15 ноября 2019 года, 07:25 (UTC+9:00) t в Якутске: -25 (09:00)

Правовые основы "зелёной" экономики. Статья в "Парламентской газете" Федерального Собрания Российской Федерации

«Зеленая» экономика — современный вектор глобального развития, предполагающий новую модель экономического роста, обеспечивающую сохранение природных богатств и окружающей среды, более рациональную и рачительную эксплуатацию природных ресурсов в интересах будущих поколений.
 
Пионер российской алмазодобычи АК «АЛРОСА» активно внедряет «зеленые» технологии в производственную практику. Крупными предприятиями, действующими на территории Республики Саха (Якутия), сегодня реализуется 14 комплексных среднесрочных экологических программ. Среди них «АЛРОСА», «Вилюйская ГЭС­3», «Газпром», «УК «Колмар», «Якутск­энерго», «СахаЭнерго», «Якутуголь» и другие.
 
У нас появились ростки «зеленой» экономики, потенциально способные вырасти в полноценные отрасли экономики. Активно реализуется программа развития солнечной и ветровой энергетики. По уровню инсоляции (солнечных дней) Якутия сопоставима с Краснодарским краем, а ветер в арктической части Якутии позволяет использовать ветрокомплексы с большим коэффициентом мощности. Предполагается внедрение девяти ветроэлектрических установок и 64 солнечных электростанций до 2018 года.
 
В республике получает развитие строительство энергоэффективных, так называемых умных домов. В одном из пригородов Якутска - посёлке Жатай новые дома отапливаются за счёт солнечных батарей, а современные системы вентиляции и материалы теплоизоляции сохраняют тепло. Это в условиях якутских морозов приносит большую экономию: при оплате коммунальных услуг - до 40 процентов, горячей воды - до 50 процентов, на отоплении - 25 процентов.
 
В Республике Саха (Якутия) заложены правовые основы для развития «зеленой» экономики в части управления экологией и природными ресурсами. Якутия сегодня единственный регион с действующими Экологической доктриной и законом об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
 
Экологическая доктрина Республики Саха (Якутия) является системой социально-­экономических, природно­-экологических и правовых принципов и положений, сочетающих инновационные подходы к освоению природных ресурсов и менталитет северных народов с особым и трепетным отношением к экосфере, одухотворением природы и вековыми практиками жизнедеятельности.
 
Концепция экологического поведения, ответственного недропользования ставится во главу взаимоотношений в вопросах промышленного освоения территорий и отношения населения к вопросам экологии. Предприятия-­природопользователи должны учитывать специфические особенности природно­-климатических зон Якутии. Установлена их экологическая и социальная ответственность за порчу природы. Обязательным становится научное обеспечение экологической и природоохранной деятельности.
 
Отныне все принимаемые документы экономического, социального развития республики и муниципальных образований, стратегия развития республики, муниципальные стратегии должны учитывать положения и содержать требования Экологической доктрины республики.
 
Заметным в последние годы становится реализация закона республики «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», принятого 14 апреля 2010 года. Этнологическая экспертиза проводится в целях социально ориентированного недропользования, социально­экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
 
По итогам проведенных экспертиз на сегодня уже семи родовым общинам коренных малочисленных народов Севера в республике возмещено порядка 30 миллионов рублей по разного рода убыткам, связанным с хозяйственной деятельностью крупных компаний.
 
В то же время мы считаем, что необходим федеральный закон об этнологической экспертизе. Президент Российской Федерации В.В. Путин по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 31 октября 2016 года, поручил Правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до конца 2017 года рассмотреть вопрос о нормативном закреплении процедуры этнологической экспертизы. Мы надеемся на положительное решение.
 
Парламент Якутии также подготовил и внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательную инициативу о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395­1 «О недрах». Мы предлагаем ввести в него норму об обязательном проведении этнологической экспертизы, а также норму об участии недропользователей в социально­экономическом развитии территории, на которой они осуществляют свою деятельность. Обязательной частью лицензии на пользование участками недр должно являться положение об условиях участия компаний­-недропользователей в социально-­экономическом развитии субъекта и муниципальных образований на основе заключения соответствующих соглашений. Это будет важной частью диалога государства и бизнеса в части обеспечения экологической безопасности территорий промышленного освоения.
 
Существует также проблема, имеющая глобальный характер, — это экология Арктики. В последние десятилетия существенно увеличилась доступность удаленных арктических территорий, и их интенсивное хозяйственное освоение приносит ухудшение состояния почв, водоёмов, воздуха. Серьёзное опасение экологов и общественности вызывает состояние реки Лены, Вилюя и других рек республики, имеющих большое воздействие на Арктику и по берегам которых проживает более трети населения республики.
 
Здесь нами также видится решение, которое мы озвучивали на различных площадках, в том числе международных форумах, — выработать Арктическую экологическую доктрину, на основе которой будет в дальнейшем приниматься арктическое экологическое законодательство и законодательство, регулирующее развитие «зеленой» экономики.
 
Хозяйственное освоение территории Якутии становится с каждым годом все более интенсивным, соответственно законотворческая работа, надлежащее экологическое правовое обеспечение с целью гармонизации экономического роста и вопросов охраны окружающей среды на основе баланса интересов власти, бизнеса и общества становится всё более насущной задачей.
 
 
Парламентская газета, 29 мая 2017 года
Дата последнего изменения: 25 декабря 2017, 13:53
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице