19 января 2018 года, 14:28 (UTC+9:00) t в Якутске: -40.6 (12:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн). Парламентские слушания. Правительственные часы.

Законодательные инициативы и обращения в федеральные органы государственной власти

 

Государственным Собранием (Ил Тумэн) в период 2004 года с учетом правоприменительной практики и особенностей нашего региона внесено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательных инициатив 9 следующих проектов федеральных законов:

- проект федерального закона «О внесении изменения в статью 20 Земельного кодекса Российской Федерации и внесения дополнения в статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части наделения правом постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 15 апреля 2004 года ГС № 560-III). Проект федерального закона предусматривает предоставление земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, общинам коренных малочисленных народов Севера на праве постоянного (бессрочного) пользования;

- проект федерального закона «О недрах» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 15 апреля 2004 года ГС № 559-III), подготовленный Правительством Республики Саха (Якутия);

- проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 15 апреля 2004 года ГС № 554-III). Проект федерального закона предусматривает отнесение социальной поддержки и социального обслуживания ветеранов труда, семей, имеющих детей, и жертв политических репрессий к предметам ведения Российской Федерации;

- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» (в части распределения средств Фонда компенсаций по субъектам Российской Федерации в 2004 году») (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 15 апреля 2004 года ГС № 555-III). В проекте федерального закона предлагается увеличить расходы по Фонду компенсации Российской Федерации на реализацию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для Республики Саха (Якутия) на 128 млн. рублей за счет средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, так как средства, предусмотренные для этих целей в 2004 году, покрывают потребности в расходах лишь на 38% и на 9,3 млн. рублей ниже уровня 2003 года;

- проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 204 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 15 апреля 2004 года ГС № 556-III). В проекте федерального закона предлагается внести дополнение в статью 204 части второй Налогового кодекса Российской Федерации об уплате акциза не позднее 25-го числа четвертого месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по объемам поставки нефтепродуктов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую и оптово-розничную реализацию, против действующего сегодня срока не позднее 25-го числа второго месяца;

- проект Федерального закона «О внесении дополнения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» (в части утверждения дотации на стабилизацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации в 2004 году) (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 15 апреля 2004 года ГС № 557-III). Проект федерального закона предлагает утвердить на 2004 год дотации на стабилизацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 10 000 000 тыс. рублей в связи с принятием главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и изменением нормативов зачисления федеральных налогов и сборов, что привело к значительным выпадающим доходам бюджетов субъектов РФ;

- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 15 апреля 2004 года ГС № 553-III). Проект федерального закона разработан в целях упорядочения бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и предлагает осуществлять выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований по схеме: субъект Российской Федерации – районное муниципальное образование, районное муниципальное образование – поселенческое муниципальное образование. На уровне субъекта Российской Федерации будет образовываться региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов, а на районном уровне – районный фонд финансовой поддержки поселений;

- проект федерального закона «О внесении изменений и дополнения в статью 26.4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 июня 2004 года ГС № 642-III). Проект федерального закона направлен на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе. В проекте предлагается изменить срок представления законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации отзывов на проекты федеральных законов с тридцатидневного на сорокапятидневный срок, также вносится дополнение в части снятия с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона, если более половины субъектов Российской Федерации выскажется против принятия данного федерального закона. 20 октября 2004 года проект федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации отклонен;

- проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 29 декабря 2004 года ГС № 877-III). В проекте федерального закона предлагается включить в Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ дополнительную статью об установлении соответствующих районных коэффициентов к ежемесячным денежным выплатам и стоимости набора социальных услуг лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 

По четырем наиболее волнующим республику вопросам социально-экономического характера Государственное Собрание (Ил Тумэн) обратилось к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, в Конституционный Суд Российской Федерации, а также к Председателю Государственной Думы Совета Федерации и Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

- обращение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу о ситуации на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 14 апреля 2004 года ГС № 545-III). Обращение принято в связи с заявлением в начале апреля 2004 года Министерства природных ресурсов Российской Федерации о необходимости пересмотра решения о предоставлении лицензии на право пользования недрами Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения ОАО «Сургутнефтегаз», что чревато негативными последствиями для республики, Ленского района и трудового коллектива ОАО «Ленанефтегаз»;

- обращение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Конституционный суд Российской Федерации (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 15 апреля 2004 года ГС № 561-III). Государственное Собрание (Ил Тумэн) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой проверить конституционность пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в части установления предельного размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемого при исчислении пенсий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- обращение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову по вопросу ускорения процедур согласования открытия специализированного таможенного поста в городе Якутске (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 15 апреля 2004 года ГС № 558-III). Народные депутаты Республики Саха (Якутия) обращаются к Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой оказать поддержку и содействие в решении вопроса об открытии в городе Якутске специализированного таможенного поста по оформлению ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней, что будет способствовать доступу российских предприятий, занимающихся экспортом драгоценных металлов и драгоценных камней, к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона с наименьшими издержками, а также будет способствовать развитию алмазогранильного производства республики;

- обращение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову по вопросу о проекте федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 15 июня ГС № 570-III). В данном обращении Государственное Собрание (Ил Тумэн) выступает против принятия указанного законопроекта и его дальнейшего рассмотрения Федеральным Собранием Российской Федерации.

 

Государственные программы

 

Принято 5 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) об утверждении республиканских целевых программ:

- «О республиканской целевой программе «Безопасное материнство и детство в Республике Саха (Якутия) на 2004-2006 годы» от 20 февраля 2004 года ГС № 465-III. Основанием для разработки программы явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 732 «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы». В рамках реализации программы запланированы такие основные мероприятия, как укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений; совершенствование лечебнодиагностической помощи женщинам и детям путем дооснащения лечебнопрофилактических учреждений республики; обеспечение детских и родовспомогательных учреждений санитарным автотранспортом; обеспечение родильных отделений центральных улусных больниц детским приданым; информационное обеспечение. Общий объем финансирования программы составляет 90,0 млн. рублей за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и средств обязательного медицинского страхования;

- «О Государственной целевой программе «Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) (2005-2010 годы)» от 16 июня 2004 года ГС № 628-III. Программа утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2004 года № 195, определяет основные направления развития культуры и искусства на ближайшие годы: сохранение и приумножение культурного наследия, создание условий для доступа граждан к культурным ценностям и творческой самореализации личности, реализуется в течение 2005 –2010 годов, объем финансирования составляет 2 104 454,9 тысяч рублей за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), муниципального бюджетов и внебюджетных источников;

- «О подпрограмме «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Саха (Якутия) на 2004-2006 годы» Государственной программы Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы» от 15 апреля 2004 года ГС № 552-III;

- «О республиканской программе «Строительство образовательных учреждений в сельской местности Республики Саха (Якутия) на период 2004-2008 г.г.» от 15 июля 2004 года ГС № 673-III. Основной целью программы является укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений в сельской местности для создания условий повышения качества образования и сохранения здоровья детей. Программные мероприятия направлены на решение таких задач, как экспертиза и корректировка проектно-сметной документации строек, находящихся на консервации; продолжение строительства незавершенных объектов образования; организация проектно-изыскательских работ; строительство и ввод объектов образования. Всего по программе предусмотрено строительство 129 объектов образования за 5 лет, ввод 77 объектов, общий объем финансирования составляет 3 443560,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и муниципальных бюджетов, а также за счет средств предприятий и внебюджетных источников;

- «О программе реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия)» от 29 декабря 2004 года ГС № 878-III. Программа утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2004 года № 548 и представляет собой комплекс мер, направленных на реформирование бюджетного процесса и управления расходами, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, проведение административной реформы, реформирование и оптимизацию государственного сектора экономики, совершенствование системы инвестиций, совершенствование долговой политики и межбюджетных отношений. Срок реализации Программы рассчитан на 2005 – 2006 годы, общая стоимость реализации Программы составляет 349 772, 6 тысяч рублей, из которых 199 772, 6 тысяч рублей – средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и 150 000 тысяч рублей – софинансирование из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

 

Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) социально-экономического характера

 

К компетенции Государственного Собрания (Ил Тумэн) относится решение вопросов образования, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц по представлению Правительства Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований. В соответствии с этим Государственным Собранием (Ил Тумэн) в 2004 году принято 5 постановлений:

- «О преобразовании поселка Маган в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) в сельский населенный пункт» от 20 февраля 2004 года ГС № 458-III, согласно которому поселок Маган преобразован в сельский населенный пункт - село Маган;

- «О новом сельском населенном пункте с административным подчинением поселку Табага в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия)» от 16 июня 2004 года ГС № 631-III, согласно которому Государственное Собрание (Ил Тумэн) поддерживает выделение из состава поселка Табага сельского населенного пункта, с присвоением наименования на языке саха – «Эргэ Таба5а», русском языке – «Старая Табага». Оплата сельских льгот для отдельных категорий населения и работников бюджетной сферы будет производиться с 1 января 2005 года.

- «О преобразовании поселка Табага в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) в сельский населенный пункт (село Табага)» от 3 ноября 2004 года ГС № 791-III;

- «О включении поселка Марха в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) в городскую черту города Якутска» от 3 ноября 2004 года ГС № 792-III;

- «О включении поселка Кангалассы в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) в городскую черту города Якутска» от 3 ноября 2004 года ГС № 793-III.

 

В области хозяйственной деятельности приняты постановления нормативного правового характера:

- «Об обеспечении горюче-смазочными материалами сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Саха (Якутия) в 2004 году» от 20 февраля 2004 года ГС № 459-III;

- «О передаче государственного учреждения «Якутское командное речное училище» Республики Саха (Якутия) в федеральную собственность» от 20 февраля 2004 года ГС № 460-III;

- «О Положении о порядке получения права пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, для использования участков недр местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия)» от 20 февраля 2004 года ГС № 462-III. Положение устанавливает единый порядок предоставления лицензий на пользование недрами для геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Участки недр местного значения предоставляются в пользование на конкурсной и бесконкурсной основах по решению главы местной администрации и Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию;

- «О защите интересов Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО) – о перспективах развития акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО), планах Правительства Республики Саха (Якутия) по защите интересов республики в акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО) в рамках реализации Закона Республики Саха (Якутия) «Об управлении и распоряжении акциями и государственной собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (закрытом акционерном обществе)» от 15 апреля 2004 года ГС № 551-III. В постановлении отмечается, что в акционерной компании "АЛРОСА" (ЗАО) за прошедшие годы проведена структурная реорганизация, направленная на повышение эффективности основной деятельности за счет совершенствования управления, оптимизации численности и освобождения от несвойственных видов деятельности, не допущено снижения производственных показателей. Акционерная компания "АЛРОСА" (ЗАО) вносит большой вклад в социально-экономическое развитие улусов (районов) и городов республики. Ее региональная политика отвечает интересам Республики Саха (Якутия). Даны конкретные поручения Правительству Республики Саха (Якутия), акционерам акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО), правлению акционерной компании «АЛРОСА» (ЗАО), Государственному Собранию (Ил Тумэн), направленные на реализацию перспективных планов развития АК «АЛРОСА» (ЗАО) и обеспечение экономической безопасности Республики Саха (Якутия);

- «О Перечне имущества, находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и подлежащего передаче в федеральную собственность» от 29 сентября 2004 года ГС № 721-III;

- «О Перечне имущества, передаваемого из федеральной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)» от 29 сентября 2004 года ГС № 724-III;

- «О снижении возраста для получения разрешений на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия» от 29 сентября 2004 года ГС № 729-III. Согласно постановлению снижается возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Саха (Якутия), могут получить разрешения на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, до шестнадцати лет;

- «Об одобрении превлечения банковского кредита в ОАО «Россельхозбанк» для реализации государственной программы «Газификация населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в 2002-2006 годах и основные направления газификации до 2010 года» и Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы» от 29 декабря 2004 года ГС № 876-III. Согласно постановлению Государственное Собрание (Ил Тумэн) одобряет привлечение ГУП «Дирекция по газификации сельских населенных пунктов «Стройсельгазификация» и ОАО НК «Туймаада нефть» банковского кредита в ОАО «Россельхозбанк» по государственную гарантию и поручает Правительству Республики Саха (Якутия) разработать соответствующий законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2005 год».

 

Шесть раз вносились изменения в Государственный прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2004 год.

- «О внесении изменений и дополнений в Государственный прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2004 год» от 14 апреля 2004 года ГС № 548-III. Постановление принято с поправкой, предложенной народным депутатов В.М. Власовым, об исключении из постановления III нитки газопровода Средне-Вилюйского газо-конденсатного месторождения Мастах-Берге-Якутск (незавершенное строительство) и внесении данного объекта после его оценки для рассмотрения на следующем пленарном заседании;

- «О внесении изменений и дополнений в Государственный прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2004 год» от 16 июня 2004 года ГС № 643-III. Изменения вносятся в таблицу №1 «Перечень пакетов акций акционерных обществ, подлежащих приватизации в 2004 году» в части увеличения размера пакета акций, выставляемых на продажу в ОАО «Сахамебель», до 49% против установленных 24% и в ОАО «Горизонт-РТ» - 25% в порядке передачи в доверительное управление сроком на 3 года. Также изменена таблица № 3 «Перечень государственного имущества, подлежащего приватизации в 2004 году» в части включения государственного имущества в виде объектов энергетики, находящихся на обслуживании хозяйственных обществ, на балансе юридических лиц, не специализирующихся на обслуживании объектов тепло- и электроснабжения, тепловых сетей г. Якутска, объектов энергетики, не закрепленных за балансодержателями;

- «О внесении изменения и дополнения в Государственный прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2004 год» от 29 сентября 2004 года ГС № 723-III;

- «О внесении изменений и дополнений в Государственный прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2004 год» от 2 ноября 2004 года ГС № 782-III. Согласно изменениям перечень акционерных обществ, подлежащих приватизации в 2004 году, дополнен ОАО «Якутцемент», предполагается выставить на продажу акции в размере 39,84 % от уставного капитала. Также дополнен перечень подлежащих преобразованию в открытое акционерное общество в 2004 году ГУП «Судоходная компания «Арктическое морское пароходство»;

- «О внесении дополнения в Государственный прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2004 год» от 30 ноября 2004 года ГС № 843-III. Дополнен перечень акционерных обществ, подлежащих приватизации в 2004 году 41% акций от уставного капитала ОАО «Сахателеком», Правительству Республики Саха (Якутия) поручено при получении дополнительных доходов в полном объеме предусмотреть финансирование в 2005 году Республиканской целевой программы «Развитие информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения в Республике Саха (Якутия) до 2006 года»;

- «О внесении дополнений в Государственный прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2004 год» ГС № 844-III от 30 ноября 2004 года. Дополнительно включены в перечень государственного имущества, подлежащего приватизации объекты энергетики Республики Саха (Якутия).

Государственный прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2005 год утвержден постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) ГС № 783-III от 2 ноября 2004 года. Предлагается приватизировать пакеты акций 13 хозяйственных обществ и 54 государственных унитарных предприятий. Число государственных унитарных предприятий сократится:

- в сельском хозяйстве – на 21%;

- в дорожно-транспортной отрасли – на 39%;

- в геологии – на 16%;

- в строительстве – на 4%.

 

В целях установления порядка разрешения возможных этических конфликтов между народными депутатами Республики Саха (Якутия), установления меры ответственности за нарушение этических норм и требований постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 июня 2004 года ГС № 654-III утверждено обязательное для народных депутатов Республики Саха (Якутия) Положение о депутатской этике.

 

Народные депутаты Республики Саха (Якутия) имеют право направлять должностным лицам органов государственной власти республики депутатские запросы. Ответ на депутатский запрос должен быть дан в течение 15 дней тем лицом, которому направлен депутатский запрос. За 2004 год народными депутатами Республики Саха (Якутия) направлено 9 депутатских запросов и назначено 1 депутатское расследование:

- депутатский запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) от Сергеляхского избирательного округа № 1 Л.Н. Владимирова по вопросу «О погашении кредиторской задолженности Якутской государственной сельскохозяйственной академии» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 июня 2004 года ГС № 644-III) в котором предлагается Правительству Республики Саха (Якутия) принять меры по частичному финансированию погашения кредиторской задолженности ЯГСХА по строительству объектов вуза в размере 10 миллионов рублей в год, начиная с 2004 года, либо разработать альтернативные варианты;

- депутатский запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) от Интернационального избирательного круга № 25 Г.В. Вадюхина «О восстановлении финансирования негосударственных образовательных учреждений» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 июня 2004 года ГС № 645-III). Депутатский запрос адресован Председателю Правительства Республики Саха (Якутия) с просьбой восстановить финансирование негосударственных образовательных учреждений с 1 января 2004 года, прекращенное на основании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2003 года № 550, так как прекращение финансирования противоречит Федеральному закону «Об образовании»;

- депутатский запрос народных депутатов Республики Саха (Якутия) С.М. Березина, П.Г. Петровой, В.И. Иванова по вопросу о принятии мер по выходу из критической ситуации, сложившейся в системе здравоохранения республики (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн от 16 июня 2004 года ГС № 646-III);

- депутатский запрос народных депутатов Республики Саха (Якутия) Г.М. Артемьева, А.В. Кривошапкина, А.С. Уарова, М.У. Тимофеева, Ю.А. Готовцева, А.И. Гаврильева, Д.Н. Горохова «О повышении закупочных цен на молоко и мясо» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 июня 2004 года ГС № 647-III). В депутатском запросе предложен механизм дифференциации закупочных цен в целях стимулирования кооперативного движения;

- повторный депутатский запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) от Таттинского избирательного округа № 52 А.Н. Максимова «О состоянии финансирования строительства и ремонта объектов социального назначения в Таттинском улусе Республики Саха (Якутия)» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 июня 2004 года ГС № 648-III). Депутатский запрос направлен Президенту Республики Саха (Якутия) с просьбой рассмотреть вопрос о финансировании строительства и ремонта объектов социального назначения: здания Чычымахской средней школы Таттинского улуса, здания Усть-Таттинской средней школы, здания котельной;

- «О проведении депутатского расследования по выполнению условий Договора, заключенного 10 декабря 1997 года между Правительством Республики Саха (Якутия) и Министерством обороны Российской Федерации «О выделении участка территории Республики Саха (Якутия) под район падения второй ступени ракеты-носителя «Старт-1» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 20 февраля 2004 года ГС № 463-III).

- депутатский запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Поисеевой «Об устранении материальных последствий пожара в с. Ожулун». Депутатский запрос направлен Правительству Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисову по вопросу о включении в Инвестиционный бюджет Республики Саха (Якутия) на 2005 год строительства нового учебного корпуса СПТУ № 13 в селе Ожулун Чурапчинского улуса;

- депутатский запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) А.В. Кривошапкина «Об усилении обеспеченности устойчивой связью арктических улусов, мест компактного проживания представителей коренных малочисленных народов Севера и сельской местности Республики Саха (Якутия)» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 июля 2004 года ГС № 716-III). Депутатский запрос направлен Председателю Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисову по вопросу улучшения состояния связи в арктических, северных улусах, местах компактного проживания представителей коренных малочисленных народов Севера и сельской местности;

- депутатский запрос народных депутатов Республики Саха (Якутия) Г.М.Артемьева, Д.Н.Горохова, А.В.Кривошапкина, Е.А.Портнягиной «О предусмотрении в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2005 год средств на финансирование строительства школ в арктических улусах и местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 29 сентября 2004 года ГС № 733-III);

- депутатский запрос народного депутата Республики Саха (Якутия) от Томпонского избирательного округа № 62 А.А.Кухтина «О строительстве средней школы в селе Мегино-Алдан Томпонского района» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 4 ноября 2004 года ГС № 809-III). Депутатский запрос адресован Президенту Республики Саха (Якутия) В.А. Штырову с просьбой предусмотреть в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2005 год средства на строительство новой школы в с. Мегино-Алдан на 176 мест, взамен сгоревшей в результате пожара 20 октября 2004 года.

 

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЧАСЫ

 

Одной из действенных форм работы народных депутатов Республики Саха (Якутия) является проведение парламентских слушаний и «правительственных часов». За 2004 год народными депутатами Республики Саха (Якутия) проведено 4 парламентских слушания и заслушано 14 отчетов Правительства Республики Саха (Якутия) в рамках «правительственного часа». В 2004 году народными депутатами Республики Саха (Якутия) введена новая форма работы – «парламентский час». В отчетный период народными депутатами Республики Саха (Якутия) был проведен 1 «парламентский час».

 

Проведены следующие парламентские слушания и «парламентский час»:

1. «О ходе реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране водных биоресурсов» (проведены 23 января 2004 года);

2. «О федеральном эксперименте по апробации механизма финансирования ВУЗов с применением Государственных именных финансовых обязательств в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)» (проведены 8 апреля 2004 года);

3. «О строительстве объектов образования в сельской местности» (проведены 28 мая 2004 года);

4. «О ходе реализации Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы» (проведены 10 ноября 2004 года).

«Парламентский час» на тему: «Об оплате труда работников бюджетной сферы и о новых формах предоставления льгот для ветеранов тыла и ветеранов труда на 2005 год в свете реализации решений принятых Федеральным законом от 22 августа № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (проведен 27 октября 2004 года).

 

«О ходе реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране водных биоресурсов»

(проведены 23 января 2004 года)

 

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители муниципальных образований, представители министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), государственных и общественных учреждений, СМИ.

Заслушав доклад министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) А.И. Степанова, участники парламентских слушаний отметили положительную роль Закона РС (Я) «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране водных биоресурсов» в регулировании отношений в области рыболовства, рыбного хозяйства и охраны водных биоресурсов. На рыборазведение, зарыбление ежегодно в республике предусматривается 12-13 млн. рублей, на научно-исследовательские работы - 1,5-1,7 млн. рублей. С 1999 по 2003 год рыболовному хозяйству оказана значительная государственная поддержка: выделены средства на общую сумму 193, 8 млн. рублей. Начиная с 2001 года возобновлены научно-исследовательские работы по изучению запасов рыб в водоемах республики, открылось федеральное государственное учреждение «Якутрыбинспекция», практически решена задача социальной защиты рыбаков со стороны государства, крупные рыболовецкие хозяйства Аллаиховского, Булунского, Нижнеколымского, Усть-Янского и других арктических улусов, объединившись в Ассоциацию «Сахарыбхоз», решили основную проблему в своей деятельности: гарантированный сбыт добытой рыбы через ГУП ФАПК «Якутия» – головное предприятие Ассоциации. Однако финансовое состояние большинства предприятий остается убыточным, оказываемая государственная поддержка не дает соответствующей отдачи, а механизм ее оказания не стимулирует увеличения выпуска товарной продукции. В отрасли продолжает функционировать «теневой сектор», не изжиты случаи браконьерства. В целях полной реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране водных биоресурсов» участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству Республики Саха (Якутия) создать при Правительстве Республики Саха (Якутия) республиканский рыбохозяйственный Совет, Ассоциацию «Сахарыбхоз» преобразовать в финансово-экономическую структуру с образованием юридического лица, установить единую ставку субсидий на промысловую рыбу в 2004 году в размере 15 рублей за 1 кг, объединив в единую субсидию все другие выплаты рыбакам, предусмотренные законом, организацию, координацию и контроль проведения рыбоводных мероприятий в республике возложить на Департамент биологических ресурсов, Вилюйский рыбоводный завод передать под его ведение. Также даны конкретные рекомендации Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) по финансовому оздоровлению рыболовецких хозяйств и выведению отрасли из кризиса.

 

«О федеральном эксперименте по апробации механизма финансирования ВУЗов с применением Государственных именных финансовых обязательств в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)»

(проведены 8 апреля 2004 года)

 

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), руководители государственных высших и средних специальных учебных заведений Республики Саха (Якутия), начальники муниципальных управлений образования Республики Саха (Якутия), представители СМИ.

Заслушав доклад заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайловой, содоклад ректора Якутского государственного университета, заместителя председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации А.Н. Алексеева, мнения участников парламентских слушаний разделились.

Сторонники эксперимента отмечают такие положительные моменты как независимая оценка знаний каждого выпускника; уравнивание студентов в правах на получение жилья и стипендии; появление элемента конкуренции между вузами-участниками эксперимента.

Противники обращают внимание на негативное отношение к проводимому эксперименту в первую очередь сельских жителей республики, у которых нет денежных средств для доплаты за обучение своих студентов.

Кроме того, сегодня для участвующих в эксперименте высших учебных заведений в состав расходов федерального бюджета, обеспечивающих исполнение финансовых обязательств, включаются расходы на оплату труда гражданских служащих, начисления на фонд оплаты труда, текущие расходы на комплектование библиотечных фондов и производственной практики. Со следующего года в расчет финансовых обязательств планируется ввести еще и коммунальные платежи, что может поставить ВУЗы республики в крайне тяжелое финансовое положение. Участники парламентских слушаний пришли к мнению вернуться к данному вопросу в ближайшее время, когда будут подведены итоги 2004-2005 учебного года.

 

«О строительстве объектов образования в сельской местности»

(проведены 28 мая 2004 года)

 

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), руководители министерств и ведомств, начальники управлений образования муниципальных образований улусов (районов), представители СМИ.

С докладом выступила заместитель Председателя правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлова. По состоянию на 1 января 2004 года 72 % общеобразовательных школ республики находится в сельской местности, в них обучаются 45 % учащихся. Две трети сельских школ расположены в зданиях, не отвечающих нормативам, требующих ремонта или находящихся в аварийном состоянии. Правительством Республики Саха (Якутия) принимаются меры по укреплению материально-технической базы и строительству школ и дошкольных учреждений, но темпы ветшания зданий значительно опережают темпы строительства, реконструкции и капитального ремонта школ. 80 % сельских школ относятся к категории малочисленных и малокомплектных, которые с трудом вписываются в новые российские нормативы. Необходимость нового государственного подхода к решению данной проблемы стала очевидной. Правительством Республики Саха (Якутия) разрабатывается проект республиканской целевой программы «Строительство образовательных учреждений в сельской местности Республики Саха (Якутия) на период 2004–2008 гг.». За 5 лет предусматривается строительство 129 объектов образования, в том числе продолжение строительства 58 незавершенных объектов. Планируется ввести в 2004 году –15 объектов образования, 2005 году – 13, 2006 году – 11, 2007 году – 17 и 2008 году – 19. Общий объем финансирования программы – 3,4 млрд. рублей, средства из федерального бюджета составят 20 %, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 67%, остальную часть составят средства предприятий, муниципалитетов и внебюджетных фондов. Участники слушаний в целом одобрили концепцию и основные положения проекта программы, предложили Правительству Республики Саха (Якутия) изыскать возможности для увеличения в 1,5 раза ресурсного обеспечения программы, ввиду высоких темпов ветшания сельских школ высказали пожелание усилить темпы строительства и ежегодно вводить в строй по 30 объектов образования. Также Правительству Республики Саха (Якутия) рекомендовано создать межведомственную комиссию при Правительстве Республики Саха (Якутия) по координации деятельности министерств и ведомств, учреждений и предприятий по выполнению программы, продлить действие программы до 2010 года.

 

«О ходе реализации Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы»

(проведены 10 ноября 2004 года)

 

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) по аграрной политике и землепользованию.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители министерств и ведомств, сельхозтоваропроизводители, представители СМИ.

С докладом выступил министр сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) А.И. Степанов, с содокладом – заместитель председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по аграрной политике и землепользованию М.У.Тимофеев. Участники парламентских слушаний отметили положительные результаты реализации программы. Однако финансирование остается недостаточным. Так, фактическое финансирование за счет раздела «Сельское хозяйство и рыболовство» по состоянию на 1 ноября 2004 года составило 2430 миллионов рублей или 75 % от уточненного годового плана.

В целях успешной реализации программы Правительству Республики Саха (Якутия) рекомендовано обеспечить полное финансирование в 2004 году, в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2005 год предусмотреть дополнительно 400 млн. рублей, изучить механизм ценообразования сельскохозяйственной продукции, в первую очередь на молоко, мясо и зерно, рассмотреть вопрос эффективного использования мощности Чернышевского рыбного завода и его дальнейшего увеличения, изучить вопрос передачи завода под ведомство «Якутскэнерго», рассмотреть вопрос об усилении научного обеспечения АПК республики. Для дальнейшего укрепления финансовой дисциплины, целевого использования бюджетных средств в сельском хозяйстве Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), рекомендовано создать аудиторскую службу, наладить регулярную контрольную, ревизионную и аудиторскую работу в сельскохозяйственных предприятиях, структурах Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), увеличить финансирование по земледелию, особое внимание обратить на борьбу с деградацией пастбищ около населенных пунктов, усилить работу системы службы племенной работы в коневодстве, изучить вопросы акционирования в коневодстве, усилить работу ОАО «Сахазернопродукт» по части эффективной организации финансово-хозяйственной деятельности с учетом своевременной выплаты по сданному зерну, разработать финансово-экономические механизмы кооперирования, акционирования и ассоцианирования в условиях перехода на местное самоуправление в наслегах. Также даны конкретные рекомендации Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Республиканскому профсоюзу работников АПК, администрациям муниципальных образований улусов (районов).

 

В рамках «парламентского часа» народные депутаты Республики Саха (Якутия) заслушали информацию Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросу:

«Парламентский час» на тему: «Об оплате труда работников бюджетной сферы и о новых формах предоставления льгот для ветеранов тыла и ветеранов труда на 2005 год в свете реализации решений принятых Федеральным законом от 22 августа № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(проведен 27 октября 2004 года)

 

Заслушана информация заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.В. Власова о решениях, принятых исполнительной властью республики в связи с упорядочением оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и социальных выплат в рамках требований федерального закона № 122, который полностью изменил все принципы, связанные с этими направлениями работы. Существенное изменение претерпел сам подход к организации и системе оплаты труда в Российской Федерации. Ответственность за ее организацию легла на соответствующие уровни власти - федеральный центр, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципалитеты и частных работодателей. Большим изменениям подверглось все то, что относилось к социальным гарантиям и льготам. Само понятие «право на льготы» изменено на «меры социальной поддержки», а «гарантии» - на «защиту». Еще один важный момент - это распределение расходных обязательств между тремя уровнями власти по тем полномочиям, которые прежде являлись государственными. Теперь часть категорий населения, которая ранее пользовалась социальной поддержкой, отнесена к федеральному центру, а часть - к субъектам Российской Федерации. К примеру, расходы на социальную поддержку ветеранов войны, инвалидов возложены на федеральный бюджет, а расходы на поддержку жертв политических репрессий, ветеранов тыла и ветеранов труда, пособия на ребенка возложены на бюджеты субъектов. Отменяется ряд нормативно-правовых актов республики, дублирующих федеральные, а в некоторые из них вносятся принципиальные изменения. По словам А.В. Власова, монетизация льгот не затронет только существующие льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, оплата труда работников бюджетной сферы останется на уровне 2004 года, к чему обязывает статья 153 Федерального Закона № 122-ФЗ, причем Правительство Республики Саха (Якутия) решило сохранить проверенную временем систему оплаты на основе Единой тарифной сетки. Тарифные ставки (оклады) для работников республиканских и улусных (городских) государственных учреждений бюджетной сферы РС (Я) установлены в постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2004 года № 485 «Об оплате труда работников организаций бюджетной сферы Республики Саха (Якутия)». На «парламентском часе» депутаты высказали недовольство исполнительной властью в том, что, получив проект государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2005 год, который будет рассматриваться парламентом на очередной сессии уже 2 ноября, они не получили никаких сводных расчетов, прежде всего, по расходам, возложенным на регион новым федеральным законодательством. В связи с этим народные избранники задали А.В. Власову и министру финансов Республики Саха (Якутия) Э.Б. Березкину множество вопросов, касающихся оплаты труда бюджетников с учетом инфляции, особенно педагогов, монетизации льгот отдельных категорий граждан, социальных гарантий многодетных матерей, инвалидов по зрению (абсолютно слепых). Подробного разъяснения потребовал вопрос по так называемому социальному пакету ветеранам тыла и ветеранам труда: из имеющихся в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) средств на ветеранов тыла заложено 325 рублей в месяц, на ветеранов труда - 155 рублей. Однако с учетом финансовой помощи регионам на эти цели от федерального резервного фонда у республики есть шанс, что эти суммы соответственно увеличатся до 650 и 310 рублей. В процессе ознакомления с проектом главного финансового документа республики свои отрицательные заключения дали 7 из 11 профильных комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн). На «парламентском часе» депутаты настаивали на том, чтобы не принимать государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на 2005 год до тех пор, пока не будут приняты законы, касающиеся всех изменений по социальному блоку, а Министерство финансов Республики Саха (Якутия) не представит в парламент все цифры по расходам и экономии средств за счет передачи обязательств на федеральный уровень.

 

Формой контроля и взаимодействия народных депутатов Республики Саха (Якутия) с исполнительной властью республики выступают проводимые совместно с Правительством Республики Саха (Якутия) «правительственные часы». За 2004 год в Государственном Собрании (Ил Тумэн) проведено 14 «правительственных часов»:

 

«Отчет по итогам деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) за 2003 год». «Правительственный час» состоялся 6 января 2004 года. С докладом выступил Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А Борисов. Егор Афанасьевич кратко осветил цели, которые стояли перед правительством в 2003 году: главным образом – повышение благосостояния населения республики; развитие промышленности республики; создание новых бюджетообразующих отраслей промышленности. В данном направлении приоритетной задачей явилось развитие геологической отрасли, развитие села, поддержка малого предпринимательства и создание рыночной инфраструктуры в республике, в особенности транспортной инфраструктуры, реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

В своем выступлении Егор Афанасьевич изложил предварительные результаты, которых достигла республика в этом году: рост ВВП составил 2,3%, против запланированных 2%; рост в целом объемов промышленного производства составил 15% или 98 млрд. рублей. Золотодобывающая промышленность улучшила показатели на 110%, добыча угля возросла на 106 %, в сельском хозяйстве рост ВВП составил 4%, показатели потребительского рынка выросли в среднем до 124%; наблюдается небольшое сокращение задолженности предприятий. Кредиторская задолженность сократилась на 3,2%, дебиторская - на 1,8%; средняя заработная плата составила 9 321 тыс. рублей, что больше на 18% по сравнению с прошлым годом. Наибольший рост наблюдался в производственной сфере – 24%. Однако такой рост заработной платы не соответствует росту производительности труда.

Среди достижений 2003 года были названы такие наиболее значимые, как ввод Нюрбинского горно-обогатительного комбината, введение 4 школ, на заключительном этапе находится газификация заречной группы улусов, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, увеличение инвестиций в основной капитал.

На «правительственном часе» Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) поставил основные задачи на 2004 год: реализация принятых Правительством Республики Саха (Якутия) целевых программ; совершенствование взаимоотношений с федеральными органами власти; создание нефтяной отрасли и возрождение газовой отрасли промышленности в республике; решение долговых обязательств хозяйствующих предприятий; усиление работы по сокращению задолженности по выплате заработной платы; решение земельного вопроса, основной проблемой которого стало определение собственника на земли, расположенные на территории республики; создание системы реализации товаров, производимых в республике, за пределы территории Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации; повышение качества менеджмента, маркетинга; решение судьбы проблемных предприятий, в первую очередь «Депутатсколово», АО «Якутцемент», ФПК «Сахабулт», ФПК «Якутия»; регулирование оборота спиртных напитков. Правительство ставит задачу увеличения производства качественных спиртных напитков на территории республики и сокращения импорта некачественных напитков, обеспечения роста заработной платы адекватно росту производительности труда. Приоритетной задачей являются вопросы взаимодействия с органами местного самоуправления, создания финансовой основы деятельности муниципальных образований.

 

«О состоянии подготовки специалистов из арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера». «Правительственный час» состоялся 20 января 2004 года. С информацией выступил директор Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте Республики Саха (Якутия) А.П. Слепцов. Артем Пантелеймонович отметил, что в данное время по линии Департамента за пределами республики обучается более 4,7 тысячи человек, из них 204 студента – представители арктических улусов республики. Основная часть этих студентов обучается в г. Санкт-Петербурге – 87 студентов, г. Москве – 21 человек, г. Хабаровске – 18, г. Новосибирске – 16, г. Иркутске – 19, г. Красноярске – 10 и г. Екатеринбурге – 5. Среди студентов - представителей арктических улусов республики преобладают жители Верхоянского и Булунского улусов – 53 и 36 человек, Среднеколымского – 17, Нижнеколымского - 16, Аллаиховского – 14, Верхнеколымского и Усть-Янского улусов по 13 человек. Из остальных улусов в среднем обучается от 1 до 5 человек. По педагогическим специальностям обучается 30 человек, по медицинским – 14, экономики и управления – 31, транспорта – 36, связи и информатики – 12, юриспруденции – 10, пищевой и перерабатывающей промышленности – 12. Мало студентов по специальностям для сельскохозяйственных отраслей – 4 человека, добывающей промышленности – 5, сферы государственного и муниципального управления – 3 человека. Ежегодно отмечается низкая активность абитуриентов из арктических улусов республики, в том числе представителей малочисленных народов Севера, что можно объяснить слабой подготовкой выпускников школ. Подготовка специалистов по традиционным для Севера видам деятельности в центральных вузах также представляет собой проблему, так как в основном молодежь предпочитает учиться в Якутском государственном университете, хотя в центральных вузах круг этих специальностей шире.

Для улучшения ситуации с подготовкой специалистов из арктических улусов необходимо разработать государственную программу для подготовки высококвалифицированных кадров из числа представителей малочисленных народов Севера и арктических улусов, безотлагательно решить вопросы обеспечения школ в местах компактного проживания малочисленных народов Севера педагогическими кадрами, следует на ближайшую перспективу определить оптимальный объем набора на целевые места в центральные вузы по договорам с администрациями муниципальных образований, проработать вопрос о финансировании подготовки кадров по федеральным целевым программам.

 

«О механизме реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О социальной поддержке специалистов социально-культурной сферы села». «Правительственный час» состоялся 17 февраля 2004 года. С информацией выступила министр труда и социального развития Ю.А. Песковская, заместитель Председателя Правительства А.В. Власов. На «правительственном часе» обсужден вопрос изменений принятых в Закон Республики Саха (Якутия) «О социальной поддержке специалистов социально-культурной сферы села», согласно которым работники социально-культурной сферы, проживающие в населенных пунктах, не имеющих статус села (поселков и поселков городского типа), лишаются 25-процентной надбавки, которую продолжат получать только жители села. Выходом из данной ситуации, по словам министра социального развития Ю.А. Песковской, может стать переименование рабочих поселков в села либо выступление с законодательной инициативой о расширении списка населенных пунктов, получающих трансферты на федеральном уровне. Принято решение создать трехстороннюю рабочую группу по более детальному рассмотрению данного вопроса.

 

«О тарифах на жилищно-коммунальные услуги в Республике Саха (Якутия)». «Правительственный час» состоялся 2 марта 2004 года. На правительственном часе была заслушана информация министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) В.Л. Попова о порядке установления и о предпосылках повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения с 1 января 2004 года. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения устанавливаются органами местного самоуправления. Правительство Российской Федерации ежегодно доводит до субъектов Федерации федеральные стандарты стоимости содержания метра квадратного жилищного фонда, предельно допустимой доли собственных расходов населения в совокупном доходе семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, и их окупаемости населением, а Правительство Республики Саха (Якутия) доводит до муниципальных образований рекомендуемые тарифы. В законе закреплено требование ввода тарифов в начале года и не более одного раза в год. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2003 года № 825 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения» главам муниципальных образований рекомендовано ввести тарифы с января 2004 года на уровень не выше 15 %. При этом реальные доходы населения республики возросли на 18%. На 1 марта 2004 года из 37 муниципальных образований новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения введены в 34 муниципальных образованиях. Не введены в Жиганском, Олекминском улусах, а также в Мирнинском районе.

 

«О планах Правительства Республики Саха (Якутия) по защите интересов республики в АК «АЛРОСА» (ЗАО) в рамках реализации Закона Республики Саха (Якутия) «Об управлении и распоряжении акциями и государственной собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (закрытом акционерном обществе)». «Правительственный час» состоялся 16 марта 2004 года.

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов подробно проинформировал народных депутатов Республики Саха (Якутия) о проблемах, стоящих сегодня перед руководством республики, и действиях, предпринимаемых Правительством Республики Саха (Якутия) по предотвращению возможных негативных вариантов дальнейшего развития АК «АЛРОСА» (ЗАО). В начале своего доклада Е.А. Борисов обозначил вопросы в деятельности АК «АЛРОСА» (ЗАО), которые Правительство Российской Федерации считает противоречащими федеральному законодательству:

1. Отнесение имущественного комплекса ПНО «Якуталмаз» в государственную собственность и последующую его передачу АК «АЛРОСА» (ЗАО);

2. Незаконное распределение доходов от арендной платы между учредителями компании;

3. Сохранение АК «АЛРОСА» (ЗАО) в организационно-правовой форме закрытого акционерного общества.

Раскрывая позицию Правительства Республики Саха (Якутия) по данным вопросам, Егор Афанасьевич подчеркнул, что официальных поводов для беспокойства по реорганизации АК «АЛРОСА» (ЗАО) в открытое акционерное общество у руководства республики нет, беспокойство общественности основывается лишь на частных заявлениях нескольких лиц и не более.

Тем не менее для предупреждения возможных негативных последствий в случае преобразования компании Правительство Республики Саха (Якутия) поставило перед собой ряд задач:

1. Предотвратить изменение состава акционеров в АК «АЛРОСА» (ЗАО). Так как согласно указу Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года до 1 января 1997 года в соответствии с Законом Российской Федерации «Об акционерных обществах» все закрытые акционерные компании подлежали преобразованию в акционерные общества открытого типа, за исключением тех компаний, в которых 73% голосующих акций находится в государственной собственности. Сегодня 77% акций АК «АЛРОСА» (ЗАО) находятся в собственности государства. В связи с этим данная задача является первоочередной;

2. Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) «Об управлении и распоряжении акциями и государственной собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (закрытом акционерном обществе)» необходимо передать акции, находящиеся в собственности 8 улусов алмазной провинции, в управление Республики Саха (Якутия).

Также Егор Афанасьевич обозначил план действий Правительства Республики Саха (Якутия) на ближайшее время:

1. Подробный юридический анализ арендных договоров;

2. Урегулирование порядка распределения прибыли от арендных платежей;

3. Рассмотрение экономической целесообразности выделения из АК «АЛРОСА» (ЗАО) Нюрбинского ГОКа;

4. Инвентаризация имущественного комплекса;

5. Привлечение научных учреждений.

 

«О состоянии материально-технической базы школ арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера». «Правительственный час» состоялся 25 марта 2004 года.

С докладом о состоянии школ арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера выступил заместитель министра образования Республики Саха (Якутия) Василий Васильевич Петров. В данное время из 666 общеобразовательных школ республики в арктических улусах функционируют 165 общеобразовательных школ, в том числе 43 школы - в местах компактного проживания коренных малочисленных народов, в них обучаются 20544 учащихся. Школы функционируют в сложных социально-экономических условиях, сложная транспортная схема и высокие затраты на перевозку грузов затрудняют проведение мер по укреплению материально-технической базы школ арктических улусов. Тем не менее в период 1998 - 2003 годов были выделены трактора в количестве 32 шт. - МТЗ и 6 шт. - ДТ, автотранспорт в количестве 13 шт. - УАЗ и 11 шт. - ПАЗ. Проводится масштабная компьютеризация. За этот период в арктические улусы поставлено 652 компьютера, 36 принтеров, 36 модемов, 29 проекторов, 4 сканера, 136 комплектов электронных изданий учебного назначения. В данный момент начинается поставка лабораторного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии - всего 56 комплектов.

Тем не менее материально-техническая база образовательных учреждений в основном не соответствует современным требованиям; 18% или 62 здания, в которых размещены общеобразовательные школы, имеют 100% износа, 23% (81 здание) - свыше 50% износа. Строительство новых школ ведется, но темпы ветшания материальной базы учреждений опережают темпы строительства, реконструкции и ремонта. На сегодня в арктических улусах и местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера ведется строительство 14 школ, 5 из них планируется ввести в 2004 году.

В целом строительство затягивается по причине недофинансирования.

 

«Финансирование строительства объектов по программе «Моя Якутия в XXI веке» на 2004 год». «Правительственный час» состоялся 12 мая 2004 года. Заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) В.Б. Грабцевич доложил, что одной из причин начала в 2000 году движения «2000 добрых дел» стало ухудшение социальной обстановки на селе. Движение показало свою жизнеспособность, получило поддержку селян и потому ему следует оказывать всемерную поддержку, так как объекты социального назначения, построенные по обычной схеме, обходятся значительно дороже. В рамках движения к строительству привлекаются безработные, молодежь, оказывается значительная спонсорская помощь со стороны хозяйствующих предприятий республики.

«Моя Якутия в XXI веке» - продолжатель движения «2000 добрых дел». За четырехлетие методом народной стройки введены в строй 980 объектов, причем более половины из них - социально значимые. В прошлом году введено в строй 55 детских учреждений, спортивных комплексов, жилых домов и даже мостов. А вот в текущем - только семь.

Что касается финансирования, то на эти цели средств выделено относительно немного - 30 миллионов рублей. Депутаты обратили внимание на то, что сейчас стоит воздержаться от строительства крупных дорогостоящих объектов, уйти от глобализации. Они порекомендовали

Последнее изменение: 12.05.2011 21:58
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице