19 августа 2018 года, 09:30 (UTC+9:00) t в Якутске: +17.3 (06:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности

Государственное устройство и конституционные права граждан

 

За 2004 год Государственным Собранием (Ил Тумэн) принято 17 законов Республики Саха (Якутия) в области государственного строительства и конституционных прав граждан.

По инициативе Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 года 135-З № 275-III «О государственных наградах Республики Саха (Якутия)». Закон устанавливает основы учреждения и присвоения государственных наград Республики Саха (Якутия), как высшей формы государственного и общественного признания особых заслуг граждан. В систему государственных наград входят ордена, медали, почетные звания, государственные премии, Грамота Президента Республики Саха (Якутия) и знаки отличия Республики Саха (Якутия). Государственными наградами Республики Саха (Якутия) награждаются физические лица за особые заслуги перед республикой. Орденами могут быть награждены организации (юридические лица). Повторное награждение одноименной государственной наградой Республики Саха (Якутия) не производится. Государственные награды Республики Саха (Якутия) учреждаются Государственным Собранием (Ил Тумэн), награждение осуществляется Президентом Республики Саха (Якутия) посредством издания указа о награждении. Правом возбуждения ходатайства о награждении обладают государственные, муниципальные органы, организации, партии и общественные объединения. Одновременно с ходатайством оформляется наградной лист и вносится в администрацию муниципального образования для последующего направления в республиканский орган исполнительной власти. Законом также регулируются полномочия Комиссии по государственным наградам при Президенте Республики Саха (Якутия), порядок вручения государственных наград, права награжденных, а также основания для лишения и восстановления государственной награды. Правительству Республики Саха (Якутия) по инициативе народного депутата А.И. Гаврильева поручено разработать проект положения о государственных наградах и внести его на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн).

 

В целях развития языков коренных малочисленных народов Севера, создания условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков коренных малочисленных народов Севера принят Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 111-З № 243-III «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Ю.М. Бублика, Ю.А. Дойникова, А.В. Кривошапкина, Е.А. Портнягиной, Н.М. Парникова). К языкам коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) отнесены долганский, чукотский, эвенкийский, эвенский и юкагирский языки. Закон устанавливает гарантии органов государственной власти, социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков коренных малочисленных народов Севера. Языки коренных малочисленных народов Севера являются официальными в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Данный закон закрепляет дополнительные права граждан по использованию языков коренных малочисленных народов Севера при получении ими основного общего образования, взаимодействии с государственными органами, организациями, предприятиями и учреждениями.

 

По инициативе представительного органа муниципального образования «Город Якутск» принят Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 118-З № 227-III «О порядке образования и деятельности административных комиссий в Республике Саха (Якутия)». Закон устанавливает порядок образования и деятельности административных комиссий в Республике Саха (Якутия). Согласно закону административные комиссии создаются представительным органом муниципального образования на территории соответствующего муниципального образования в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и не менее четырех членов административной комиссии, срок полномочий которых составляет 5 лет. Члены административной комиссии работают на общественных началах, за исключением ответственного секретаря, полномочия которого определены в статье 8 данного закона. Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных на территории соответствующего муниципального образования и отнесенных к их компетенции законами Республики Саха (Якутия). Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий осуществляется органами местного самоуправления. Согласно закону административные комиссии должны быть образованы в течение месяца после вступления в силу данного закона.

 

В области определения статуса судебных органов и регулирования отношений судопроизводства приняты следующие законы Республики Саха (Якутия):

- Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2004 года 135-З № 287-III «О внесении изменения в статью 22 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова). Изменения внесены в статью 22 действующего закона в части исключения положения об ограничении избрания судей на должности Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря двумя сроками подряд;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 года 138-З № 281-III «О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Н. Ким-Кимэна). Закон определяет статус представителя общественности в квалификационной коллегии судей, требования к представителям общественности, порядок назначения и срок полномочий. В состав коллегии судей Республики Саха (Якутия) входят 7 представителей общественности, являющиеся членами коллегии и назначаемые Государственным Собранием (Ил Тумэн). Кандидатуры для назначения представителями общественности предлагаются общественными объединениями, трудовыми коллективами, представительными органами местного самоуправления. Закон содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых в Государственное Собрание (Ил Тумэн) для рассмотрения кандидатур. Государственное Собрание (Ил Тумэн) за 2 месяца публикует сообщение о сроках и порядке внесения предложений, которые вносятся в течение 30 календарных дней со дня опубликования сообщения. Назначение представителей общественности оформляется постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн). Срок полномочий представителей общественности определяется сроком полномочий квалификационной коллегии судей Республики Саха (Якутия).

 

В сфере регулирования государственной службы в республике по инициативе Правительства Республики Саха (Якутия) приняты следующие законы Республики Саха (Якутия):

- Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 117-З № 229-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон внесен в целях упорядочения обеспечения денежным вознаграждением лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия) (категория «А»), согласно основным параметрам государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2004 год;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 года 136-З № 277-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной службе в Республике Саха (Якутия)». Изменения вызваны необходимостью приведения закона Республики Саха (Якутия) в соответствие с Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера» в части денежного содержания государственных служащих. В частности, суммы материальной помощи исключаются из денежного содержания и учитываются как иные выплаты государственным служащим, предусмотренные законодательством;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2004 года 145-З № 297-III «О внесении изменения и дополнения в статью 27 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной службе в Республике Саха (Якутия)». Данные дополнения устраняют неопределенный статус оплаты и предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска государственным служащим категории «А»;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года 184-З № 375-III «О внесении дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно закону в сводный перечень государственных должностей Республики Саха (Якутия) дополнительно введена должность члена Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) с размером денежного вознаграждения 14570 рублей в месяц.

 

В целях определения статуса народных депутатов Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 года 137-З № 279-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Н. Ким-Кимэна). Изменения обусловлены изменениями в структуре Государственного Собрания (Ил Тумэн), приведением республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Народным депутатом Республики Саха (Якутия) является избранный представитель народа, полномочия народного депутата начинаются со дня его избрания народным депутатом Республики Саха (Якутия) и прекращаются с момента начала первого пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) нового созыва. В течение срока полномочий народный депутат Республики Саха (Якутия) не вправе занимать другие государственные и муниципальные должности. Народный депутат Республики Саха (Якутия) имеет удостоверение и нагрудный знак, положения о которых утверждаются Государственным Собранием (Ил Тумэн). Народный депутат Республики Саха (Якутия) осуществляет свою деятельность в предусмотренных данным законом формах, имеет право вносить предложение о направлении депутатского запроса должностным лицам, назначать депутатское расследование, обязан отчитываться перед избирателями своего округа, информировать избирателей о своей деятельности. Закон содержит основные гарантии осуществления деятельности народного депутата Республики Саха (Якутия), а также ответственность за нарушение законодательства о статусе народного депутата.

 

15 июля 2004 года принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2004 года 151-З № 313-III «Об официальной символике в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова). Закон устанавливает статус официальных символов в Республике Саха (Якутия) - Государственного герба, Государственного флага, вспомогательной государственной символики, местной (муниципальной) и иной символики. Определены общие принципы и порядок их воспроизведения и официального использования.

 

В области регулирования избирательного процесса в республике принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2004 года 154-З № 315-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О республиканском референдуме» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильева, Д.Н. Горохова, Г.В. Вадюхина). Согласно вносимым изменениям республиканский референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Республики Саха (Якутия), по вопросам, имеющим важное значение для Республики Саха (Якутия). В законе содержится исчерпывающий перечень вопросов, которые на референдум вынесены быть не могут. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам, избирательным или общественным объединениям, зарегистрированным за год до дня образования инициативной группы, иным субъектам в соответствии с федеральным законом. Инициативная группа обращается в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) с ходатайством о проведении референдума, которая в свою очередь создает комиссию референдума и в 15-дневный срок рассматривает ходатайство. В случае соответствия всех документов комиссия направляет ходатайство и все прилагаемые документы в Государственное Собрание (Ил Тумэн). Государственное Собрание (Ил Тумэн) уведомляет об инициативе Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. В случае признания вопроса, выносимого на референдум, соответствующим закону, комиссия референдума осуществляет регистрацию инициативной группы. Со следующего за регистрацией дня инициативная группа в течение 30 дней осуществляет сбор подписей в количестве не менее двух процентов от числа зарегистрированных участников референдума. В случае, если по итогам сбора подписей комиссией референдума будет принято решение об отказе в проведении референдума по основаниям, указанным в законе, данная инициативная группа лишается права повторно выйти с инициативой в течение двух лет. Референдум назначается Государственным Собранием (Ил Тумэн), голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Результаты референдума устанавливаются членами Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) с правом решающего голоса. Несостоявшимся признается референдум в случае, если в нем приняло участие не более половины зарегистрированных участников. Также Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума. Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) может признать итоги голосования недействительными по основаниям, перечисленным в законе, и в этом случае назначается повторное голосование.

 

В целях совершенствования законодательства Республики Саха (Якутия) в сфере разграничения предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также приведения его в соответствие с федеральным законодательством принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 170-З № 347-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В новой редакции излагается преамбула закона, исключена такая форма разграничения полномочий, как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями законом Республики Саха (Якутия), приведен в соответствие с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок разграничения предметов ведения и полномочий.

 

Во исполнение решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2004 года принят Закон Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 года 166-З № 339-III «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.В. Кривошапкина). Согласно закону из перечня коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) исключаются русские старожилы.

 

Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 года 163-З № 333-III «О признании утратившим силу Закона Республики Саха (Якутия) «О нотариате» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Ф.Ю. Луковцева) в связи с тем, что общественные отношения в этой сфере полностью урегулированы федеральным законодательством и действующая редакция республиканского Закона Республики Саха (Якутия) «О нотариате» фактически не применяется.

 

Организация и обеспечение местного самоуправления

 

В области организации и обеспечения местного самоуправления в республике за первое полугодие 2004 года принято 16 законов Республики Саха (Якутия).

В целях более эффективной реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления по инициативе Правительства Республики Саха (Якутия) были приняты следующие законы:

- Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 116-З № 225-III «О наделении органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния». В соответствии с данным законом органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по регистрации рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти. Расходы для осуществления указанных государственных полномочий производятся за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия). Государственные полномочия могут быть прекращены органом местного самоуправления в случае изменения соответствующих законов либо отказа органа местного самоуправления от исполнения переданных государственных полномочий вследствие необеспечения финансовыми средствами;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 131-З № 265-III «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Республики Саха (Якутия)». В соответствии с данным законом органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию документов Архивного фонда Республики Саха (Якутия). Государственные полномочия в сфере архивного дела передаются органам местного самоуправления бессрочно. Помещения архивов, архивные фонды и документы, необходимое оборудование и технические средства передаются муниципальным образованиям в безвозмездное пользование в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного закона, материальные средства, необходимые для осуществления указанных в законе полномочий передаются по договору безвозмездного пользования. Финансирование расходов органов местного самоуправления ежегодно устанавливается в законе Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной год. Контроль за исполнением данных полномочий возлагается на орган управления архивным фондом. Законом также предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

 

В связи с индексацией заработной платы работников бюджетной сферы и изменениями в оплате государственных служащих принят Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2004 года 141-З № 289-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О денежном вознаграждении лиц, замещающих выборные муниципальные должности, и денежном содержании муниципальных служащих муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно изменениям повышается предельный норматив денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, в 1,2 раза, должностной оклад и ежемесячные надбавки за квалификационный разряд к должностному окладу повышаются в 1,1 раза, размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы в размере от 40 до 70%, выслуга лет устанавливается в размере 40%, вместо ранее действовавшей 30%, размер премий с 25% увеличивается до 33%, размер материальной помощи с 16,6% до 25%. Термин «денежное вознаграждение» заменен термином «предельные нормативы денежного вознаграждения».

 

В 2004 году народные депутаты Республики Саха (Якутия) продолжили работу по приведению республиканских законов в соответствие с федеральным законодательством.

По инициативе народных депутатов Республики Саха (Якутия) К.Е. Иванова, М.У. Тимофеева, Л.Н. Владимирова принят Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2004 года 128-З № 259-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О полномочиях органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения». Изменения внесены в части приведения в соответствие с федеральным законодательством полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Исключаются нормы закона, предоставляющие право органам государственной власти Республики Саха (Якутия) преимущественной покупки земель сельскохозяйственного назначения;

 

По инициативе народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 года 139-З № 283-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия)». Закон разработан во исполнение решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2004 года «О признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия)». Из перечня оснований досрочного прекращения полномочий депутата исключено основание в связи с его выездом на постоянное место жительства за пределы территории соответствующего муниципального образования, также внесена редакционная поправка в норму, устанавливающую ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата;

 

Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 года 140-З № 285-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова). Согласно вносимым изменениям дополняются полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по изданию правовых актов в форме приказов и распоряжений, а также вносятся изменения в части вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления после их официального обнародования, если данные акты затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

 

По инициативе народных депутатов Республики Саха (Якутия) Д.Н. Горохова, Г.В. Вадюхина, А.И. Гаврильева, В.Ю. Федорова принят Закон Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 года 162-З № 331-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)». Изменения обусловлены решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2003 года о признании отдельных положений закона недействующими и противоречащими федеральному законодательству. Исключаются нормы, устанавливающие порядок работы представительного органа местного самоуправления, организацию и порядок проведения первой сессии. Также внесены поправки, исключающие право органов государственной власти определять источники формирования и направления использования финансовых ресурсов муниципальных образований, регулирование вопросов составления, утверждения и исполнения местного бюджета законодательством Республики Саха (Якутия).

Принят закон Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 года 161-З № 329-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе главы муниципального образования в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильева, Д.Н. Горохова, Г.В. Вадюхина, В.Ю. Федорова). Изменения вносятся во исполнение решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2003 года о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 12 апреля 2000 года № 171-II «О статусе главы муниципального образования в Республике Саха (Якутия)». Согласно внесенным изменениям исключается часть 2 статьи 5, регулирующая исполнение полномочий главы муниципального образования в период его временного отсутствия.

30 ноября 2004 года принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 171-З № 349-III «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон регулирует вопросы организации местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в области местного самоуправления.

Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 168-З № 343-III «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «О разграничении предметов ведения и полномочий, объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Целью закона является приведение республиканского закона в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно внесенным изменениям по всему тексту закона слова «муниципальный улус (район)» заменены на «муниципальный район». Исключены статьи 5, 6 и 7, регулирующие предметы совместного ведения, предметы ведения муниципального района и предметы ведения поселения, так как разграничение полномочий урегулировано федеральными законами. В новой редакции изложена статья 6 «Перечень и способы правового регулирования предметов совместного ведения», в которой определен перечень предметов совместного ведения, кроме того, с учетом социально-экономических, географических и иных особенностей Республики Саха (Якутия) в статье предусмотрена возможность муниципальных образований самостоятельно заключать договоры по предметам совместного ведения.

В окончательном чтении 30 ноября 2004 года принят Закон Республики Саха (Якутия) 169-З № 345-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон разработан в целях приведения республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством. Закон Республики Саха (Якутия) уточняет, что отдельными государственными полномочиями, как правило, наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Также уточнен перечень обязательных требований к закону Республики Саха (Якутия), предусматривающему наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Уточнены вопросы ответственности органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, в частности, исключено такое основание прекращения исполнения полномочий, как заключение органа государственной власти, и введено такое основание, как решение Правительства Республики Саха (Якутия) и решение суда, принятое на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия). В этом случае органы местного самоуправления обязаны отменить муниципальные правовые акты, возместить финансовые и материальные потери органам государственной власти, физическим и юридическим лицам. Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

В целях определения границ муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на XVIII пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) приняты следующие законы Республики Саха (Якутия):

- Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 172-З № 351-III «Об установлении границ и наделении статусом муниципального района муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон устанавливает границы 34 муниципальных образований на улусном уровне с определением соответствующих административных центров;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 174-З № 355-III «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В законе определены границы территорий муниципальных образований «Город Якутск» и «Жатай» с наделением их статусом городского округа;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 173-З № 353-III «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон устанавливает в поселениях муниципальных районов муниципальные образования с наделением их статусом городского и сельского поселений, определяет их границы и административные центры.

30 ноября 2004 года принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 176-З № 359-III «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О предельных нормативах денежного вознаграждения лиц, замещающих выборные муниципальные должности, и денежном содержании муниципальных служащих муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива муниципального образования «Город Якутск»). Согласно вносимым изменениям в перечень должностей муниципальных образований дополнительно включаются должности руководителя, аудитора органа муниципального финансового контроля представительного органа муниципального образования и должность депутата представительного органа муниципального образования, избранного для замещения освобожденной должности заместителя руководителя представительного органа с должностным окладом для г. Якутска 11 440 рублей. Данный закон Республики Саха (Якутия) требует внесения изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О реестре муниципальных должностей Республики Саха (Якутия)», в связи с чем по инициативе муниципального образования «Город Якутск» принят закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 175-З № 357-III «О внесении изменения и дополнения в приложение к Закону Республики Саха (Якутия) «О реестре муниципальных должностей Республики Саха (Якутия)». Оба закона вступают в силу с 1 января 2005 года.

 

Вопросы аграрной, промышленной политики и обеспечения экономического развития Республики Саха (Якутия)

 

В данной отрасли нормотворчества принято 15 законов Республики Саха (Якутия).

В области регулирования промышленной сферы и обеспечения экономического развития республики принято 4 базовых закона.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития арктических улусов республики по инициативе народных депутатов Республики Саха (Якутия) Ю.М. Бублика, Д.Н. Горохова, Ю.А. Дойникова, В.А. Дьяконова, А.В. Кривошапкина, Н.М. Парникова, Е.А. Портнягиной, М.И. Эверстова принят Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 119-З № 241-III «Об особом режиме завоза грузов в арктические улусы Республики Саха (Якутия)». Принятие данного закона обусловлено необходимостью разработки эффективного механизма поставок продукции в районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов. В общей части закона определены основные понятия, принципы организации поставок, критерии отнесения населенных пунктов к населенным пунктам арктической группы улусов, обязательная номенклатура товаров, статус целевых программ государственной поддержки поставок. В особенную часть закона включены нормы по обеспечению поставок в населенные пункты арктической группы улусов. В частности, определено, что поставки финансируются из средств фонда государственной поддержки завоза грузов в населенные пункты арктической группы улусов, определены задачи Правительства Республики Саха (Якутия) по своевременному финансированию и организации, а также координации деятельности республиканских органов, ведомств, организаций, а также органов местного самоуправления по завозу продукции. Правительство Республики Саха (Якутия) разрабатывает методику расчета потребности в финансовых средствах на обеспечение поставок продукции на основании показателей, определенных в данном законе.

По инициативе Правительства Республики Саха (Якутия) в целях упорядочения деятельности по учету и инвентаризации объектов градостроительной деятельности принят Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2004 года 125-З № 253-III «О техническом учете и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности в Республике Саха (Якутия)». Закон устраняет пробел, существовавший в законодательстве Республики Саха (Якутия), в части регулирования отношений по организации и порядку проведения технического учета объектов недвижимости на территории республики. Закон предусматривает общий порядок создания и ведения на территории Республики Саха (Якутия) единой системы технического учета объектов градостроительной деятельности для целей государственной регистрации, обеспечения достоверности базы налогообложения. В законе раскрываются основные понятия, применяемые при техническом учете, определяются основные принципы технического учета объектов градостроительной деятельности, организации, уполномоченные на выполнение технического учета, и объекты градостроительной деятельности, подлежащие техническому учету, содержание процесса технического учета, документы, на основании которых осуществляется технический учет объектов градостроительной деятельности.

В сфере регулирования отношений, связанных с созданием и использованием автомобильных дорог, принят Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2004 года 144-З № 295-III «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон определяет правовые и экономические основы государственной политики в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности на территории республики, содержит основные понятия, цели и направления государственного регулирования в области автомобильных дорог и дорожной деятельности. В законе проведена классификация автомобильных дорог по форме собственности: автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования федерального значения, автомобильные дороги общего пользования республиканского значения, а также на ведомственные, муниципальные и частные автомобильные дороги. Закон устанавливает единые правила обозначения дорог – информационный указатель автомобильной дороги на местности, состоящий из наименования и индекса автомобильной дороги. Закрепляется обязательное ведение реестра автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), который ведется органом управления дорожным хозяйством республики, регламентируются экономические основы развития дорожного хозяйства, определены источники финансирования автомобильных дорог и дорожной деятельности. Также в законе определены единые требования к содержанию, охране и использованию автомобильных дорог, установлены права и обязанности пользователей дорог, определен порядок введения временного прекращения и ограничения движения по решению Правительства Республики Саха (Якутия) в случаях, указанных в статье 38 данного закона. С учетом климатических и географических особенностей нашего региона в отдельную главу вынесено регулирование зимних автомобильных дорог и ледовых переправ.

Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2004 года 155-З № 317-III «О радиационной безопасности населения и окружающей среды Республики Саха (Якутия)» является законодательной инициативой Правительства Республики Саха (Якутия). Закон с учетом природно-климатических и географических особенностей нашего региона регулирует отношения по обеспечению конституционных прав граждан, проживающих на территории республики, на благоприятную окружающую среду и охрану их здоровья.

В сфере регулирования земельных отношений приняты следующие законы:

- Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2004 года 127-З № 257-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О плате за землю» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) К.Е. Иванова, М.У. Тимофеева, Л.Н. Владимирова). Закон устраняет противоречия действующего Закона Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 1992 года № 819-XII «О плате за землю» федеральному законодательству. Согласно вносимым изменениям представительные органы местного самоуправления имеют право устанавливать отсрочки выплаты, льготы по земельному налогу для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления. Базовые ставки арендной платы за земельные участки устанавливаются исполнительными органами местного самоуправления. Приведен в соответствие порядок распределения земельного налога и арендной платы за земли между уровнями бюджетной системы. Согласно внесенным изменениям распределение устанавливается ежегодно в порядке, установленном республиканским и федеральным законодательством. Также закон вносит редакционные поправки в отдельные нормы закона;

- Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2004 года 129-З № 261-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О пахотных землях на вечной мерзлоте» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) К.Е. Иванова, М.У. Тимофеева, Л.Н. Владимирова). Закон устраняет противоречия Закона Республики Саха (Якутия) от 29 октября 1998 года З № 43-II «О пахотных землях на вечной мерзлоте» нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

По инициативе Правительства Республики Саха (Якутия) и во исполнение Распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2002 года № 327-РП «О работе по приведению в соответствие законодательных актов Республики Саха (Якутия)» принят Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 115-З № 235-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране и использовании генофонда якутского скота». Закон создает новую редакцию вышеуказанного закона, устанавливает систему ведения племенной работы, меры государственной поддержки и полномочия республиканских органов государственной власти по сохранению и рациональному использованию якутского скота, а также по охране и развитию его генофонда. Государственное регулирование в области охраны, использования и развития генофонда якутского скота осуществляют в пределах компетенции, установленной данным законом, Правительство Республики Саха (Якутия), органы государственного управления в области сельского хозяйства и государственная племенная служба. Система ведения племенной работы включает в себя государственную регистрацию якутского скота посредством внесения записей в государственную генофондную книгу и государственный реестр селекционных достижений, обязательную сертификацию племенной продукции якутского скота, установление только чистопородного метода разведения, обязательности учета, осуществляемого собственниками якутского скота, ежегодной бонитировки якутского скота.

В области регулирования агропромышленного комплекса республики принят Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2004 года 146-З № 299-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном регулировании агропромышленного производства в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон дополняет направление республиканского бюджета и фонда развития АПК на обеспечение нефтепродуктами сельскохозяйственных товаропроизводителей. Порядок такого финансирования ежегодно определяется Правительством Республики Саха (Якутия).

В области недропользования приняты следующие законы:

- Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 113-З № 237-III «О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «О недрах» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.С. Антонова, Д.Н. Горохова, Ю.А. Дойникова, М.Н. Евсеева, В.Н. Котенева, А.А. Кухтина, А.П. Морозкина, В.Ф. Петрова). Инициаторы предложили ввести в главу VI «Государственное регулирование отношений недропользования» действующего закона новую статью, определяющую статус Государственного целевого бюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, образуемого для финансового обеспечения реализации государственной целевой программы геологоразведочных работ на территории Республики Саха (Якутия);

- Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2004 года 130-З № 263-III «О внесении изменения в статью 27 Закона Республики Саха (Якутия) «О недрах» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.П. Морозкина, А.С. Антонова, И.А. Корнева, А.А. Кухтина, В.Н. Котенева, В.Ф. Петрова, Д.Н. Горохова, М.Н. Евсеева, Ю.А. Дойникова, Ю.А. Петрова, Ю.М. Николаева). Закон изменяет статью 27 «Геологическая информация о недрах», устанавливая, что информация о недрах, полученная за счет средств Республики Саха (Якутия), является государственной собственностью республики, порядок распоряжения указанной информацией определяется Правительством Республики Саха (Якутия). При предоставлении участка недр в пользование затраты, понесенные на получение указанной информации, недропользователь возмещает в государственный бюджет Республики Саха (Якутия);

В целях устранения противоречия действующего Закона Республики Саха (Якутия) от 20 мая 1999 года З № 95-II «О качестве и безопасности пищевых продуктов» федеральному законодательству принят Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2004 года 126-З № 255-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О качестве и безопасности пищевых продуктов». (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) С.С. Олесова).

В области государственного регулирования общественных отношений в сфере алмазообрабатывающей промышленности в Республике Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 года 164-З № 335-III «О государственном регулировании отношений в сфере деятельности алмазообрабатывающей промышленности» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В законе определены общие положения государственного регулирования в данной сфере, формы государственной поддержки субъектов алмазообрабатывающей промышленности. В частности, одной из форм может выступать заключение трехсторонних соглашений по выкупу 25 процентов добываемого на территории республики алмазного сырья, мерой государственной поддержки могут выступать льготы в части налогов, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), и иные формы поддержки.

По инициативе Правительства Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 года 165-З № 337 «О перечне видов имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по предметам ведения Республики Саха (Якутия), а также для обеспечения деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия), государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия), работников государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Республики Саха (Якутия)». Закон определяет перечень имущества, являющегося государственной собственностью Республики Саха (Якутия) и необходимого для осуществления полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн), Президента Республики Саха (Якутия), вице-президента Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) и иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), Конституционного суда Республики Саха (Якутия), Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) и иных государственных служащих, а также работников унитарных предприятий и государственных учреждений.

Законом Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 года 167-З № 341-III «Об утверждении соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) Российской Федерации и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве» утверждено соглашение, подписанное 22 марта 2004 года в г. Харбин Китайской Народной Республики.

На XVIII пленарном заседании принят Закон Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2004 года 180-З № 367-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительств Республики Саха (Якутия). В первом чтении проект закона был рассмотрен 4 ноября 2004 года на XVII пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн). Закон устанавливает, что личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, являющейся собственностью граждан ведущих личное подсобное хозяйство. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, доходы от реализации плодов и продукции учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи при оказании государственной социальной помощи. Глава 3 закона определяет земельные отношения, возникающие при ведении личного подсобного хозяйства. В частности определено, что для ведения личного подсобного хозяйства гражданами могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Преимущество в выделении земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, имеют граждане, постоянно проживающие в сельской местности. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается из расчета 4 гектара на 1 члена семьи, в том числе приусадебного земельного участка – в размере 0,30 гектара. Также в законе урегулированы имущественные отношения, возникающие при ведении личного подсобного хозяйства, установлены основные направления поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, ответственность органов государственной власти и ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

 

Социальная политика

 

В области социальной политики принято 13 законов Республики Саха (Якутия).

Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года З № 231-III «О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)» является законодательной инициативой Правительства Республики Саха (Якутия). В законе определены дополнительные, наряду с установленными законодательством Российской Федерацией, права, льготы и преимущества инвалидов, а также порядок их реализации и защиты. Законом устанавливается, что не допускается разработка проектов нового строительства объектов социальной сферы, не отвечающих требованиям нормативов в области обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры, установлены гарантии получения инвалидами бесплатного образования на адекватных условиях, а также гарантии обеспечения занятости инвалидов и обеспечения инвалидов жилой площадью. В частности, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, создаются льготные условия для приобретения жилья по программе ипотечного жилищного кредитования, установлено преимущественное право получения благоустроенного жилья в населенных пунктах, в которых имеется жилой фонд с инженерным благоустройством, гарантируется денежная компенсация расходов по эксплуатации транспортных средств инвалидов, в частности расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, обслуживание и приобретение запасных частей к ним, устанавливается 50-процентная скидка с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, электроэнергии, установлены дополнительные льготы для общественных объединений инвалидов и предприятий, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Правительство Республики Саха (Якутия) обеспечивает проведение научных исследований по проблемам инвалидности с целью эффективного их решения.

В области регулирования социально-трудовых отношений по инициативе Правительства Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 112-З № 233-III «О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Согласно данному закону создается постоянно действующая Комиссия, состоящая из представителей республиканских профессиональных союзов и их объединений, республиканских объединений работодателей и Правительства Республики Саха (Якутия). Основными функциями Комиссии являются ведение коллективных переговоров, разработка проекта республиканского трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия), проведение консультаций, согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики, рассмотрение вопросов, возникающих в ходе выполнения республиканского соглашения, предотвращение коллективных трудовых споров, принятие участия в примирительных процедурах.

В целях улучшения жилищно-бытовых условий работников традиционных отраслей Севера принят Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 114-З № 245-III «О кочевом жилье для работников традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Ю.М. Бублика, Ю.А. Дойникова, А.В. Кривошапкина, Е.А. Портнягиной, Н.М. Парникова). В законе закрепляются виды кочевого жилья (легкие, средние и стационарные), а также основные требования к стандартам кочевого жилья, на основании которых Правительством Республики Саха (Якутия) устанавливаются нормы, стандарты и сроки его эксплуатации. Обеспечение кочевым жильем осуществляется на основе государственного заказа Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), которое производит расчет потребности в обеспечении кочевым жильем совместно с руководителями организаций традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия). Закон устанавливает обязанность ежегодно в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) предусматривать средства на обеспечение кочевым жильем работников традиционных отраслей, расчет и порядок распределения которых должен производиться на основе показателей, предусмотренных в данном законе.

По инициативе Правительства Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2004 года 133-З № 269-III «О распространении положений Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82/ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации на русских арктических старожилов Якутии (походчан и русско-устьинцев)». Закон распространяет положения Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» на русских арктических старожилов Якутии (походчан и русско-устьинцев), постоянно проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

На XVIII пленарном заседании 1 декабря 2004 года в сфере регулирования отношений в области охраны труда принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране труда» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В законе устанавливаются дополнительные нормы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками по сравнению с законодательством Российской Федерации. В частности, в целях улучшения условий и охраны труда работающих разрабатываются, принимаются и реализуются целевые программы улучшения условий и охраны труда на федеральном, республиканском, отраслевом и местном уровнях, неотъемлемой частью государственной системы управления охраной труда является государственная экспертиза условий труда. Также определяются формы взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

В связи с тем, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ Закон РСФСР от 21 декабря 1990 года № 438-1 «О социальном развитии села» признан утратившим силу с 1 января 2005 года, принят Закон Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2004 года 178-З № 363-III «О признании утратившим силу Закона Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 1994 года З № 39-1 «О социальной поддержке специалистов социально-культурной сферы села».

Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года 185-З № 377-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий граждан Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия).

Исключается норма, устанавливающая социальные пособия неработающим женщинам, родившим 5 и более детей, воспитавшим их до 8 лет, а также неработающим женщинам-матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до 8 лет, достигшим возраста 45 лет и имеющим специальный трудовой стаж не менее 15 лет, - в размере 1500-1700 рублей.

Также отменяются дополнительные социальные выплаты:

- гражданам, имеющим удостоверение бывшего переселенца Чурапчинского района, - в размере 155-170 рублей;

- гражданам, имеющим удостоверение переселенца с. Туой-Хая Мирнинского района, - в размере 155-170 рублей;

- гражданам из числа местных жителей, принимавшим участие в поиске и разведке алмазных месторождений и проработавшим в геологических партиях не менее 1 года в период с 1949 по 1956 год, - в размере 80-95 рублей;

- лицам, удостоенным почетных званий СССР, РСФСР, Российской Федерации, Якутской АССР и Республики Саха (Якутия), а также награжденным знаком «Почетный донор СССР» (РСФСР, Российской Федерации), - в размере 65-85 рублей;

- бывшим военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях при выполнении интернационального долга, в том числе из числа вольнонаемного состава, - в размере 160-180 рублей;

- участникам и инвалидам Великой Отечественной войны - в размере 750-770 рублей;

- участникам трудового фронта, награжденным медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», - в размере 160-180 рублей;

- гражданам, удостоенным звания народного артиста (врача, художника, писателя, поэта, учителя) СССР, РСФСР, Российской Федерации, Якутской АССР и Республики Саха (Якутия), кроме Героев Социалистического Труда, лауреатов Государственной премии и кавалеров ордена Ленина, - в размере 1300-1500 рублей;

- гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Республики Саха (Якутия)», кроме Героев Социалистического Труда, лауреатов Государственной премии и кавалеров ордена Ленина, - в размере 1700-2000 рублей;

- гражданам, удостоенным звания Героя Социалистического Труда, а также гражданам, являющимся полными кавалерами ордена Трудовой Славы, - в размере 2500-2800 рублей.

Выплата исключаемых социальных пособий и дополнительных социальных выплат, установленных до 1 января 2005 года, сохраняется на уровне 31 декабря 2004 года и выплачивается из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Механизм реализации дополнительных социальных гарантий, предусмотренных данным законом, будет устанавливаться Правительством Республики Саха (Якутия).

Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года 186-З № 379-III «О признании утратившим силу некоторых законодательных актов Республики Саха (Якутия) в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В связи с передачей полномочий по социальной защите ветеранов и инвалидов на федеральный уровень признаны утратившими силу законы Республики Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года З № 231-III «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)» и Закон Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 1997 года З № 157-I «О дополнительных льготах ветеранам в Республике Саха (Якутия)».

На XIX пленарном заседании 9 декабря 2004 года рассмотрен и принят Закон Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года 187-З № 381-III «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Действие закона распространяется только на лиц, работающих в организациях бюджетной сферы, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Закон устанавливает право работника и неработающих членов его семьи (муж, жена, несовершеннолетние дети) на оплату проезда и провоз багажа к месту использования отпуска и обратно один раз в два года, начиная со второго года работы. Также в законе определен порядок компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту работы, и размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с выездом из Республики Саха (Якутия).

9 декабря принят Закон Республики Саха (Якутия) 188-З № 383-III «О социальной поддержке ветеранов тыла и труда в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Законом установлена с 1 января 2005 года ежемесячная денежная выплата лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним в размере 375 рублей. Сумма ежемесячной выплаты в размере 175 рублей направляется на финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатных лекарств по рецептам врача. Также устанавливаются натуральные льготы в виде 50-процентной льготы по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, топлива и абонентной плате за телефон, бесплатное зубопротезирование, санаторно-курортное лечение с оплатой в размере 30% стоимости путевки. Ветеранам труда устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей и 50-процентная льгота по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, топлива и абонентной плате за телефон, бесплатное зубопротезирование. Ежемесячная денежная выплата производится органами социальной защиты населения по месту жительства.

Также 9 декабря принят Закон Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года 189-З № 385-III «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В законе определены гарантии социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 375 рублей, 50-процентная льгота по оплате коммунальных услуг, электроэнергии и топлива, бесплатное зубопротезирование. Сумма ежемесячной денежной выплаты в размере 175 рублей направляется на финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатных лекарств по рецептам врача. Ежемесячная денежная выплата производится органами социальной защиты населения по месту жительства.

Принят закон Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года 190-З № 387-III «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). В законе установлено ежемесячное пособие на ребенка, выплачиваемое из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в размере 140 рублей:

- на детей одиноких матерей;

- на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно;

- на ребенка военнослужащих, проходящих службу по призыву;

и в размере 100 рублей:

- на детей многодетных семей, имеющих четырех и более детей в возрасте до 16 лет;

- на детей неработающих инвалидов и пенсионеров (оба родителя);

- на детей студентов учебных заведений очного обучения (оба родителя);

в размере 70 рублей:

- на детей из малообеспеченных семей.

Размер пособия ежегодно индексируется на рост потребительских цен и определяется с применением районных коэффициентов.

 

Наука, культура, образование и здравоохранение

 

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в данной области приняло 11 законов Республики Саха (Якутия).

Одной из основных задач государства и его органов управления является сохранение духовного и физического развития подрастающего поколения. Однако ранее действовавший Закон Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2000 года № 189-II «Об особых правилах распространения эротической продукции и запрете пропаганды культа насилия и жестокости» не в полной мере отвечал поставленным задачам и противоречил федеральному законодательству, в связи с чем по инициативе Правительства Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года 120-З № 237-III «Об охране общественной нравственности». Данный закон направлен на обеспечение выполнения таких задач, как охрана общественной нравственности, ограждение несовершеннолетних граждан от вредного воздействия произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, а также произведений эротического и порнографического характера. В этих целях в законе определены полномочия общественных организаций и органов местного самоуправления по охране общественной нравственности, предусмотрено создание общественных экспертных комиссий, закрепляются полномочия органов местного самоуправления по установлению специальных мест демонстрации и распространения такой продукции, которые должны быть удалены от учебных и дошкольных учреждений, молодежных центров, общественных мест, предназначенных для посещения детьми и подростками, мест массового отдыха граждан.

В области регулирования научной деятельности в республике принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2004 года 132-З № 267-III «О науке и государственной научно-технической политике (новая редакция)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон направлен на урегулирование отношений между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и потребителями научной и научно-технической продукции, определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие функционирование науки и научно-технической деятельности в Республике Саха (Якутия).

В целях определения и закрепления на законодательном уровне государственной молодежной политики в республике принят Закон Республики Саха (Якут

Последнее изменение: 12.05.2011 21:56
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице