22 мая 2018 года, 05:50 (UTC+9:00) t в Якутске: -1.2 (03:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Организация и обеспечение местного самоуправления

В области организации и обеспечения местного самоуправления в республике за 2005 год принято 19 законов Республики Саха (Якутия).

Народные депутаты Республики Саха (Якутия) продолжили работу по формированию законодательной основы деятельности органов местного самоуправления.

Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2005 года 240-З № 487-III «О порядке образования и статусе глав вновь образованных муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия), народных депутатов Республики Саха (Якутия) Е.С. Никитиной, Г.В. Вадюхина). Закон имеет своей целью установить на срок полномочий порядок избрания и статус глав вновь образованных муниципальных образований. Устанавливается, что глава вновь образованного муниципального образования избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, возглавляет одновременно исполнительно-распорядительный орган и представительный орган поселения с численностью менее 1 000 человек, с численностью населения более 1000 человек – является главой местной администрации. 12 октября 2005 года в данный закон внесены изменения Законом Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2005 года 275-З № 567-III «О внесении изменения и дополнения в статью 2 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке избрания и статусе глав вновь образованных муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Законом установлена возможность для глав вновь образованных сельских поселений численностью населения менее 3000 человек одновременно возглавлять представительный орган муниципального образования и исполнительно-распорядительный орган.

 

Приняты 3 закона Республики Саха (Якутия) по внесению изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 173-З № 353-III «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)»:

- Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2005 года 244-З № 495-III «О внесении дополнения в статью 4 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) М.Л. Брук, О.А. Мельниченко, С.В. Гремяко, А.Н. Дудникова). Согласно данному закону территория Алданского улуса (района), не вошедшая ранее в границы вновь образованных муниципальных образований, отнесена к межселенной территории муниципального района «Алданский улус (район)»;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2005 года 245-З № 497-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова). Перечень наслегов, образованных на территории Усть-Алданского улуса (района), дополнен новым муниципальным образованием «Хоринский 1-й наслег» с административным центром в с. Чаранг;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 года 297-З № 601-III «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Ф.С. Тумусова). Законом вносятся изменения в части описания границ сельского поселения «Кентикский наслег» Верхневилюйского улуса (района), путем установления границы с Сунтарским улусом (районом) по водоразделу р. Ботомою до р. Илин-Юрях.

 

В связи с продлением сроков вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят Закон Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 года 298-З № 603-III «Об особенностях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Республике Саха (Якутия) в переходный период» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон устанавливает особенности осуществления местного самоуправления, формирования экономической основы местного самоуправления во вновь образованных на поселенческом уровне муниципальных образований в Республике Саха (Якутия) и предусматривает переход с 1 января 2006 года к осуществлению полномочий вновь образованных городских и сельских поселений в полном объеме в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На 25 (очередном) пленарном заседании, состоявшемся 13 июля 2005 года, принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О Реестре муниципальных должностей Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно закону в новой редакции излагается приложение к закону, содержащее конкретный перечень муниципальных должностей.

 

Большая работа проведена в области избирательного законодательства – приняты 4 базовых закона в данной сфере:

- Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года 210-З № 423-III «О местном референдуме в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В законе устанавливается порядок реализации инициативы проведения, порядок назначения, подготовки и проведения местного референдума в Республике Саха (Якутия) и определяются дополнительные гарантии реализации гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования в Республике Саха (Якутия), их права на участие в местном референдуме. На местный референдум выносятся вопросы местного значения, законами республики и уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам в количестве не менее 10 человек, совместно представительному органу муниципального образования и главе администрации, избирательному (иному общественному) объединению. Назначается местный референдум представительным органом в течение 30-ти дней со дня внесения инициативы, в противном случае – судом. Отдельными главами в законе определяются порядок реализации инициативы проведения местного референдума и статус инициативных групп и иных групп участников местного референдума. Инициативная группа обращается в комиссию местного референдума с ходатайством о проведении референдума, к которому прилагает протокол собрания, на котором принято решение о выдвижении инициативы и назначении уполномоченных представителей. Комиссия местного референдума в течение 15 дней рассматривает ходатайство и в случае положительного решения передает все документы в представительный орган муниципального образования. Если представительный орган в течение 20 дней признает вопрос возможным быть вынесенным на местный референдум, инициативная группа в срок 15 дней регистрируется. В следующие 20 дней со дня регистрации инициативной группы собираются подписи участников местного референдума, необходимое количество подписей для назначения референдума составляет 5 процентов от числа зарегистрированных участников. По окончании проверки подписей и в случае, если они отвечают всем предъявляемым данным законом требованиям, комиссия местного референдума передает все документы в представительный орган местного самоуправления. Также в законе отдельными главами урегулированы получение и распространение информации о местном референдуме, финансирование местного референдума, организация и осуществление голосования, подсчет голосов участников местного референдума, установление результатов местного референдума и их опубликование;

- в связи с тем, что в переходных положениях Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» определена обязанность субъектов Российской Федерации не позднее 31 марта 2004 года определить дату выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления, а также обязанность провести выборы не позднее 1 ноября 2005 года, Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года 208-З № 429-III «Об определении даты выборов в представительные органы местного самоуправления и глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия) и об установлении срока их полномочий» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Закон определяет дату выборов в представительные органы местного самоуправления и глав вновь образованных муниципальных образований – 16 октября 2005 года. Также установлен срок полномочий указанных выборных лиц – 2 года;

- впервые в республике принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 года 228-З № 463-III «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Г.В. Вадюхина, А.И. Гаврильева, Д.Н. Горохова, В.Ю. Федорова), объединивший в один нормативный правовой акт нормы, регулирующие выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, выборы глав муниципальных образований и выборных должностных лиц органов местного самоуправления. Признаются утратившими силу Закон Республики Саха (Якутия) от 7 июля 1999 года З № 111-II «О выборах глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)» (в ред. законов от 10.07.2002 г. 43-З № 421-II, от 17.10.2002 г. 62-З № 461-II, от 16.09.2003 г. 61-З № 125-III) и Закон Республики Саха (Якутия) от 8 июля 1999 года З № 115-II «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)» (в ред. законов от 10.07.2002 г. 44-З № 423-II, от 17.10.2002 г. 63-З № 463-II). В законе устанавливаются выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства. Кандидатом в представительные органы местного самоуправления может быть выдвинут гражданин, проживающий на территории муниципального образования и достигший 18 лет, главой муниципального образования может быть избран гражданин, достигший 21 года. Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны органы местного самоуправления, депутаты. Закон предусматривает выдвижение кандидатов как самостоятельно, путем самовыдвижения, так и в составе списка кандидатов. Расходы на подготовку и проведение выборов возлагаются на бюджеты муниципальных образований, каждый кандидат создает фонд для финансирования своих выборов, предельная сумма которого не должна превышать при выборах депутатов и иных выборных должностных лиц 1 млн. рублей, а при выборах глав муниципальных образований – 3 млн. рублей. Закон подробно регламентирует все этапы выборов, статус кандидатов, порядок информирования избирателей и предвыборной агитации, голосование и определение результатов выборов;

- в связи с изменениями в федеральном законодательстве и необходимостью регулирования сроков полномочий и даты выборов органов местного самоуправления, сроки полномочий которых истекают 14 июля 2005 года 2005 года, 14 июля 2005 года принят Закон Республики Саха (Якутия) «О сокращении сроков полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований «Аллаиховский улус», «Среднеколымский улус (район)», «Эвено-Бытантайский национальный улус», глав муниципальных образований «Аллаиховский улус», «Среднеколымский улус (район)» и совмещении дня голосования на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований «Аллаиховский улус», «Среднеколымский улус (район)», «Эвено-Бытантайский национальный улус», глав муниципальных образований «Аллаиховский улус», «Среднеколымский улус (район)» с днем голосования на выборах депутатов представительных органов вновь образованных на поселенческом уровне муниципальных образований, глав вновь образованных на поселенческом уровне муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно закону полномочия глав и депутатов представительных органов местного самоуправления указанных муниципальных образований сокращаются и выборы назначаются на 16 октября 2005 года.

 

В целях более эффективной реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий приняты законы Республики Саха (Якутия):

- Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2005 года 246-З № 499-III «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Органы местного самоуправления 36 муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по воздействию на порядок ценообразования посредством утверждения цен и тарифов, издания нормативных правовых актов, а также по осуществлению контроля за соблюдением государственной дисциплины цен (тарифов). Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями в отношении исчерпывающего перечня товаров и услуг, указанных в данном законе, на неограниченный срок. Для реализации передаваемых полномочий по регулированию цен (тарифов) местным бюджетам из Фонда компенсаций предоставляются субвенции, общий объем которых рассчитывается в соответствии с методикой, указанной в приложении № 2 закона. Также устанавливается порядок осуществления государственного контроля за реализацией органами местного самоуправления полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), порядок прекращения осуществления передаваемых полномочий и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 года 294-З № 595-III «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно положениям закона муниципальные образования Республики Саха (Якутия) наделяются полномочиями по координации и методическому руководству работой в области охраны труда и по участию в урегулировании коллективных трудовых споров. Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в составе Фонда компенсаций бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций. Неотъемлемой частью закона является методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления отдельных государственных полномочий в области охраны труда. Согласно методике субвенции рассчитываются исходя из расходов на содержание необходимых дополнительных штатных единиц, учитывается численность экономически активного населения республики в разрезе муниципальных образований и количество населенных пунктов муниципальных образований;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 года 296-З № 599-III «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В законе содержатся дополнения, устанавливающие механизм передачи финансовых средств и методика расчетов нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления отдельных государственных полномочий, также исключаются из перечня муниципальных образований, наделенных данными полномочиями органы местного самоуправления поселенческого уровня.

 

В целях совершенствования законодательства, регулирующего оплату труда муниципальных служащих, приняты 2 закона Республики Саха (Якутия):

- Закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2005 года 281-З № 569-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О предельных нормативах денежного вознаграждения лиц, замещающих выборные муниципальные должности, и денежном содержании муниципальных служащих муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законом введено ежемесячное денежное поощрение в размере 40 процентов денежного вознаграждения лицам, регулируемым данным законом с 1 сентября 2005 года и исключается норма, устанавливающая возможность финансирования расходов на денежное содержание и иные выплаты за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в муниципальных образованиях, получающих средства из государственного бюджета;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 года 295-З № 597-III «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «О предельных нормативах денежного вознаграждения лиц, замещающих выборные муниципальные должности, и денежном содержании муниципальных служащих муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Дополняется приложение № 3 к данному закону размерами денежного вознаграждения для глав городского (сельского) поселения, председателей Совета с численностью населения от 500 до 1000 человек, менее 500 человек.

На 28 (очередном) пленарном заседании принят Закон Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 года З № 617-III «О Суктуле юкагирского народа» в новой редакции (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.В. Кривошапкина). Закон определяет основы местного самоуправления сельских поселений в местностях компактного проживания юкагиров и государственные гарантии его осуществления. Согласно закону Суктулом признается муниципальное образование в форме сельского поселения, в пределах которого осуществляется местное самоуправление в местах компактного проживания юкагиров. В законе определены полномочия местных органов, наименования и статус органов Суктула, в частности для представительного органа Суктула определено наименование – Совет Суктула (Суктул Мойчэпул), для главы – Вождь (аниджа) Суктула, для исполнительно-распорядительного органа Суктула – наслежная администрация. С целью защиты прав малочисленного народа юкагиров отдельной статьей закона определены права органов Суктула и общественных организаций юкагирского народа в области землепользования, водопользования, использования недр, животного и растительного мира.

 

Признан утратившим силу Закон Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2000 года З № 171-II «О статусе главы муниципального образования в Республике Саха (Якутия)».

Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2005 года 280-З № 555-III «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Согласно закону признаны утратившими силу следующие законы Республики Саха (Якутия):

- Закон РС (Я) от 15 декабря 1998 года З № 51-II «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)»;

- Закон РС (Я) от 10 июля 2002 года 42-З №419-II «О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Республике Саха (Якутия), установления их границ и наименований»;

- Закон РС (Я) от 15 июня 2002 года 23-З № 377-II «О собраниях (сходах), конференциях граждан в Республике Саха (Якутия)»;

- Закон РС (Я) от 10 июля 2003 года 47-З № 95-III «О порядке принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)»;

- Закон РС (Я) от 15 июня 2004 года 140-З № 285-III «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)».

Последнее изменение: 12.05.2011 21:26
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице