17 сентября 2019 года, 08:24 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (09:00)

Расходы госбюджета Якутии на завоз грузов в арктические и северные улусы за 2009-2011 годы составили 544 миллиона рублей

Народный депутат республики, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Виктор Губарев провел 30 мая 2012 года круглый стол, посвященный реализации закона «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)».
 
В мероприятии приняли участие вице-спикер парламента Андрей Кривошапкин, заместитель председателя правительства Анатолий Скрыбыкин, народные депутаты республики Александр Уаров, Дмитрий Горохов, Афанасий Софронеев, Вячеслав Куличкин, Георгий Артемьев, Оксана Винокурова, Елена Голомарева, министр транспорта и дорожного хозяйства Семен Винокуров, заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики Денис Белозеров, глава Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Вадим Новиков и другие.
 
Открывая круглый стол, Виктор Губарев отметил, что завозу грузов в арктические и северные районы Якутии уделяется большое внимание. «Для Якутии северный завоз жизненно важен. Это мероприятие ежегодно требует финансовых средств из республиканского бюджета», - сказал депутат.
 
Ежегодно ситуация осложняется тем, что в некоторых районах навигация из-за маловодности рек длится несколько дней. «К примеру, в Момском районе навигация длится 5-7 дней, а в Оленекском районе в этом году зимники закрылись на месяц раньше, что потребовало увеличения расходов», - сказал Виктор Губарев.
 
С докладом, посвященным реализации закона «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)», выступил глава Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Вадим Новиков, с содокладом об организации завоза сельскохозяйственной продукции в арктические и северные улусы – заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики Денис Белозеров. Генеральный директор ОАО «Якутоптторг» Александр Шарин проинформировал о деятельности возглавляемого предприятия по завозу социально значимых продовольственных товаров в арктические и северные улусы.
 
Выступающие отметили, что республиканский закон «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)» устанавливает правовые и организационные основы государственного регулирования завоза грузов в арктические и северные улусы. Целью государственного регулирования завоза грузов в арктические и северные улусы является наиболее полное обеспечение физической и ценовой доступности социально значимых товаров для населения указанных улусов.
 
Во исполнение закона разработано и принято постановление правительства Якутии «О мерах по совершенствованию системы обеспечения продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости арктических и северных улусов и труднодоступных, отдаленных населенных пунктов с ограниченными сроками завоза грузов Республики Саха (Якутия)», которым утверждены перечни социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости, перечень труднодоступных и отдаленных населенных пунктов арктических и северных улусов, схема завоза сельскохозяйственной продукции и вывоза промысловой продукции из арктических улусов.
 
Ежегодно нормативным актом правительства республики по перечню утвержденных видов продовольственных и непродовольственных товаров определяется и утверждается объем досрочно завозимых товаров в арктические и северные улусы.
 
Уполномоченным органом исполнительной власти по завозу грузов в арктические и северные улусы республики определено ОАО «Якутоптторг», который является оптовым предприятием, имеющий оптово-складскую сеть на территории 22 улусов и в городе Якутске. Основной задачей предприятия является бесперебойное обеспечение населения и учреждений социальной сферы продовольственными товарами в необходимом объеме.
 
На осуществление задач в области обеспечения государственного задания по завозу грузов, из государственного бюджета Якутии ежегодно предусматриваются ассигнования на субсидирование расходов, связанных с доставкой продовольственных товаров, снижение оптово-отпускных цен  на продовольственные товары для населенных пунктов арктической и северной групп улусов при резком повышении закупочных цен, возмещение части транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические и северные улусы.
 
Согласно информации Министерства финансов Якутии, за 2009-2011 годы расходы государственного бюджета (без учета выплат на страхование грузов) на эти цели составили 544 миллиона рублей, в том числе: за 2009 год – 165 миллионов рублей, 2010 год – 157,5 миллиона рублей, 2011 год – 221,4 миллиона рублей. В структуре расходов государственного бюджета значительную долю составляют расходы по предоставлению субсидий на снижение оптово-отпускных цен на продовольственные товары (39,5%), по возмещению транспортных расходов по доставке продовольственных товаров (35,9%) и сельскохозяйственной продукции (23,4%).
 
В целях обеспечения закупки и доставки переходящих запасов социально значимых продовольственных товаров и пополнения оборотных средств уполномоченного оператора по завозу грузов из государственного бюджета Якутии предоставлены средства на увеличение доли республики в его уставном капитале на сумму 233,6 миллиона рублей. Кроме этого, для осуществления закупок и организации завоза грузов в арктические и северные улусы ОАО «Якутоптторг» за 2009-2011 годы предоставлены государственные гарантии по банковским кредитам на сумму 290 миллиона рублей.
 
ОАО «Якутоптторг» в арктические и северные улусы в 2009-2011 годах водным и воздушным транспортом всего завез более 25 тысяч тонн социально значимых продовольственных товаров, в том числе в 2009 году – 8,9 тысячи тонн, 2010 году – 8,6 тысячи тонн и в 2011 году – 7,5 тысячи тонн. При этом установленные правительством Якутии объемы заданий по завозу социально значимых продовольственных товаров в целом за три года выполнены на 100,1%.
 
В целях обеспечения арктических и северных улусов сельскохозяйственной продукцией местного производства, организации вывоза промысловой продукции из арктических и северных улусов правительством Якутии принято постановление «О порядках предоставления субсидии на частичное возмещение транспортных расходов по завозу сельскохозяйственной продукции в арктические, северные улусы и вывозу промысловой продукции из арктических и северных улусов и на возмещение части затрат для удешевления стоимости сырья, кормов, семян, завозимых извне республики, и доставки кормов в северные арктические улусы для производства сельскохозяйственной продукции за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)».
 
Во исполнение данного постановления уполномоченными операторами Минсельхоза за 2009-2011 годы в арктические и северные улусы завезено около 2,5 тысяч тонн картофеля и овощей завезено. При этом, как обратная загрузка привлеченных транспортных средств, из этих улусов организован вывоз 3,4 тысячи тонн рыбы и 110 тонн мяса.
 
В целях удешевления оптовых и розничных цен завозимой сельскохозяйственной продукции и организации ее завоза в арктические и северные улусы, из государственного бюджета республики за 2009-2011 годы было выделено 127,4 миллиона рублей.
 
В результате проведенной работы организована и налажена гарантированная система завоза социально значимых продовольственных товаров в арктические и северные улусы, сформирован комплекс мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку в отдаленные и труднодоступные населенные пункты республики. Благодаря принятым мерам по снижению оптово-отпускных цен на продовольственные товары достигнута ценовая доступность для всех слоев населения.
 
Однако, несмотря на позитивные результаты в системе организации северного завоза, отдельные проблемы по обеспечению жизнедеятельности населения арктических и северных улусов сохраняются. Объемы поставляемого ассортимента продовольственных товаров не соответствует требованиям рационального питания, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения в экстремальных климатических условиях Севера. Остается несовершенной система торговли в населенных пунктах арктических и северных улусов, в их большой части отмечается отсутствие торговых площадей, холодильного оборудования и складских помещений для длительного хранения продовольственных товаров. Из-за высоких издержек содержания и нехватки собственных оборотных средств, в отдельных населенных пунктах поставлен вопрос проведения процедуры банкротства организаций розничных сетей торговли. В  отдельных  населенных пунктах отсутствуют хлебопекарни.
 
Субъекты малого предпринимательства не обладают достаточно развитой материально-технической базой и соответствующей суммой оборотных средств, что не позволяет им завезти необходимый ассортимент товаров. Слабо развитая финансово-кредитная система на местах  способствует осложнению ситуации в сфере товарно-денежного оборота в сфере торговли. Из-за неплатежеспособности операторов розничной торговли ОАО «Якутоптторг» на сегодня имеет просроченную дебиторскую задолженность в сумме 97 миллионов рублей, из которой более половины составляют долги обанкротившихся или ликвидированных организаций торговли.
 
Не менее серьезной проблемой является отсутствие полномочий у органов местного самоуправления в области организации, управления и контроля в сфере торговли, что отражается на отсутствии системного подхода по решению проблем обеспечения социально значимыми товарами населения арктических и северных улусов.
 
Одним из важных направлений для наиболее полного обеспечения потребностей арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия) в потребительских товарах, является восстановление Северного морского пути. Вдоль берегов территории республики проходит одна треть Северного морского пути. Кроме того, несколько крупных судоходных рек впадают в Северный ледовитый океан, создавая разветвленную водную сеть транспортных артерий всего северного края.
 
Для республики восстановление Северного морского пути означает обеспечение эффективного судоходства на участке от устья Анабара до устья Колымы. В результате должны получить развитие все сопутствующие элементы транспортной схемы, включая навигационное, гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, радиорелейная и космическая связь. Важным элементом восстановления Северного морского пути является его взаимосвязь с другими транспортными коммуникациями республики. Железная дорога Беркакит – Якутск позволит соединить широтные внутриреспубликанские автодороги и Транссибирскую магистраль.
 
Вместе с тем, работы, проводимые органами исполнительной власти республики на федеральном уровне по восстановлению Северного морского пути, желаемых результатов не дали.  
 
В целях повышения уровня обеспеченности населения арктических и северных улусов республики социально значимыми товарами первой необходимости, участники круглого стола рекомендуют правительству Якутии рассмотреть вопрос организации участия в разработке проекта федерального закона «О северном морском пути» совместно с правительством Архангельской области и в мероприятиях по восстановлению администрации Северного морского пути. Также правительству рекомендуется разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) проект закона Республики Саха (Якутия) «О системе организации внутренней торговли в Республике Саха (Якутия)», регламентирующего свод общих правил торговли и поведение всех участников рынка потребительских товаров, рассмотреть возможность реструктуризации дебиторской задолженности ОАО «Якутоптторг» и т.д.
 
Государственному комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) рекомендуется принять меры по совершенствованию системы товародвижения и рационализации схемы завоза товаров в арктические и северные улусы, осуществить соответствующий контроль за целевым использованием средств, выделяемых из государственного бюджета Якутии на поддержку завоза социально значимых товаров первой необходимости в арктические и северные улусы.
 
Государственному Собранию (Ил Тумэн) необходимо принять меры по организации парламентского контроля за ходом реализации положений закона «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)», с выездом в арктические и северные улусы.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
Опубликовано: 30 мая, 2012 - 11:43
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице