17 июля 2019 года, 18:33 (UTC+9:00) t в Якутске: 19 (21:00)

Половина российских особо охраняемых природных территорий — в Якутии. Статья А.Н. Жиркова в «Парламентской газете» Федерального Собрания РФ

Издревле у якутского народа заложено особо бережное, сакральное отношение к природе, иного и не могло быть в условиях суровой, экстремальной природной среды. Если в мире в целом идеи создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) вызывают у населения неоднозначную реакцию, наш народ воспринял и всецело поддержал эту идею. Население Якутии тепло встретило объявление 2017 года Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации.
 
В этом году мы превысили запланированный в 2014 году показатель площади ООПТ в 1 миллион кв. км. 1,1 миллиона кв. км стали землями ООПТ — это 37 процентов территории республики. Занимаемые ООПТ Якутии площади сегодня составляют половину площади всех ООПТ Российской Федерации.
 
Историю создания ООПТ Якутии можно разделить на три этапа. Первый этап начался в 1969 году с появлением первых заказников — «Харыйалах» («Горный улус»), «Джероно» («Хангаласский улус»). В 1984 и 1985 годах по­явились первые федеральные заповедники - «Олекминский» и «Усть-Ленский». Этот этап связан с началом строительства БАМа и Южно-Якутского производственного комплекса. Тогда площадь созданных в Якутии государственных заказников и заповедников составляла менее трёх процентов от общей площади республики.
 
Второй этап начался в 90-х годах прошлого века, когда впервые в России руководством Якутии было принято решение о создании системы ООПТ. 16 августа 1994 года первым президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым­ был издан ставший для нас историческим Указ «О мерах по развитию особо охраняемых территорий». Республика взяла обязательства перед мировым сообществом о сохранении и резервировании 25 процентов своей площади (700 тысяч кв. км) для будущих поколений. Была создана не имеющая аналогов в мире система особо охраняемых природных территорий.
 
Новый, третий, этап развития ООПТ начался со второго десятилетия XXI века, с началом нового масштабного хозяйственного освоения Якутии. Это газопровод «Сила Сибири», Эльгинское угольное месторождение, новые территории производства АК «АЛРОСА», возрождение интереса к промышленному освоению Арктики, Томторское месторождение редкоземельных металлов. Имеются вопросы экологического характера и в связи с реализацией закона о «дальневосточном гектаре».
 
Основными документами третьего этапа развития ООПТ следует считать принятые в 2011 году парламентом Якутии Концепцию развития природоохранного законодательства Республики Саха (Якутия), Концепцию развития системы особо охраняемых природных территорий до 2020 года и принятую в 2016 году Экологическую доктрину Республики Саха (Якутия).
 
Отныне все принимаемые документы экономического, социального развития республики и муниципальных образований, стратегия развития республики, муниципальные стратегии должны учитывать положения и содержать требования Экологической доктрины. Высокие экологические стандарты должны стать первоочередной составляющей всех планируемых к реализации на территории республики промышленных проектов.
 
В республике сложилось уникальное сочетание мест традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера и особо охраняемых природных территорий. По инициативе парламента Якутии также впервые принят закон об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
 
Президент Российской Федерации В.В. Путин по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 31 октября 2016 года, поручил Правительству России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до конца 2017 года рассмотреть вопрос о нормативном закреплении процедуры этнологической экспертизы. Мы надеемся на положительное решение.
 
Хозяйственное освоение территории Якутии становится с каждым годом всё более интенсивным, соответственно законотворческая работа, надлежащее экологическое правовое обеспечение с целью гармонизации экономического роста и вопросов охраны окружающей среды, развития ООПТ на основе баланса интересов власти, бизнеса и общества становится всё более насущной задачей.
 
 
"Парламентская газета", 4 сентября 2017 года
Дата последнего изменения: 06 сентября 2017, 11:03
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице