19 января 2018 года, 14:34 (UTC+9:00) t в Якутске: -40.6 (12:00)

Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)

Официальный сайт

Государственное Собрание (Ил Тумэн) III созыва за 2003 год. Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности. Парламентские слушания. Правительственные часы

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН) III СОЗЫВА ЗА 2003 ГОД

 

За 2003 год Государственное Собрание (Ил Тумэн) провело 11 пленарных заседаний, на которых принято 547 нормативно-правовых актов, из которых законов Республики Саха (Якутия) – 111 и 436 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн).

Проведено 2 заседания Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн), на которых рассмотрено 48 вопросов. Из них: по проектам федеральных законов – 33, по инициативам субъектов Российской Федерации – 10, по обращениям субъектов Российской Федерации – 5.

 

В сфере государственного строительства и конституционных прав граждан принято 96 нормативно-правовых актов, из них 22 закона Республики Саха (Якутия). Отметим наиболее важные законы, принятые в данной сфере:

Закон Республики Саха (Якутия) «О структуре Правительства Республики Саха (Якутия)»;

Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)». Впервые принят Закон Республики Саха (Якутия) «О схеме управления Республикой Саха (Якутия)».

 

В сфере организации и обеспечения местного самоуправления Государственным Собранием (Ил Тумэн) создана детальная правовая база для деятельности органов местного самоуправления в республике. Здесь принято 38 нормативно-правовых акта, в числе которых 22 закона.

Было принято постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) «О заключении Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и представительных органов местного самоуправления». Подписаны соответствующие соглашения с представительными органами местного самоуправления республики, что положило начало для совместной работы и помощи им со стороны высшего законодательного органа республики.

 

В сфере аграрной, промышленной политики и обеспечения экономического развития республики принят 131 нормативно-правовой акт, из них 25 законов. Самым важным в этой сфере из принятых в 2003 году законов является, безусловно, Закон Республики Саха (Якутия) «Об управлении и распоряжении акциями и государственной собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (закрытом акционерном обществе)». Учитывая всю важность деятельности компании в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия), ее стратегическую роль в обеспечении экономической безопасности республики, ее бюджетообразующую роль в республике, данный закон защищает интересы республики, в государственной собственности которой находится 32 процента акций «АЛРОСА».

 

В сфере социальной политики, а также обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Государственное Собрание приняло 89 нормативно-правовых актов, из которых 8 законов.

Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О социальной поддержке специалистов социально-культурной сферы села».

Закон Республики Саха (Якутия) «Об оказании материальной помощи гражданам, лишившимся жилья вследствие наводнения 2001 года в городе Ленске Республики Саха (Якутия), выехавшим за пределы Республики Саха (Якутия)».

Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О дополнительных гарантиях и социальной защите пенсионеров и отдельных категорий граждан Республики Саха (Якутия)».

На принятый закон «О государственном социальном заказе в Республике Саха (Якутия)» наложено вето Президента Республики Саха (Якутия), и предстоит новое рассмотрение данного закона.

 

В бюджетном, налоговом, финансовом законодательстве народными депутатами принято 58 нормативно-правовых актов, в числе которых 17 законов.

В упорядочение бюджетных отношений в республике принят Закон Республики Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)". Закон определяет содержание и устанавливает механизм осуществления бюджетного процесса на территории республики. Но на данный закон также наложено вето Президента Республики Саха (Якутия).

Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2004 год». Это важнейший документ, который определяет финансовую, экономическую и социальную жизнь республики на будущий год.

 

В сфере науки, культуры, образования и здравоохранения Государственное Собрание (Ил Тумэн) приняло 59 нормативно-правовых актов, из которых 17 законов. В нашей республике, складывалась непростая ситуация с учительством, но проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об учителе», внесенный Правительством Республики Саха (Якутия), отправлен Государственным Собранием (Ил Тумэн) на доработку.

 

Кроме того, рассмотрено и принято 74 организационных вопроса Государственного Собрания (Ил Тумэн) и Правительства Республики Саха (Якутия).

 

Государственным Собранием (Ил Тумэн) утверждены 6 государственных программ:

· По защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы.

· По развитию Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова на 2002-2006 годы.

· По развитию Якутской государственной сельскохозяйственной академии на 2002-2006 годы.

· По государственному прогнозному плану (программе) приватизации государственного имущества на 2004 год.

· По государственной целевой программе геологоразведочных работ на территории Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы.

· По обводнению и водоснабжению заречной группы улусов на 2002-2006 годы.

 

Государственным Собранием (Ил Тумэн) принято 10 законодательных инициатив:

· «О внесении изменений в постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года СЗ №78-II «О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

· «О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнения в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

· «О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Данной инициативе в Государственной Думе присвоен № 345665-3 от 28.06.2003г., и она направлена в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам.

· «О внесении изменений в постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года СЗ №77-II «О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

· «О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

· «О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении дополнения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года №126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» (по нефти).

· «О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 10 ФЗ «Об оружии».

· О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении дополнений в статьи 3 и 4 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

· О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации».

· О законодательной инициативе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах».

 

Принято 8 обращений и заявлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я):

· «Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу, Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову». Принято в связи с заявлением средствам массовой информации главы Счетной палаты РФ С. Степашина от 10 февраля 2003 года о намерении Правительства РФ передать функцию реализации алмазной продукции АК «АЛРОСА» в созданный для этих целей «Алмазный Центр» и передать в федеральную собственность 8% акций «АЛРОСА», принадлежащих 8 алмазным улусам РС (Я). В обращении предлагается сохранить за АК «АЛРОСА» единство технологического процесса.

· «Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Президенту Российской Федерации В.В. Путину». Народные депутаты обращают внимание Президента РФ на нарушение исполнительными органами государственной власти РФ своевременного оформления индивидуальных квот на экспорт природных алмазов и предлагают рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц Правительства РФ за нарушение сроков, установленных в Положении, утвержденном Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о ввозе в РФ и вывозе из РФ природных алмазов и бриллиантов».

· «Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера».

· «Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции федеральных законов от 25.07.2002 года №116-ФЗ, от 31.12.2002 года № 198-ФЗ).

· «Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности статей 4 и 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

· «Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Правительству Российской Федерации о катастрофическом состоянии жилого фонда, объектов социальной сферы и жизнеобеспечения города Якутска».

· «Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Президенту Российской Федерации В.В. Путину по вопросу установления сроков аукциона на разработку Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения и выдачи ОАО «Ленанефтегаз» лицензии на право его опытно-промышленной разработки до проведения данного аукциона».

· «Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу ускорения принятия Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации».

 

Также Государственным Собранием (Ил Тумэн) поддержано 97 инициатив и обращений законодательных органов других субъектов Российской Федерации.

 

Одной из форм работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) является организация и проведение парламентских слушаний и круглых столов, заслушивание отчетов Правительства Республики Саха (Якутия).

За 2003 год Государственным Собранием (Ил Тумэн) проведено 7 парламентских слушаний, 10 правительственных часов и 3 круглых стола.

 

Проведены следующие парламентские слушания:

1. «О проблемах борьбы с преступностью, профилактике правонарушений и подготовке проекта государственной программы Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы». Проведены 12 марта 2003 года.

2. «О государственной политике в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) и производстве лекарственных препаратов с использованием местного сырья». Проведены 7 апреля 2003 года.

3. «О ходе реализации Закона Республика Саха (Якутия) № 179-I от 25.06.1997 «Об оленеводстве». Проведены 17 апреля 2003 года.

4. «Об исполнении законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о защите населения от туберкулеза и о комплексных государственных мероприятиях по борьбе с туберкулезом в Республике Саха (Якутия)». Проведены 18 апреля 2003года.

5. «О ходе пенсионной реформы в Республике Саха (Якутия)». Проведены 21 мая 2003 года.

6. «О ходе реализации Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2003 годы». Проведены 23 октября 2003 года.

7. «Об итогах реализации первого этапа Государственной целевой программы «Развитие воздушного транспорта в Республике Саха (Якутия) на период с 2002 по 2006 годы». Проведены 10 декабря 2003 года.

На данных парламентских слушаниях рассматривались состояние и положение дел по конкретным направлениям, заслушивались предложения широких кругов общественности и вырабатывались соответствующие рекомендации министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия).

 

Народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) за 2003 год заслушали 10 отчетов Правительства Республики Саха (Якутия) и внесли свои предложения и пожелания для дальнейшей работы в рамках правительственных часов по следующим вопросам (правительственные часы):

1. «Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) по итогам 4 месяцев».

2. «Об исполнении бюджета Республики Саха (Якутия) за 2002 г. и состояние финансирования за 4 месяца 2003 г».

3. «О ходе проведения федерального эксперимента по ЕГЭ и ГИФО в Республике Саха (Якутия)».

4. «О чрезвычайной ситуации по завозу грузов в Республику Саха (Якутия)».

5. «О состоянии текущего финансирования Президентской программы социально-экономического развития села на 2002-2006 годы».

6. «О прогнозе социально-экономического развития Республика Саха (Якутия) на 2004 год и на период до 2006 года» и «О проекте закона Республика Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2004 год».

7. «О проекте Закона РС (Я) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2003 год».

8. «О ситуации на Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении».

9. «Об итогах завоза грузов в навигацию 2003 года и о ходе разработки прогнозов завоза на 2004 год».

10. «Об обеспечении местами в общежитиях студентов из арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера».

 

Народными депутатами Республики Саха (Якутия) за 2003 год проведено 3 круглых стола.

1. «Проблемы реализации Закона РС (Я) «О суктуле юкагирского народа» 6 июня 2003 г. Круглый стол организован комитетом по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера.

2. «О текущем состоянии авиакомпаний и авиапортов» 14 ноября 2003 г. Круглый стол организован комитетом по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера.

3. «О ходе реализации ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» при проведении выборов в ГД ФС РФ на территории Республики Саха (Якутия)» 24 ноября 2003 г. Круглый стол организован комитетом по государственному строительству, законодательству и местному самоуправлению.

По итогам круглых столов принят ряд рекомендаций министерствам и ведомствам, органам местного самоуправления, представителям политических партий, средствам массовой информации.

 

Одной из форм взаимодействия народных депутатов со своими избирателями явились прямые эфиры на НВК «Саха» «Разговор с избирателями». Проведено 2 прямых эфира, на первый из которых поступило 126 вопросов. Из них принято по телефону - 50; получено писем и факсов - 10; непосредственно на прямой эфир - 76. Ответ во время прямого эфира дан на 24 вопроса. 84 вопроса роздано в комитеты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). На второй прямой эфир поступил 71 вопрос, из которых 48 направлено в соответствующие профильные комитеты.

 

Также в 2003 году организована работа официального сайта Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в сети интернет по адресу http://il-tumen.sakha.ru.

На сайте собраны все сведения о составе депутатского корпуса. На страницах сайта размещается оперативная информация, отчеты, решения постоянных комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн), план работы законодательного органа и другая информация о нормотворческой деятельности народных депутатов. Имеется возможность интерактивного общения в режиме вопрос-ответ.

 

 

2. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1. Государственное строительство и конституционные права граждан

 

Деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в сфере государственного строительства и конституционных прав граждан была направлена на решение проблем организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, укрепление основ гражданского общества, реализации прав граждан и совершенствование законодательства о судебной системе.

 

Одним из главных направлений законотворческой деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) в сфере защиты конституционных прав граждан было создание правовых механизмов регулирования и функционирования гражданского общества.

Принят Закон РС (Я) 2-3 № 5-III от 5 февраля 2003 г. «Об уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)». Закон определяет статус Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), порядок назначения его на должность и освобождения от должности, его компетенцию и гарантии деятельности, организацию и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного.

16 октября 2003 года принят Закон РС (Я) 83-З № 155-III «О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Саха (Якутия)». Законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Данный закон регулирует порядок рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) как важного средства осуществления прав граждан на участие в управлении государством в соответствии с Конституцией РФ, Конституцией (Основным законом) РС (Я) и законодательством РФ и РС (Я). Закон состоит из общей и особенной частей. Общая часть содержит основные термины, виды обращений, требования, предъявляемые к обращениям, подведомственность, сроки рассмотрения обращений, положения по организации работы по рассмотрению обращений граждан. Особенная часть закона определяет порядок рассмотрения обращений граждан по их видам, ответственность, положения о контроле за соблюдением законодательства об обращениях граждан.

На фоне политических событий, сопровождающих законотворческую деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн) в период 2003 года, возникла необходимость уточнения и конкретизации некоторых положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия). Принят Конституционный закон РС (Я) З № 81-III от 10 июля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)». Закон содержит новую редакцию части 2 статьи 55, части 1 статьи 62, части 1 статьи 93, а также дополняет раздел II Конституции РС (Я). Изменения обусловлены введением нового порядка избрания народных депутатов субъектов РФ, согласно которому 35 народных депутатов Республики Саха (Якутия) избираются по одномандатным округам, 35 - по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками.

 

Одним из главных направлений деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) в 2003 году в данной сфере было укрепление правовых основ деятельности государственной власти республики, совершенствование законодательства по вопросам функционирования и взаимодействия государственных органов власти.

Важное значение в этом отношении имело принятие Закона РС (Я) 2-3 № 3-III от 5 февраля 2003 г. «О структуре Правительства Республики Саха (Якутия)». Закон в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет состав Руководства Правительства Республики Саха (Якутия), министерств и государственных комитетов Республики Саха (Якутия). Согласно данному закону в структуру Правительства Республики Саха (Якутия) входит 18 министерств и 5 государственных комитетов. Руководство Правительства РС (Я) состоит из Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), одного Первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия, пяти Заместителей Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).

Так же в этом направлении впервые принят Закон РС (Я) З № 85-III от 10 июля 2003 года «О схеме управления Республикой Саха (Якутия)». Инициатором закона выступил Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров. Закон определяет субъекты, объекты управления Республикой Саха (Якутия) и основы их взаимодействия, является основой взаимодействия органов государственной власти республики, территориальных федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих структур, направлен на комплексное управление социально-экономическим развитием республики.

Закон РС (Я) «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)». Законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.Н. Ким-Кимэна. Закон принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в первом чтении на 9 пленарном заседании 17 октября 2003 года, постановление ГС № 314-III. Закон направлен на регулирование отношений по подготовке, принятию и вступлению в силу правовых актов органов государственной власти в Республике Саха (Якутия). В систему правовых актов органов государственной власти РС (Я) включены нормативные и правоприменительные правовые акты. В свою очередь нормативные правовые акты подразделяются на законы РС (Я) и подзаконные нормативные правовые акты. Законы включают в себя: Конституцию (Основной закон) РС (Я) - обладает высшей юридической силой, конституционные законы РС (Я), законы РС (Я); подзаконные нормативные правовые акты: постановления ГС (Ил Тумэн) РС (Я), указы Президента РС (Я), распоряжения Вице-президента РС (Я), постановления Правительства РС (Я), постановления исполнительных органов государственной власти и приказы руководителей исполнительных органов. Все субъекты законодательной инициативы и нормотворческой деятельности разрабатывают планы законопроектной (нормотворческой) деятельности. Нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию. Закон определяет также порядок подготовки и оформления нормативных правовых актов, обеспечение законности и правила юридической техники правовых актов.

В целях повышения социальной защиты государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности, приняты 2 закона Республики Саха (Якутия):

Закон Республики Саха (Якутия) № 93-III от 10 июля 2003 года «О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих Республики Саха (Якутия) и муниципальной службы муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия)» и Закон Республики Саха (Якутия) № 183-III от 21 ноября 2003 года «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия)».

 

Другим важным направлением в работе Государственного Собрания (Ил Тумэн) стало рассмотрение вопросов правового регулирования избирательного процесса и статуса депутата.

В новой редакции принят Закон РС (Я) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)». Законодательная инициатива народных депутатов РС (Я) А.И. Гаврильева, А.Н. Ким-Кимэна. В первом чтении рассмотрен Государственным Собранием (Ил Тумэн) на 7 пленарном заседании, постановление ГС № 220-III от 10 июля 2003 года. Необходимость принятия закона в новой редакции вызвана вступлением в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, влекущего за собой необходимость приведения в соответствие с ним республиканского закона, регулирующего подготовку и проведение выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия). Согласно закону депутатские мандаты распределяются по смешанной системе: пропорционально и по партийным спискам.

 

2.2. Организация и обеспечение местного самоуправления

 

Работа Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам местного самоуправления была направлена на его последовательное развитие, совершенствование, исходя из уже немалого положительного опыта, а также на формирование новых правовых актов в этой сфере деятельности. Всего за время работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) третьего созыва по вопросам местного самоуправления было подготовлено, принято и подписано Президентом РС (Я) 20 Законов Республики Саха (Якутия).

Среди них особо следует отметить 2 Закона Республики Саха (Якутия), направленных на упорядочение отношений между различными уровнями управления, разграничение предметов ведения и полномочий. Это, во-первых, Закон РС (Я) 18-З №37-III от 25 апреля 2003 года «О разграничении предметов ведения и полномочий, объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями в Республике Саха (Якутия)». Во-вторых, Закон РС (Я) № 89-III от 10 июля 2003 года «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления».

В целях унификации правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, принят Закон Республики Саха (Якутия) № 95-III от 10 июля 2003 года «О порядке принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)». Закон устанавливает наименования и виды правовых актов органов местного самоуправления, полномочия по изданию правовых актов, порядок их принятия и вступления в силу, а также процедуру регистрации правовых актов органов местного самоуправления.

В области повышения профессионального уровня муниципальных служащих принят Закон Республики Саха (Якутия) 74-З № 157-III от 16 октября 2003 года «Об аттестации муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия)». Закон внесен Правительством РС (Я) и разработан в соответствии с Законом РС (Я) «О муниципальной службе в РС (Я)», в частности со ст. 12, предусматривающей принятие законодательного акта, устанавливающего порядок и условия проведения аттестации муниципальных служащих. Закон предусматривает проведение аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года; решение о проведении аттестации, а также количественный и персональный состав аттестационной комиссии утверждает руководитель органа местного самоуправления. Закон устанавливает необходимые условия и порядок проведения аттестации муниципальных служащих, оценку аттестуемого. Определено, что решение по результатам аттестации принимается не позднее чем через 2 месяца со дня аттестации.

В 2003 году Государственное Собрание (Ил Тумэн) уделяет внимание и проблемам малочисленных народов Севера. В этом направлении приняты законы РС (Я):

З № 121-III от 10 июля 2003 года «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)»;

82-З № 175-III от 17 октября 2003 года «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера (новая редакция)».

 

2.3. Вопросы аграрной, промышленной политики и обеспечения экономического развития республики

 

Учитывая роль акционерной компании «АЛРОСА» в социально-экономическом развитии Якутии, ее стратегическую роль в обеспечении экономической безопасности республики, принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об управлении и распоряжении акциями и государственной собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (закрытом акционерном обществе)» З № 17-III от 24 апреля 2003 года. Закон призван регулировать порядок управления и распоряжения акциями и государственной собственностью основной бюджетообразующей компании республики, налоговые поступления от которой составляют 78 процентов бюджета Республики Саха (Якутия). По одному проценту акций компании закреплены в муниципальной собственности муниципальных образований «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус», «Верхневилюйский улус (район)», «Вилюйский улус (район)», «Ленский район», «Мирнинский район», «Нюрбинский улус», «Оленекский улус (район)», «Сунтарский улус (район)» - таким образом защищаются интересы населения, непосредственно проживающего на территории тех улусов (районов), в которых идет добыча алмазов, находятся производственные и другие объекты компании. Закон призван контролировать эффективность компании, а также интересы населения восьми улусов (районов), деятельность компании в которых вызвала экологические последствия; компания наделяется правом проводить региональную политику по восстановлению окружающей среды.

 

30 октября 2001 года вступил в силу новый Земельный кодекс Российской Федерации. Он принят после семи лет безуспешных попыток разработки федерального земельного кодификационного законодательного акта, который был бы соразмерен экономическим, политическим, идеологическим и правовым реалиям. Многие положения Земельного кодекса требуют дополнительного, более детального регулирования на уровне субъектов РФ с учетом их экономико-социальных, демографических и географических особенностей. В связи с этим Государственным Собранием (Ил Тумэн) в 2003 году проделана плодотворная работа по формированию законодательной базы в республике, направленной на регулирование отношений по использованию и охране земель. Приняты следующие законы РС (Я):

· 6-З № 13-III от 4 марта 2003 г. «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;

· 24-З № 49-III от 11 июня 2003 года «О полномочиях органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения»;

· 25-З № 51-III от 11 июня 2003 года «О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Саха (Якутия)»;

· 26-З № 53-III от 11 июня 2003 года «О минимальных размерах земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам и юридическим лицам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;

· 27-З № 55-III от 11 июня 2003 года «О землеустройстве»;

· 28-З № 57-III от 11 июня 2003 года «О сельскохозяйственных палах»;

· З № 107-III от 10 июля 2003 года «О сайылыках»;

· З № 109-III от 10 июля 2003 года «О табунном коневодстве»;

· 77-З № 167-III от 17 октября 2003 года «О мелиорации земель в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)».

В сфере международных отношений принят Закон Республики Саха (Якутия) «О международных и внешнеэкономических связях Республики Саха (Якутия)» 84-З № 163-III от 17 октября 2003 года. Внесен Правительством Республики Саха (Якутия). Необходимость принятия закона обусловлена пробелом в законодательстве республики в указанной сфере, так как на сегодняшний день основу законодательства в области международных и внешнеэкономических связей составляют отдельные акты Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), недостаточно регламентирующие порядок осуществления международных и внешнеэкономических связей органами государственной власти Республики Саха (Якутия). Закон устанавливает порядок осуществления международных и внешнеэкономических связей, заключение соглашений с иностранными партнерами и создание зарубежных представительств Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия).

В области охраны и сохранения природных территорий принят Закон РС (Я) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)». Законодательная инициатива Правительства РС (Я). В первом чтении Государственным Собранием (Ил Тумэн) рассмотрен на 9 пленарном заседании, постановление ГС № 321-III от 17 октября 2003 года. Данный закон разработан с учетом природно-климатических особенностей северной природы, регулирует отношения в области организации, использования и охраны природных территорий Республики Саха (Якутия) в целях сохранения типичных и уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, биологических ресурсов, сохранения их генетического разнообразия, изучения глобальных биосферных процессов и контроля за изменением их состояния. Особо охраняемые природные территории могут находиться в федеральной, республиканской собственности и собственности муниципальных образований. В республиканскую систему особо охраняемых природных территорий, согласно закону, входят природные парки, ресурсные резерваты, охраняемые ландшафты, памятники природы, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, ботанические сады, сакральные природные объекты. Законом, помимо правового положения особо охраняемых природных территорий, определяется организация охраны и ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Закон РС (Я) «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)». Законодательная инициатива Правительства РС (Я). В первом чтении закон рассмотрен Государственным Собранием (Ил Тумэн) на 9 пленарном заседании, постановление ГС № 320-III от 17 октября 2003 года. Закон регулирует отношения органов государственной власти РС (Я) и органов местного самоуправления, граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды РС (Я). Закон провозглашает право граждан на благоприятную окружающую среду, которое обеспечивается государством. Закон определяет полномочия законодательной власти, Правительства РС (Я), специально уполномоченных органов, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Предусмотрено экономическое регулирование в области охраны окружающей среды, в частности путем разработки целевых программ, установления лимитов, правил и нормативов, предоставления льгот предприятиям при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Негативное воздействие на окружающую среду является платным, также законом предусмотрено добровольное экологическое страхование. Установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; допустимых физических воздействий (уровни шума, вибрации, напряженности электромагнитных полей и иных физ. воздействий); допустимого уровня радиационного воздействия; допустимых норм агрохимикатов; допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы санитарных и защитных зон и иные. Также в законе определены экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, экологический мониторинг и экологический контроль, основы формирования экологической культуры.

В области обеспечения граждан качественной питьевой водой принят Закон РС (Я) «О питьевой воде и питьевом водоснабжении». Законодательная инициатива Правительства РС (Я). В первом чтении закон принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) на 7 пленарном заседании, постановление ГС № 226-III от 10 июля 2003 года. Закон направлен на охрану здоровья граждан, регулирует отношения в области питьевого водоснабжения и устанавливает государственные гарантии обеспечения граждан и организаций питьевой водой. Закон состоит из общей и особенной частей. Общая часть содержит основные понятия, принципы питьевого водоснабжения, полномочия Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения. Питьевое водоснабжение включает в себя централизованную и нецентрализованную систему питьевого водоснабжения городских и сельских поселений, отдельных объектов обороны и объектов иного специального назначения, автономную систему, систему питьевого водоснабжения на транспортном средстве, домовую распорядительную систему. В особенной части определены экономические и правовые основы питьевого водоснабжения. Централизованное питьевое водоснабжение является приоритетным по отношению к иным системам в городских и сельских поселениях, установлено государственное регулирование тарифов и государственная поддержка в области питьевого водоснабжения. Закон также определяет гарантии качества питьевой воды и гарантии прав потребителей на обеспечение питьевой водой. Закон устанавливает обязательную охрану источников питьевого водоснабжения с учетом зоны санитарной охраны, состоящей из трех поясов.

В сфере обеспечения экономического развития республики принят Закон РС (Я) «О закупах и поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)». Законодательная инициатива Правительства РС (Я). В первом чтении закон принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) на 4 (внеочередном) пленарном заседании, постановление ГС № 55-III от 4 марта 2003 года. Закон устанавливает принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд РС (Я). Поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд осуществляется на основании государственных контрактов. Государственным заказчиком выступает уполномоченный орган исполнительной власти РС (Я). Государственные контракты размещаются на конкурсной основе, либо с применением иных видов закупок. Закон предусматривает 3 вида конкурсных закупок: открытый конкурс, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс. Для принятия решения о победителе создается конкурсная комиссия, которая выносит решение в течение 1 месяца с момента вскрытия конвертов. Для оценки квалификации поставщиков конкурсная комиссия вправе привлекать экспертов. О проведении открытого конкурса и его результатах информация публикуется в газетах «Саха сирэ» и «Якутия». Также предусмотрены неконкурсные способы закупок путем запроса котировок, либо закупки у единственного источника по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти. В законе определены особенности проведения подрядных торгов, особенности поставки материально-технических ресурсов, закупок сельскохозяйственной и промысловой продукции и отдельных видов государственных нужд. В законе также предусмотрены методы стимулирования исполнения заказа для государственных нужд РС (Я).

 

2.4. Бюджетное, налоговое, финансовое законодательство

 

Одним из основных направлений деятельности Государственного Собрания в 2003 году было совершенствование бюджетного и налогового законодательства. За период 2003 года принято 17 законов Республики Саха (Якутия), 7 из которых являются базовыми.

Государственным Собранием (Ил Тумэн) приняты Законы Республики Саха (Якутия):

№ 119-III от 10 июля 2003 года «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия)» и 5-З № 11-III от 4 марта 2003 г. «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2003 год». Закон утверждает бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2003 год по доходам в сумме 2 565 929, 4 тыс. руб., по расходам в сумме 2 548 003,7 тыс. руб. Определяет источники формирования доходов Территориального фонда, устанавливает страхователем по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Правительство Республики Саха (Якутия), а в Мирнинском районе и г. Якутске – администрации муниципальных образований «Мирнинский район» и «Город Якутск» соответственно.

На 6 пленарном заседании принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2002 год» 31-З № 63-III 11 июня 2003 года. Законом утвержден отчет Правительства республики об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2002 год по доходам в сумме 35 791 718 тыс. руб., по расходам в сумме 37 042 003 тыс. руб. с превышением расходов над доходами в сумме 1 250 285 тыс. рублей. Утверждено исполнение бюджета по доходам в разрезе групп, подгрупп, статей доходов и по расходам по разделам и подразделам функциональной классификации расходов, также законом утверждены размер и структура привлечения источников внутреннего финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Впервые в республике принят Закон Республики Саха (Якутия) № 97-III от 10 июля 2003 года «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)». Впервые такой закон принимается не на очередной финансовый год, а в виде долгосрочного нормативного документа, определяющего политику республики в области налогового регулирования, что позволит значительно стабилизировать налоговую политику республики, прекратить предоставление необоснованных налоговых льгот. Закон инициирован Правительством Республики Саха (Якутия) и разработан с учетом требований соответствия региональных нормативных документов нормам федерального законодательства. Данный закон составлен с учетом происходящей в Российской Федерации налоговой реформы и устанавливает ставки федеральных налогов на территории Республики Саха (Якутия), устанавливает и вводит в действие республиканские налоги и сборы, определяет перечень местных налогов и сборов, а также размеры налоговых ставок по ним, в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами в области налогового регулирования.

Государственное Собрание (Ил Тумэн) на 11 пленарном заседании приняло в окончательном чтении Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2004 год». Бюджет утвержден в объеме по доходам в сумме 32 752 921 тыс. рублей и по расходам в сумме 35 253 267 тыс. рублей, в том числе по текущим расходам в сумме 31 553 061 тыс. рублей и по капитальным расходам в сумме 3 700 206 тыс. рублей. Предельный размер дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2004 год установлен в размере 2 500 346 тыс. рублей. Верхний предел государственного долга Республика Саха (Якутия) в течение 2004 года в сумме 17 700 000 тыс. рублей, в том числе верхний предел объема обязательств Республики Саха (Якутия) по государственным гарантиям в течение 2004 года установлен в сумме 2 600 000 тыс. рублей.

Объем Фонда финансовой поддержки муниципальных образований на 2004 год утвержден в сумме 11 893 477 тыс. рублей, из них:

- объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в сумме 6 961 181 тыс. рублей;

- объем субвенции для реализации государственного стандарта общего образования в сумме 4 304 734 тыс. рублей;

- объем дотации на компенсацию потерь местных бюджетов, у которых при переходе на методику распределения средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на 2004 год наиболее значительно сокращается объем доходов по сравнению с 2003 годом, в сумме 627 561 тыс. рублей.

Фонд компенсаций в составе расходов государственного бюджета утвержден в сумме 282 794 тыс. рублей, в том числе:

- субвенция на финансирование столичных функций города Якутска в сумме 96 000 тыс. рублей;

- субсидия на финансирование пособий на детей, находящихся под опекой (попечительством) в сумме 46 868 тыс. рублей;

- субсидия на государственную поддержку аэропортовой деятельности в сумме 80 000 тыс. рублей;

- субсидия на финансирование убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на электрическую энергию, вырабатываемую муниципальными и ведомственными дизельными электростанциями для населения в сумме 59 926 тыс. рублей.

Бюджет на 2004 год сверстан из расчета среднегодового обменного курса 1 доллара США: по первому варианту – 31, 9 рублей за доллар США, по второму варианту - 32, 3 рублей за доллар США.

Одновременно был принят Закон РС (Я) «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2004 год». Законодательная инициатива Правительства РС (Я). Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования РС (Я) утвержден по доходам в сумме 2 838 835,6 тыс. рублей, по расходам в сумме 2 841 035,4 тыс. рублей. Основными источниками формирования бюджета является единый социальный налог – 1 403 100,0 тыс. рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 1 418 878,0 тыс. рублей. Большая часть средств в 2004 году будет направлена на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования – 2 730 641,2 тыс. рублей.

Также в связи с фактически произведенными расходами и полученными доходами в течение 2003 года вносились изменения в Закон РС (Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2003 год».

 

2.5. Наука, культура, образование, здравоохранение

 

В области охраны здоровья граждан в 2003 году принят ряд законов Республики Саха (Якутия).

Во-первых, Закон РС (Я) №141-III от 16 сентября 2003 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», которым устанавливаются правовые основы государственной политики в данной области, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики. Во-вторых, Закон РС (Я) №143-III от 16 сентября 2003 года «О профилактике некоторых наследственных заболеваний и врожденных пороков развития у человека (новая редакция)».

Закон РС (Я) «О профилактике злоупотребления алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)». Законодательная инициатива Правительства РС (Я). В первом чтении рассмотрен Государственным Собранием (Ил Тумэн) на 9 пленарном заседании, постановление ГС № 324-III от 17 октября 2003 года. Закон направлен на снижение алкоголизации населения в республике и уменьшение негативных социально-экономических и медицинских последствий злоупотребления алкогольной продукцией. Закон определяет такие понятия, как «злоупотребление алкогольной продукцией», «потребление алкогольной продукции», «алкоголизация и деалкоголизация», «алкогольная ситуация», «напряженная алкогольная ситуация», «государственная политика по профилактике и ограничению потребления алкогольной продукции». Определены приоритетные направления государственной политики по профилактике и ограничению потребления алкогольной продукции в республике, предметы ведения органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в данной сфере. Профилактика злоупотребления алкогольной продукцией, согласно закону, включает информацию о вреде алкогольной продукции и предполагает включение в государственные образовательные стандарты на всех стадиях образовательного процесса преподавание основ знаний о последствиях потребления алкогольной продукции для человека и общества. Закон предусматривает право Правительства Республики Саха (Якутия) объявить отдельный улус или его часть районом напряженной алкогольной ситуации в случае создания угрозы безопасности жизнедеятельности населения вследствие массовой алкоголизации. В этом случае Правительство совместно с органами местного самоуправления реализует целевую программу по выводу отдельного района из положения напряженной алкогольной ситуации. Закон определяет полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области государственной политики по профилактике и ограничению потребления алкогольной продукции в РС (Я).

Также принят Закон РС (Я) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании». Законодательная инициатива Правительства РС (Я). В первом чтении закон рассмотрен Государственным Собранием (Ил Тумэн) на 9 пленарном заседании, постановление ГС № 325-III от 17 октября 2003 года. Основной целью закона является формирование государственной политики в области оказания наркологической помощи, правовой защищенности как наркологических больниц, так и лиц, оказывающих помощь в решении проблем сохранения и развития инфраструктуры наркологической службы. В законе уточнены основные понятия, принципы оказания наркологической помощи, классифицированы виды наркологической помощи. К ним относятся неотложная помощь, консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная в амбулаторных и стационарных условиях, правовая помощь в медико-социальной реабилитации. Виды наркологической помощи, оказываемой учреждением, должны быть отражены в уставных документах и доступны для всех. Платные медицинские услуги производятся по специальному разрешению Министерства здравоохранения РС (Я). Установлено, что лечение осуществляется добровольно с согласия наркологического больного (законного представителя), кроме того, лицо, страдающее наркологическим заболеванием, имеет право отказаться от лечения.

В области науки, культуры, образования проделана большая работа по приведению республиканского законодательства в соответствие с федеральным.

 

2.6. Социальная политика

 

Принят Закон «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) “О социальной поддержке специалистов социально-культурной сферы села». Проект закона устанавливает повышенные на 25% оклады и тарифные ставки специалистам социально-культурной сферы, работающим на селе, по сравнению со специалистами, работающими в городских условиях.

В целях материальной поддержки граждан, понесших материальный ущерб вследствие наводнения 2001 году, Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят Закон РС (Я) «Об оказании материальной помощи гражданам, лишившимся жилья вследствие наводнения 2001 года в городе Ленске Республики Саха (Якутия), выехавшим за пределы Республики Саха (Якутия)» 22-З № 45-III от 11 июня 2003 года. Закон определяет меры по защите имущественных интересов граждан, работников компании «АЛРОСА» (ЗАО), пострадавших от наводнения 2001 года в г. Ленске, и распространяется на отношения, возникающие в процессе оформления гражданами прав собственности на жилье, построенное (приобретенное) акционерной компанией «АЛРОСА» в центральных регионах Российской Федерации.

В области пенсионного законодательства принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О дополнительных гарантиях и социальной защите пенсионеров и отдельных категорий граждан Республики Саха (Якутия)» 80-З № 165-III от 17 октября 2003 года. Закон изменяет механизм установления доплаты к пенсии ветеранам тыла, в соответствии с которыми гражданам, родившимся по 31 декабря 1931 года, доплата выплачивается с 1 января 2004 года; гражданам, родившимся по 31 декабря 1935 года – с 1 января 2005 года. Кроме того, гражданам, имеющим звание Героя Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, установлена доплата к пенсии в размере 2500-2800 рублей.

Также ряд законов Республики Саха (Якутия) в данной области был приведен в соответствие с федеральным законодательством.

 

 

3. ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЧАСЫ

 

Одной из форм работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) является организация и проведение парламентских слушаний и круглых столов, заслушивание отчетов Правительства Республики Саха (Якутия). За 2003 год Государственным Собранием (Ил Тумэн) проведено 7 парламентских слушаний, 10 правительственных часов и 3 круглых стола.

 

Проведены следующие парламентские слушания:

1. «О проблемах борьбы с преступностью, профилактике правонарушений и подготовке проекта государственной программы Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы». Проведены 12 марта 2003года.

2. «О государственной политике в области здорового питания населения РС(Я) и производстве лекарственных препаратов с использованием местного сырья». Проведены 7 апреля 2003 года.

3. «О ходе реализации Закона Республика Саха (Якутия) № 179-I от 25.06.1997 «Об оленеводстве». Проведены 17 апреля 2003 года.

4. «Об исполнении законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о защите населения от туберкулеза и о комплексных государственных мероприятиях по борьбе с туберкулезом в Республике Саха (Якутия)». Проведены 18 апреля 2003года.

5. «О ходе пенсионной реформы в Республике Саха (Якутия)». Проведены 21мая 2003 года.

6. «О ходе реализации Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2003 годы». Проведены 23 октября 2003 года.

7. «Об итогах реализации первого этапа Государственной целевой программы «Развитие воздушного транспорта в Республике Саха (Якутия) на период с 2002 по 2006 годы». Проведены 10 декабря 2003 года.

 

«О проблемах борьбы с преступностью, профилактике правонарушений и подготовке проекта государственной программы Республики Саха (Якутия) по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы»

(проведены 12 марта 2003 года)

 

Организатор: комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) по государственному строительству, законодательству и местному самоуправлению.

Состав участников: представители министерств и ведомств РС (Я), государственных и общественных учреждений, СМИ.

 

Парламентские слушания организованы во исполнение постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 6 февраля 2003 года ГС № 4-III «О трагических случаях, прошедших в январе-феврале 2003 года в городах Вилюйске и Якутске». Целью парламентских слушаний являлось получение наиболее полной информации о состоянии борьбы с преступностью и ее профилактике в Республике Саха (Якутия) с тем, чтобы учесть предложения широких кругов общественности для выработки первоочередных мер по укреплению правопорядка в республике.

Основным докладчиком выступил министр внутренних дел Республики Саха (Якутия) Александр Назаров. По мнению выступавших, на территории Республика Саха (Якутия) образовалась сложная криминогенная обстановка, особенно в столице республики – городе Якутске. Так, из 845 преступлений 596 приходится на город Якутск. Был отмечен низкий уровень оперативных мер патрульно-постовых служб, слабая работа участковых уполномоченных милиции. Критике участников парламентских слушаний была подвергнута также работа улусных (районных) и городских органов власти в сфере борьбы с преступностью и профилактике правонарушений.

В целях снижения уровня преступности и совершенствования системы профилактики правонарушений участники парламентских слушаний рекомендовали:

Президенту Республики Саха (Якутия) внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Государственную программу по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 годы, одобренную Правительством Республики Саха (Якутия) 26 декабря 2002 г.

Правительству Республики Саха (Якутия) подготовить проекты федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О рекламе» (в части ограничения рекламы табачных изделий и алкогольной продукции), «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Закон РС (Я) «Об особых правилах распространения эротической продукции и запрете пропаганды культа насилия и жестокости», а также разработать и принять нормативные правовые акты о предупреждении насилия в семье, о профилактике правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних, о добровольной сдаче огнестрельного оружия. Также даны рекомендации министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия).

 

«О государственной политике в области здорового питания населения РС (Я) и производстве лекарственных препаратов с использованием местного сырья» (проведены 7 апреля 2003 года)

 

Организатор: комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации.

Состав участников: представители министерств и ведомств РС (Я), государственных и общественных учреждений, научно-исследовательских институтов, коммерческих структур, СМИ.

 

Участники парламентских слушаний отмечают, что демографическая ситуация в Республике Саха (Якутия) характеризуется сокращением численности населения в целом и численности детей в общем составе населения, снижением уровня рождаемости и высокими по сравнению в Российской Федерации показателями младенческой смертности. На состояние здоровья населения значительное влияние оказывают снижение качества и ухудшение рациона питания населения. Меры, предпринимаемые в республике в области здорового питания населения, были признаны недостаточными и малоэффективными.

В связи с этим участники парламентских слушаний рекомендовали:

Правительству Республики Саха (Якутия) разработать план конкретных мероприятий по реализации концепции государственной политики в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г., утвержденный постановлением Правительства Республика Саха (Якутия) от 2 марта 2001 г. №11, а также по производству лекарственных препаратов с использованием местного сырья.

Главам муниципальных образований и представительным органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) разработать комплекс мер по реализации указанной концепции, расширению производства продуктов питания, биологически активных пищевых добавок и лекарственных препаратов с использованием местного сырья и внести предложения по этим вопросам в органы государственной власти Республики Саха (Якутия).

 

«О ходе реализации Закона Республика Саха (Якутия) № 179-I от 25.06.1997 «Об оленеводстве»

(проведены 17 апреля 2003 года)

 

Организатор: комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера.

Состав участников: представители министерств и ведомств РС (Я), государственных и общественных учреждений, научно-исследовательских институтов, коммерческих структур, СМИ.

 

Основными докладчиками выступили заместитель министра сельского хозяйства Б.А. Николаев, Генеральный директор НАОК «Таба» А.Е. Мандаров, ректор ЯГСХ профессор, народный депутат Л.Н. Владимиров. Участники парламентских слушаний отмечают, что домашнее оленеводство республики - это единственная отрасль производства в системе АПК, где продолжается ежегодный спад и сокращение поголовья оленей. Отрасль на сегодня практически потеряла товарную значимость. Полувольный выпас оленей, к сожалению, стал системой, и это привело к резкому увеличению непроизводительных потерь и травле хищниками оленей. Ослаблено ветеринарное обслуживание оленеводства. На сегодняшний день основная часть норм закона Республики Саха (Якутия) «Об оленеводстве» остается невыполненной.

C учетом всех замечаний участники парламентских слушаний рекомендовали:

Постоянному комитету Государственного Собрания (Ил Тумэн) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера, народным депутатам Государственного Собрания (Ил Тумэн) проработать отдельные статьи республиканского Закона «Об оленеводстве» и внести на рассмотрение Государственного Собрания проект республиканского Закона «Об изменениях и дополнениях к Закону РС (Я) «Об оленеводстве». Обратиться к Президенту Республика Саха (Якутия) В.А. Штырову с предложением принять дополнительные меры по усилению контроля и спроса с руководителей республиканских министерств и ведомств за исполнение норм статей 4 и 7 Закона РС (Я) «Об оленеводстве».

Правительству Республики Саха (Якутия) разработать и осуществить меры по обязательному соблюдению параметров мер государственной поддержки и развития отрасли оленеводства по Президентской программе социально-экономического развития села РС (Я) на 2002-2006 г.г. и их полное бюджетное обеспечение, предусматривать в инвестиционном бюджете республики ежегодно финансовые средства в объеме по 20-25 млн. рублей на создание и укрепление производственной базы и транспортное оснащение отрасли, на социально-бытовое обустройство кочевого жилья для постоянных работников отрасли, предусматривать ежегодно по линии республиканского бюджета специальные целевые средства в объеме 25 млн. рублей.

Отдельные рекомендации даны также органам местного самоуправления, Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и НАОК «ТАБА».

 

«Об исполнении законов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о защите населения от туберкулеза и о комплексных государственных мероприятиях по борьбе с туберкулезом в Республике Саха (Якутия)»

(проведены 18 апреля 2003 года)

 

Организатор: комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) по здравоохранению, делам семьи, детства, молодежи, физкультуре и спорту.

Состав участников: Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн), представители органов исполнительной власти, учреждений здравоохранения и медицинской науки, общественных организаций.

 

Выступавшие констатировали, что Республика Саха (Якутия) по своим климатическим, социально-экономическим и жилищно-бытовым условиям является территорией высокого риска туберкулезной эпидемии. Так, в течение 1999-2000 г.г. в Республике Саха (Якутия) показатель заболеваемости населения туберкулезом повысился в 1,9 раза, в том числе детей – в 4 раза. Заболеваемость коренного населения в 2 раза выше, чем пришлого. Высокий уровень заболеваемости туберкулезом наблюдается в дошкольных и школьных

Последнее изменение: 12.05.2011 22:11
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице