выработки мер правового, информационного, организационного характера, способствующих совершенствованию нормативной базы муниципальных образований и законодательства Республики Саха (Якутия).
 
Проект концепции находится у вас на руках. Ждем ваших замечаний и предложений по проекту в течение месяца после завершения съезда. Концепция будет согласована с Ассоциацией представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) и принята постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на ближайшем пленарном заседании.
 
В парламенте республики будет создан Совет представительных органов при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), как постоянно действующий совещательный и консультативный орган, с целью обеспечения взаимодействия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Рес­публики Саха (Якутия) с представительными органами муниципальных образований и развития местного самоуправления в республике.
 
Совет расширит круг участников и полномочия действующего в настоящее время Совета председателей представительных органов муниципальных районов и городских округов при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), будет участвовать в разработке проектов республиканских законов, оказывать методическую помощь представительным органам местного самоуправления в формировании собственной нормативной правовой базы и оформлении законодательных инициатив, вносимых в парламент Якутии.
 
Далее. В аппарате Государственного Собрания (Ил Тумэн) будет создан специальный отдел по работе с представительными органами местного самоуправления. Отдел в качестве структурного подразделения аппарата парламента будет непосредственно взаимодействовать с представительными органами муниципальных образований, организовывать мероприятия парламента республики с участием представительных органов местного само­управления, учебу депутатов представительных органов и заниматься другими вопросами взаимодействия.
 
* * *
 
Еще одно направление – квалификация депутатов и вопросы кадрового резерва. Деятельность представительных органов местного самоуправления выявила настоятельную необходимость повышения квалификации депутатов местного уровня.
 
Анализ показывает, что за 2015 год в Институте управления, или Высшей школе инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия), прошли обучение всего 4 депутата представительных органов местного самоуправления (754 работника местных администраций), в том числе на курсах повышения квалификации – 3 человека (668 работников местных администраций), по программам профессиональной переподготовки – 1 (86 работников местных администраций). Всего работников органов муниципальной представительной власти в республике – 37 человек, из них 18 – на муниципальных должностях, 19 – на должностях муниципальной службы. Для сравнения: в республике 3351 человек занимает муниципальные должности и должности муниципальной службы.
 
В республике должна работать система непрерывной подготовки кадров для муниципальных образований, основанная на индивидуальном развитии компетенций конкретного слушателя, применении инновационных технологий, опережающем обучении, формировании готовности к управленчес­кой деятельности в постоянно меняющихся условиях. Это особенно важно в условиях расширения и усложнения функций муниципального управления, постоянного изменения нормативной правовой базы.
 
В связи с этим рекомендуем Правительству республики не реже одного раза в полугодие проводить курсы, семинары и другие мероприятия в целях оказания методической помощи представительным органам муниципалитетов, в том числе по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления.
 
Это возможно и исполнимо, в том числе и в финансовом аспекте: в текущем году по подпрограмме «Развитие муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)» государственной программы «Развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы» выделено 8 миллионов 650 тысяч рублей, что в 5,6 раза больше по сравнению с фактическим исполнением прошлого года (2016 год – 1537 тыс. руб.).
 
* * *
 
Связанный с предыдущим тезисом вопрос – включение наиболее отличившихся депутатов местного уровня в кадровый резерв.
 
Городские и сельские поселения, городские округа и муниципальные районы (улусы) самостоятельно формируют резерв управленческих кадров муниципального образования, который учитывается при формировании резерва управленческих кадров Республики Саха (Якутия).
 
В резерве управленческих кадров Республики Саха (Якутия) состоят всего 3 депутата представительных органов местного самоуправления из города Якутска, Мегино-Кангаласского и Горного улусов.
 
В Якутии 5002 депутата муниципалитетов, и из них всего 3 в резерве (от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований исполнительной власти – 47 человек). Этого недостаточно. Необходимо совершенствовать механизмы выдвижения наиболее активных, проявивших себя с лучшей стороны депутатов муниципальных образований в резерв управленческих кадров Республики Саха (Якутия), в том числе для выдвижения на уровень республиканских органов государственной власти.
 
* * *
 
Уважаемые делегаты съезда!
 
I Съезд депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) должен стать серьезным шагом в развитии местного самоуправления в нашей республике. Важно, чтобы вернувшись в родные места, вы передали своим избирателям полученную на съезде информацию, рабочий настрой, провели обсуждение вопросов, поднятых на круглых столах и семинарах, решений съезда.
 
В проекте резолюции предлагается проводить такие съезды не реже одного раза в три года. Между съездами необходимо организовать контроль исполнения принятых решений. Предлагаю поручить эту функцию вновь создаваемому Совету представительных органов при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
 
Уважаемые коллеги! В 2017 году в единый день голосования 10 сентября муниципальные выборы пройдут в 32 муниципальных районах и городском округе «Город Якутск». Предстоит избрать глав 8 муниципальных районов (Верхневилюйского, Верхоянского, Вилюйского, Мегино-Кангаласского, Нюрбинского, Оймяконского, Среднеколымского, Томпонского) и главу городского округа «Город Якутск». В 6 муниципальных районах (Булунском, Верхоянском, Кобяйском, Оймяконском, Томпонском и Усть-Янском) пройдут выборы 109 депутатов районных советов. На уровне поселений предстоит избрать 215 глав и 280 представительных органов. Всего по республике будут вновь избраны 3050 депутатов.
 
Обращаюсь ко всем вам. Считаю важным, чтобы многие из вас выставили свои кандидатуры на предстоящих выборах. Представительным органам нужны опытные депутаты. Мы надеемся и хотим, чтобы большинство из вас, делегатов съезда, прошедших школу депутатской работы, вновь получили от народа мандат доверия, почетное звание «народный депутат».
 
Желаю вам удачи на выборах в сентябре текущего года! Желаю вам успешной и повседневной работы на благо жителей родного села, поселка, улуса и города. Дело чести каждого депутата оправдать доверие избирателей. Успехов во имя процветания нашей родной республики, его многонационального народа! 
 
 
30 марта 2017 года
Дата последнего изменения: 04 апреля 2017, 09:39
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице